Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Цфат - Крепость.



Ранняя история Цфата - сплошное белое пятно. Какой-то Цфат упоминается в судьях 1:17: "И пошел Йеуда с Шимоном, братом своим, и поразили Кенаанеев, жителей Цефата, и разгромили его, и назвали этот город Хорма". Нo смущает, что непосредственно до и после Иегуда действует совсем в других краях - то отправляется в Хеврон, то покоряет Газу, Ашкелон и Экрон... может, это какой-то другой Цфат ? Не подскажут ли знатоки ?...

Многие века спустя, Флавий укрепляет против римлян какой-то Сеф: "Так как он предвидел нападение римлян на Галилею, то он укрепил под­ходящие места... он обвел окопами пещеры на берегу Генниса­ретского озера в так называемой Нижней Галилее, а в Верхней Галилее Ахаварскую скалу, Сеф, Иамниф и Мероф" (Иудейская война 2 20:6). Да впридачу Иерусалимский Талмуд (Рош а-шана бет) мельком сообщает нам, что в Цфате зажигали когда-то огни для обозначения начала месяца. Вот, пожалуй, и вся античность... и приходится сразу переходить к мрачному средневековью...

Арабский автор 13 века ибн Шаддад датирует франкский замок в Цфате (Сафете) 1102 годом; согласно той же летописи, замку предшествовало мусульманское укрепление под названием Бурдж аль-Ятим и деревня ниже по склону. Возможно, какие-то строительные работы имели место примерно в 1140. Король Амори приобрёл замок у Фулька, коннетабля Тверии, и в 1968-м поручил за заботам тамплиеров. К замку, очевидно, прилагалось предместье; по Боазу, в 1179 Саладин, занятый разрушением соседнего замка Вадум Якоб, заодно разорил и оное предместье. Тамплиеры удерживали Сафет до конца ноября или начала декабря 1188, т.е. добрых полтора года после поражения при Гаттине. Примерно в 1220 правитель Дамаска аль-Муаззам разрушил замок.

В 1240 франки вернули дипломатическим путём многие свои прежние владения, включая и Сафет, который затем отстроили краше прежнего. Историю восстановления замка описывает в деталях рукопись, именуемая "De Constructione Castri Saphet". Автор, вероятно, входил в свиту епископа марсельского Бенедикта д'Алиньяна. Бенедикт был проездом в Дамаске, когда некие сарацины поинтересовались у него, не восстанавливают ли франки Сафет, и пояснили - мол, означенный замок "закрывает ворота Дамаска". Отправившись в Цфат, однако, епископ обнаружил лишь груду камней, оставшуюся от разрушенной крепости. Местный кастелян, Рейнхард из Каро, подтвердил - замок был бы крайне полезен и для защиты Галилеи, и для нападения на ближнее зарубежье. Был затронут и экономический вопрос - замок позволил бы владельцу "крышевать" окрестные земли; напротив, сарацинскоподданные опасались бы рейдов из замка, и потому "не решались бы обрабатывать землю, которая стала бы пустыней". Выслушав всё это, Бенедикт поспешил в Акко, к магистру тамплиеров Арману де Перигору. "Денег нет", сказал минфин магистр. "Да я своими руками готов...", ответил епископ. И пристыжённые храмовники проголосовали за. 11 декабря 1240 Бенедикт, как и обещал, лично уложил первый камень. Двадцать лет спустя д'Алиньян снова посетил Левант и, разумеется, проявил интерес к судьбе своего детища. Тамплеры сообщили, что только за первые два с половиной года вбухали в проект миллион сто тысяч сарацинских безантов; и результат, похоже, действительно впечалял. Словами рукописи, "великолепное сооружение казалось созданным не только людьми, но посредством всемогущества божьего". И конкретнее:

Трудно передать, сколько там было прекрасных строений; какие какие прекрасные укрепления со рвами в 7 канн (15.4 м) вглубь скалы и 6 в ширину; какие внутренние стены, 20 канн (44 м) высотой и полторы шириной (3.3 м) в верней части; какие внешние стены, 10 канн в высоту и 375 в окружности (825 м); какие казематы, надо рвом и под стеной, где можно поставить арбалетчиков... есть семь башен, каждая 22 канны (48.4 м) в высоту, десять в ширину, со стенами в две канны (4.4 м) в верхней части; сколько помещений для любой надобности; сколько арбалетов, стрел, машин и любого оружия; какой многочисленный гарнизон; сколько рабочих...

Гарнизон замка составлял 1700 человек: 50 рыцарей, 30 сержантов, 50 туркополов, 300 арбалетчиков, 820 "для работы и других задач"", 400 рабов (немного не сходится, ну да ладно), а в военное время мог быть увеличен до 2200. Дальше в рукописи много всего про плодородные земли, мельницы, большую деревнюс рынком у стен замка, 260 других подконтрольных деревень, возможность безопасного посещения святых мест, славные деяния рыцарей и трепещущих неверных.

И однако 23 июля 1266, ещё при жизни Бенедикта, султан Бейбарс со своими мамлюками взял этот великолепный замок после шестинедельной осады. На помощь исследователю снова приходит анонимный летописец, на сей раз - "тирский тамплиер". Бейбарс, пишет тамплиер, сумел занять передовые укрепления замка (барбикан), но потерял при этом много солдат. Тогда султан пошёл на хитрость. Большую часть защитников замка составляли "туземцы", и Бейбарс пообещал последним пропустить их куда пожелают. Летопись не указывает, многие ли соблазнились; но во всяком случае недоверие между тамплиерами и "сирийцами" было посеяно. Затем египтяне возобновили атаки. Гарнизон, ослабленный потерями и внутренними склоками, пошёл на переговоры; парламентёром отправили брата по имени Леон, казальера (управляющего владениями). В итоге защитники замка сдались, очевидно под обещание султана их отпустить, и были тут же казнены. Летопись сообщает, что вместо Бейбарса клятву произнёс некий эмир, переодетый в платье султана. Автор обвиняет Леона, что тот посодействовал мамлюкскому обману, а затем принял ислам.

Не могу не отметить, что в нынешнем плачевном состоянии замка Бейбарс не виноват. Напротив, вскоре после захвата Цфата мамлюки приступили к восстановлению укреплений; они укрепили ворота, построили большую башню и резервуар рядом с ней, углубили и расширили ров, а заодно переоборудовали церковь под мечеть. Впоследствии, с изгнанием крестоносцев, военное значение замка устремилось к нулю; он служил казармой для местного гарнизона и тюрьмой. В деревне были построены постоялые дворы, рынки, бани и сады, и опять же мечеть (по поводу последней см. ниже). Возможно, летописи намного преувеличивают, но какая-то строительная активность, очевидно, была. Земли вокруг были розданы 54 мамлюкам. Сам же Цфат стал каким-то административным центром, хотя не вполне понятно, что именно этот центр контролировал. Абу'л-Фида в начале четырнадцатого века характеризует Цфат как средней величины город, занимающий три холма.

Интересный эпизод, относящийся к мамлюкскому периоду, обнаружил в анонимной летописи Михаил Чернин. 5 июля 1422-го губернатор Цфата Иналь аль-Хазандар взбунтовался против нового султана Барсбая (не путать с Бейбарсом). 1 августа к городу подошли правительственные войска во главе с Мукбилем аз-Зейни, которому предстояло разобраться с Иналем и занять его место. Иналь отступил в крепость, но у лоялов был убедительный аргумент - пушка, при помощи которой они пробили брешь в стене. Иналь пошёл на переговоры, получил некое обещание, сдался и в итоге был повешен на одной из башен крепости. Похоже, это первое свидетельство использования огнестрельной артиллерии в наших краях...

Ближе к концу мамлюкского периода население, похоже, сократилось из-за чумы. Зато при новой османской власти (с 1516) быстро выросло. Если в 1525 документы отмечают 926 домов, то в 1567 в два с лишним раза больше - 1931. Львиную долю прироста населения обеспечили еврейские репатрианты, перебравшиеся к просвещённым и веротерпимым туркам из тёмной антисемитской Европы: количество еврейских семей за тот же период подскочило с 233 до 945. Впрочем, еврейский Цфат - отдельная тема, я постараюсь "добраться" до него как-нибудь в другой раз... Город по прежнему служил административным центром - "столицей" санджака. Процветало производство текстиля. А вот замок забросили - по словам Челеби, в семнадцатом веке вместо солдат или хотя бы арестантов там держали овец и коз. В середине восемнадцатого века крепость была возвращена на службу Али, сыном правителя Галилеи Захира аль-Омара. Но затем последовало восстановление османской власти, землетрясения 1759-го и 1837-го, растаскивание на стройматериалы... в общем, "получилось как всегда".

В 1948 в Цфате проживали десять тысяч арабов ("с историей насилия против ишува", добавляет Моррис; это он, наверное, на 1929-й год намекает ?) и полторы тысячи евреев. Большую часть последних составляли ортодоксы, которые не особенно рвались записываться в Хагану. В марте начались налёты на еврейский квартал и нападения на еврейский транспорт. 15 апреля Армия Освобождения предприняла серьёзную атаку на еврейский квартал; атака была отбита (по Талю - с британской помощью). Британцы предложили - уже не в первый раз - эвакуировать евреев, и получили очередной отказ. Отчаявшись "разрулить" ситуацию, британцы эвакуировались из Цфата сами. Стратегические позиции - такие как вышеупомянутая мамлюкская крепость и здание британской полиции на горе Кнаан - оказались в руках арабов.

С конца апреля инициатива перешла в руки Хаганы. Операция Ифтах началась с "прихватизации" оставленной британцами полиции Рош Пины. Затем были заняты деревни Эйн-Зейтун и Бирия к северу от Цфата (1 мая) и бедуинские поселения вдоль дороги Рош Пина - Тверия (4 мая). Попытка захватить мамлюкскую крепость (6 мая, силами 3-го батальона Пальмаха) была отражена. Обе стороны готовились к продолжению боевых действий. Командир батальона Армии Освобождения, будущий президент Сирии Адиб Шишакли назначил наступление на 10 мая. 3-й батальон Пальмаха опередил его, повторно атаковав ночью с 9 на 10. На сей раз Пальмах занял крепость и полицейский участок. Армия Освобождения отступила, а за ней побежали и некомбатанты. За несколько часов до атаки, пишет Моррис, Шишакли лишился иорданских добровольцев, мирно отправившихся восвояси. Другим фактором, сработавшим в пользу Пальмаха, оказался самодельный еврейский миномёт Давидка. Точность у этого девайса была отвратная, зато шуму много; и среди арабов отчего-то распространился слух, что он стреляет атомными бомбами...

...когда Пальмах захватил Цфат... раввин города сказал, что Цфат спасся чудом и делами: делами были молитвы, а чудом было, что Пальмах пришел.
(Йорам Канюк, "Ташах" via chenai)

Фотография Фрэнсиса Бедфорда, 1862:



Цфат в Первую Мировую (Bayerisches Haupstatsarchiv via Folda):





План руин замка от SWP. В последние годы раскопки в крепости проводили Hervé Barbé и Emanuel Damati.





Здесь была мамлюкская надвратная башня (W107 на схеме):









Странные каменюки, может быть подвернувшиеся строителям остатки акведука ?



Бойница (W100):



Заходим:





Внутри башни (S1):



Это уже крестоносцы (S12):



Опора крестового свода:







Выше по склону - остатки внушительной мамлюкской башни:



Султан Бейбарс осадил их и взял это место, и предал мечу всех кто был в крепости, убив их на вершине близлежащего холма. Потом он разрушил {замок} и построил внутри круглую бащню и назвал её "кала". Её высота 120 дхира и ширина 70. И на террасу на вершине поднимются по двойному проходу. Пять лошадей могут ехать рядом наверх по изгибающемуся коридору без ступеней. Башня построена в три этажа. Она снабжена провизией, залами и складами. Под ней есть резервуар для дождевой воды, которой хватает для людей в крепости на год.
(Аль-Димашки)



Мощная изолированная башня или донжон, круглой формы, 34 метра в диаметре...; осталось несколько рядов тщательно обработанных блоков. Внутри руины крытой галереи, построенной из таких же блоков.
(Виктор Герен, 1870)



Заходим...



Вот и коридор. Насчёт пяти лошадей я, честно говоря, сильно сомневаюсь. Разве что карликовые пони.



Коридор быстро заканчивается:



Наверху - мемориал, посвящённый Войне за независимость:



Ещё пару подарков от мамлюков можно обнаружить в южном конце улицы Тет-Зайн. Первый - мавзолей, ака Завият Банат Хамид. В мавзолее похоронен губернатор Цфата (1370-72) Музаффар ад-Дин Муса бен Хадж Аруктай; плюс наличествует ещё одна мамлюкская могила и одна более современная. В настоящее время в здании обитают какие-то масоны.


(A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen)



Где-то на южной стене должны быть три надпси, в том числе одна извещающая об отмене каких-то пошлин:
In the name of the most merciful God. It has been decreed by royal and august order of our Lord, the Sultan al-Malik aз-Zаhir Abу Sa'id Jaqmaq, may God make his reign eternal, that the illegal taxes which are being levied for merchandise entering the Dаr al-Wakala in Safed, may it be protected, shall be abolished, and that none of those who bring in the goods shall encounter any opposition whatsoever. It has been ordered to write this during the governorship of His Most Noble Excellency Saif ad-Din Yashbak al-Hamzawi, governor-general of the province of Safed, may God make his victories glorious, on the date of the loth of the month Dhu-l-Qa'dah of the year 852 (15th January 1449 C.E.)
(via Mayer)

Но под таким углом я надписи не разглядел, а через ограду лезть не стал.



И вот ещё что-то похожее на картинке от наших заклятых друзей с палестайнремемберд.

По соседству - "красная мечеть" (джами аль-ахмар). По всей вероятности, это и есть упомянутая в летописях мечеть, построенная при Бейбарсе. Комплекс прямоугольный, 40.5 на 28.3 м. Вход с северной стороны ведёт во внутренний двор, окружённый с трёх сторон галереей с крестовым сводом. В северо-западном углу когда-то был минарет. Дальше к югу находится собственно мечеть (квадрат с стороной 15 метров, четыре колонны).


(A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen)









Название "красная мечеть" впервые фигурирует у аль-Усмани (1372); предположительно виноват использованный строителями для некоторых элементов здания красноватый известняк.



Эта штуковина называется мукарнас. Надпись под мукарнасом сообщает:

... Ordered the construction of this blessed Mosque our Lord, the Sultan al-Malik az-Zahir ... Rukn ad-Dunya wa-d-Din ... Baybars as-Salihi, Associate of the Commander of the Faithful. This was done in the year 674 {1275/6}
(via Mayer)



Интерьер мечети около 1950 (Mayer via Taragan). Над михрабом начертано следующее (Майер датирует надпись началом четырнадцатого века):

In the name of the most merciful God. He only shall visit the temples of God, who believeth in God and the Last Day, and is constant at prayer and giveth the legal alms and feareth God alone and these perhaps may become of those who are rightly guided (Sura IX, v. 18). Ordered the construction of this blessed mosque and the mausoleum within, the servant yearning for God the Exalted, Najm ad-din Firuz, (officer) of al-Malik an-Nasir, and made a waqf in their favour and [in favour] of ten persons [viz.] the imam, the muezzin, the man in charge, the readers, the mats and the lighting, [the waqf to consist] of all of two halls and the adjacent stables and half the garden known as "ar-Rashidi" and the bath-house which he constructed in [the Suq] al-Attarin. Whatever is necessary is to be paid from the income of this [property] as mentioned in the waqf-deed, and the surplus [is to be transmitted] to his children and grand-children and [further] descendants.



И до кучи - сарайя. Пишут, что здание построено в 18-м веке, при аль-Омаре; а потом перестроено в конце 19 века. Башня с часами в одном из углов - одна из семи построенных в Палестине в честь 25-летия правления султана Абдул Хамида II. Позже размещавшуюся здесь османскую администрацию сменила британская, потом здание досталось ЦАХАЛу, затем было переоборудовано под дом престарелых, и с 1975 работает "общественным центром".







Из архива Пальмаха:



Арабские "милиционеры" в окрестностях Цфата в 47 или 48:


(C)

Пальмахники в Цфате в 48, верхом на Morris LRC:


(Фред Чесник, архив ККЛ)

Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem Volume 2 L-Z By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Archaeology of the military orders By Adrian J. Boas
Crusader art in the Holy Land By Jaroslav Folda
The new knighthood: a history of the Order of the Temple By Malcolm Barber
The Templars: selected sources By Malcolm Barber, A. K. Bate
The Templar of Tyre: Part III of the Deeds of the Cypriots By Paul Crawford
Founfing a New Mamlaka: Some Remarks Concerning Safed and the Organization of the Region in the Mamluk Period By Joseph Drory (from The Mamluks in Egyptian and Syrian politics and society)
Doors That Open Meanings: Baybars' Red Mosque in Safed By Hanna Taragan
Some Principal Muslim Religious Buildings in Israel By Mayer et al
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
War in Palestine, 1948 Strategy and Diplomacy By David Tal
1948 A History of the First Arab-Israeli War By Benny Morris
Iaa-conservation.org.il
Biblewalks
Отчёт ЖЖ-юзера nmiddle
Tags: крепости, мавзолеи, мемориалы, мечети, фотоотчёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments