Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Закинул старик в небо невод...



Несколько лет назад, читая по диагонали "Топи их всех" Локвуда, наткнулся на чрезвычайно озадачивший меня абзац:

С меньшим энтузиазмом мы отнеслись к другой делегации из морского министерства, которая пыталась внушить нам, что подводные лодки якобы нуждаются в мощных средствах защиты от авиации... Для усиления средств защиты морское министерство предлагало нам поставить в кормовой части подводных лодок ракетную установку. Эта махина весом в восемь тонн должна была выстреливать в небо ракету с проволочной сеткой в расчете на то, что в ней запутается винт атакующего самолета. Разумеется, самолет уже успеет к тому времени сбросить бомбы, и проволочная сетка будет играть лишь роль мстителя. Это предложение не представляло для меня никакого интереса, тем более что я видел эти установки в Англии, где они использовались для защиты аэродромов, и знал, что английские летчики не очень-то доверяют им. Даже члены прибывшей делегации не проявляли большого энтузиазма относительно этой идеи.

Ась ? Уж не перепутал ли автор что ? Однако знатоки подсказали - подобный девайс действительно был. В начале второй мировой на кораблях британского флота устанавливался так называемый Unrotated Projector - двадцатиствольная семидюймовая зенитная РСЗО, призванная создать перед атакующим самолётом "воздушное минное поле" из тросов, прикреплённых к парашютам. К другому концу 122-метрового троса цеплялась 238-граммовая мина. Предполагалось, что зацепивший трос самолёт или подтянет к себе мину, или просто потеряет управление. Дальность действия составляла 3000 футов, высота установки "минного поля" 1000 футов. Пусковая весила порядка четырёх тонн. На верхней фотографии - экземляр с линкора King George V.

КПД "небесных неводов" оказался невелик (вроде бы где-то читал, что на счету морских установок девять сбитий, но не могу вспомнить, где именно). Разочаровывающая эффективность и плюс риск, что ветер отправит мину обратно к кораблю... в общем, равно как и паровые картофелемёты, означенные девайсы были постепенно заменены на менее интересные зенитки.

Как можно понять из оспревской книжки про Тобрук (Campaign 80), не оправдавшие ожиданий установки перевели в осаждённый город, и их применение даже имело какой-то эффект:

In August the Stukas returned in daylight, this time to be met by a new Royal Navy device officially called 'Unrotating Projectiles' or 'UPs'. These were multi-barrelled rocket launchers that released small parachutes from which hung piano wire supporting a small bomb. One of Churchill's pet devices, the Admiralty had decided they were too unpredictable for use in the UK following a singularly alarming display, and it was decided that Tobruk would be an ideal place to employ them.

Late on 10 August Maria Giovanna was at the jetty alongside Navy House when 18 Stukas made a direct attack on her. The rockets were fired and suddenly the diving planes were desperately trying to take evasive action and flee for home. One was seen plunging into the desert, two more were hard hit by the Bofors and another was seen to depart trailing a UP from its tail. No bombs landed anywhere near the schooner. After a few more attempts to pierce this new screen, the Stukas gave up and concentrated on targets elsewhere.


Можно добавить, что нечто похожее существовало у японцев. Немцы тоже вроде бы проводили какие-то изыскания в направлении воздушных минных полей, но быстро забросили.

ПУ и ракеты, тоже King George V:





Нельсон:



Ссылки:
Navweaps.com
Stop-gap weapons of 1940: the concept of the aerial minefield
Tags: великобритания, пво, флот
Subscribe

  • Аргаман - Бидат аш-Шааб.

    Среди прочей добычи профессора Адама Зерталя в ходе археологической разведки гор Менаше оказалось несколько обнесённых каменными оградами…

  • Джифтлик - Форт.

    Некоторые форты Тегарта строилась не с нуля, а были получены путём доработки существовавших зданий. Самый наглядный пример - форт Джифтлик в…

  • Хамат Гадер - Железнодорожная станция.

    (По следам поездки с Кешет Йонатан) После Самаха османская железная дорога поворачивала на восток, возвращалась к реке Ярмук, долго и трудно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments