Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:
  • Music:

Коразим.



Участок северного берега озера Кинерет, с населёнными пунктами Кфар Нахум, Коразим и Бейт Цайда, иногда называют "the evangelical triangle", поскольку именно в этих краях жил и проповедовал своё учение Иисус. Жестоковыйные обитатели вершин треугольника, однако, не спешили принимать учение, за что и получили выволочку (Мф 11:20):

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

В четвёртом веке Евсевий подтвердил, что Коразим получил по заслугам: "Деревня в Галилее. Христос оплакивал её, согласно Евангелию. Сейчас она покинута. Две мили от Капернаума." Ещё восемьсот лет спустя Пётр Дьякон, монах из Монтекассино, написал труд о святых местах; он сообщил о безуспешных попытках евреев восстановить местную синагогу - мол, всё, что успевали построить за день, разваливалось ночью. Где Пётр об этом прочитал - неясно; непонятно даже, к какому веку относится его инфорация; по некоторым предположениям, источником могла послужить Эгерия, кельтская паломница, посетившая Палестину в 381-384... но это лишь спекуляция.

Заслужил Коразим и несколько упоминаний в еврейских источниках. В частности, Вавилонский Талмуд сообщает, что не будь объект так далеко от Иерусалима, оттуда вполне можно было бы привозить омер пшеницы.

В середине 19 века учёные мужи наткнулись на базальтовые руины, именуемые Хирбат Караза, и идентифицировали их с проклятым городом. Зеев Йейвин приписывает идентификацию голландцу Карлу ван де Вельде; Михаэль Ави Йона пишет, что "factors relating to the identification of Chorazin were first dealt with by Robinson following his trip to the Holy Land in 1852". Первые раскопки провели в 1905 Карл Вацингер и Хайнрих Коль. В 1926 за дело взялись сотрудники мандатного Управления Древностей Наим Махули и Яаков Ори. Зеев Йейвин работал над объектом в 1962-64 и в начале 80-х. И наконец, в 1967 без разрешения заскочил Годфри Клоцли.

На данный момент наиболее ранние находки датируются концом первого или началом второго века - поздновато для Иисуса; однако исследована только небольшая часть деревни, возможно самое интересное ещё впереди. Вероятно, приток беженцев в Галилею после "иудейских войн" способствовал росту поселения. На пике - примерно в четвёртом веке - оно занимало 80-100 акров и могло похвастаться роскошной синагогой. Стоп, но ведь по Евсевию как раз в это время Коразим должен лежать в руинах ? Не то автор Ономастикона воспользовался устаревшей/неточной (но зато соответствующей Писанию) информацией, не то в начале 4 века дела таки были плохи, и лишь потом пошли в гору. Негев с Гибсоном, пишут, что некоторые здания ещё использовались в 13 веке, причём ведут речь о "непрерывном использовании". Управление же Парков хоть и согласно с 13-м веком, однако настаивает, что перед тем деревня несколько сот лет простояла заброшенной; зато добавляет, что согласно неназванному путешественнику, в 16 веке здесь жили еврейские рыбаки. В начале 20 века на древних развалинах обитали бедуины из клана Зангария; палестайнремемберед насчитал 15 домов.


(Yeivin, Z. The Synagogue at Korazim)

Главная фича национального парка - вышеупомянутая синагога. Йейвин полагает, что здание было построено в конце третьего или начале четвёртого века, и использовалось до конца шестого. Магнес, основываясь на монетах (Йейвин и Клоцли накопали в общей сложности более двух тысяч таковых) и керамике, датирует синагогу концом пятого века или позже. Такая датировка, кроме всего прочего, лучше согласуется с вышепроцитированным Ономастиконом. Размеры синагоги - 21 на 15 метров. Три входа, все с юга. С запада примыкал двор, с севера - небольшое помещение с лестницей на второй этаж.

Ори оставил потомкам замечание, согласно которому в 200 метрах к западу от известной нам синагоги была ещё одна, которую он описал как небольшое здание с квадратными колоннами, входом с востока и рядами скамеек вдоль трёх стен. Потомки упомянутое здание так до сих пор и не нашли. Рунессон и соавторы датируют находку Ори "возможно первым или вторым веком".


(Yeivin, Z. The Synagogue at Korazim)

Синагога, вид с востока:





Частично восстановленный фасад:











Внутри:



Базальтовое кресло ака "кафедра Моисея". Надпись арамейская, что-то про Юдана, сына Ишмаэля, пожертвовавшего деньги на синагогу:



Предполагаемые элементы арон кодеш:





Элементы карнизов, колонн и прочая резная всячина. Учитывая твёрдость и одновременно хрупкость базальта, впечатляет.







Портрет Медузы. А может Гелиоса. Магнес, во всяком случае, колеблется.



Улица:



Посторйки к востоку от синагоги. Веорятно, те самые "общественные здания" что, по Негеву, использовались до 13 века:





К западу - жилые дома:





Потолок - базальтовые плиты, лежащие на на арках:



Плиты довольно короткие; не такой уж широкий дом потребовалось перегородить тремя рядами арок:



За домами - маслодавильня:







К северу - миква:



И ещё что-то:



Могила шейха Рамадана у самого входа в парк. По описаниям, когда-то над ней было здание, да обветшало и рухнуло.



Просто пейзаж:



И из коллекции Мэтсона:









Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Did Galilee Decline in the Fifth Century By Jodi Magness (from Religion, ethnicity and identity in ancient Galilee: a region in transition)
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the fourth century By Günter Stemberger
The ancient synagogue from its origins to 200 C.E.: a source book By Anders Runesson, Donald D. Binder, Birger Olsson
Parks.org.il
Ancient Chorazin Comes Back to Life By Ze’ev Yeivin
Chorazin (Korazim) By Stephen Langfur
Biblewalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера yozhik_
Отчёт ЖЖ-юзера alla_hobbit: 1, 2
Отчёт ЖЖ-юзера raduga_nk
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Отчёт ЖЖ-юзера father_ingwar
Tags: синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Хирбет Хамад.

    Сегодняшний объект фигурирует у Герена и Кондера как Хирбет эль-Фахахир, но теперь он больше известен как Хирбет Хамад. Он находится на холме к…

  • Тель Авив - Аэропорт Сде Дов.

    В 1937-м мэр Тель Авива Исраэль Роках обратился к мандатным властям с задумкой открыть в городе собственный аэропорт, поскольку в условиях…

  • Тель Авив - Таможня.

    Построенная британцами на исходе ПМВ узкоколейка Яффа - Лод имела небольшое ответвление на север, к линии фронта; оно покидало основную линию в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Хирбет Хамад.

    Сегодняшний объект фигурирует у Герена и Кондера как Хирбет эль-Фахахир, но теперь он больше известен как Хирбет Хамад. Он находится на холме к…

  • Тель Авив - Аэропорт Сде Дов.

    В 1937-м мэр Тель Авива Исраэль Роках обратился к мандатным властям с задумкой открыть в городе собственный аэропорт, поскольку в условиях…

  • Тель Авив - Таможня.

    Построенная британцами на исходе ПМВ узкоколейка Яффа - Лод имела небольшое ответвление на север, к линии фронта; оно покидало основную линию в…