Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:
  • Music:

Тель Беер Шева.



Подробное описание обстоятельств, при которых появился на свет топоним Беер Шева, содержится в книге Бытия, 21:22-31. Всё дело в договоре между праотцем Авраамом и братским филистимлянским народом:

Случилось в то время, что сказал Авимелех и его военачальник Пихол Аврааму следующее: Б-г с тобой во всем, что бы ты ни делал. А теперь поклянись мне здесь Б-гом, что ты не изменишь ни мне, ни моему сыну, ни моему внуку; по милости, которую я оказал тебе, поступи так со мной и со страной, в которой ты находишься. Авраам сказал: Клянусь. Авраам упрекал Авимелеха по поводу колодца с водой, который рабы Авимелеха отобрали. Авимелех сказал: Я не знаю, кто это сделал, да и ты не рассказывал мне, так что только теперь я услышал. Тогда взял Авраам крупного и мелкого скота и дал Авимелеху, и заключили они оба союз. Авраам поставил семь овец отдельно. Авимелех сказал Аврааму: Что это за семь овец, которых ты поставил отдельно? Тот сказал: Возьми от меня семь овец, чтобы они стали мне свидетельством о том, что выкопал этот колодец. Потому и назвали тот колодец Беэр-Шева, так как они там поклялись.

Потом история повторяется, на сей раз с Ицхаком; там же останавливается по пути в Египет Яаков. После завоевания Ханаана Беер Шева достаётся Шимону (Иегошуа 19:2); а к моменту написания книги Шмуэля превращается, похоже, в административный центр:

И было, когда Шмуэль состарился, он поставил своих сынов судьями для (сынов) Исраэля. И было имя его сына, первенца, - Йоэль, а имя второго (сына) его - Авия, судьи в Беер-Шеве.

И так далее, вплоть до Нехемии 11:27:

А в открытых городах на полях своих жила часть сынов Йэуды: в Кирьят-Арба и в ближайших селах, в Дивоне и в ближайших селах, в Йэкавцеэйле и в открытых городах. И в Йэйшуа, и в Моладе, и в Бэйт-Палэте, И в Хацар-Шуале, и в Беэйр-Шэве, и в ближайших селах...

И это не считая выражения "от Дана до Беер Шевы", особенно часто встречающегося в книге Шмуэля...

Во времена постбиблейские Беер Шева упоминается в Ономастиконе как большая деревня в 20 милях к югу от Хеврона, в которой размещён гарнизон. Византийский документ пятого века размещает здесь кавалерию с далёких балкан (Equites Dalmatae Illyriciani). Не забыт наш объект авторами карты из Медвы.

Принято считать, что холм Тель Беер Шева (Тель ас-Саба) - как раз и есть выше многократно упомянутый библейский город, тогда как к византийскому периоду Беер Шева переехала несколько западнее, на место города современного. Раскопки на холме проводили тель-авивские археологи во главе с Йохананом Аарони в 1969-75 и Зеевом Герцогом в 1976, 1993-95. Наиболее древние следы присутствия гомосапиенсов датируются 3400-3100 годами до нашей эры; дальше идут девять культурных слоёв, относящихся к железному веку (13-7 в до н.э.), и наконец - следы нескольких фортов, от персидского до раннеисламского. С 1986 объект является национальным парком, а в 2005 ЮНЕСКО внесла его, заодно с Мегидо и Хацором, в список "всемирного наследия".


(The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor)

Реконструкция, минус восьмой век. Штук 70 домов, человек триста жителей.



Наружные ворота и колодец. В 1993 колодец раскопали до глубины в 70 метров. Кто и когда его вырыл, а также почему снаружи стены, так и не разобрались; но считают, что он функционировал на протяжении всей второй половины железного века. Последние находки датируются первым веком до нашей эры. Диаметр колодца 1.7 - 1.8 м.



Нижняя часть стены каменная; на ней хорошо видна "линия реконструкции", которая отделяет откопанное от восстановленного. Выше начинается сырцовый кирпич. Такая техника - сырцовые стены на каменном фундаменте - имела место. Но в комментах levakov делится подозрением, что выше линии просто клали что попало.



Дорога к внутренним воротам:



Сточная канава:



"Четырёхкамерные" внутренние ворота:











Вид "с внутренней стороны" на ворота и примыкающую к ним площадь. Ворота и площадь, видимо, играли центральную роль в общественной и экономической жизни города; так, в ТАНАХе видим упоминания о царе, сидящем у ворот (Шмуэль II 19:9), о совершавшихся там сделках (Мехахим II 7:18) итд.



Резиденция градоначальника:



Улица 9-8 веков до н.э.:



"Четырёхпространственный дом":





По описанию Аарони, в -10 веке город был защищён сплошной стеной четырёхметровой толщины. После её разрушения в начале -9 века, поверх уцелевшего фундамента построили казематную стену толщиной 1.6 м (внешняя) и 1.05 м (внутренняя). Эта вторая стена дожила до конца -8-го века. Следует учесть, что город стоял на искусственном холме высотой 6-7 метров, окружённом рвом глубиной 4-5 метров. В общем, город был защищён достаточно серьёзно... На следующем фото, насколько я понимаю, остатки казематной стены, но что-то я не могу насчитать там нужное количество метров и литров и килограмм:



Склады (по альтернативному мнению, скорее всего конюшни):







Изучая склады, археологи обратили внимание на интересные каменные блоки, использованные строителями. Любопытные исследоватли вертели блоки в руках, пока наконец не собрали из них "рогатый" алтарь. Копия алтаря встречает теперь посетителей у входа в национальный парк. Камни тёсаные, хотя в первоисточнике ясно сказано: А если ты сделаешь Мне каменный жертвенник, не строй его из тесаных камней, потому что ты занесешь на него свой меч и осквернишь его (Исход 20:22).



Всякая прочая всячина:





















И одна из главных фич - подземный резервуар, обнаруженный в 1970 и дораскопанный в 1994. Резервуар вмещал примерно 700 кубометров воды, но судя по следам на стенах, там редко бывало больше 500. Итого (из расчёта на триста душ) получается 1.7 кубометра в год или пять литров в день на человека. Мало, жалуется Цвика Цук, среднее потребление "человека железновечного" было раза в три больше. Расчёты, впрочем, не учитывают вышеупомянутый колодец.











Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia Of The Holy Land By Avraham Negev
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
צביקה צוק - מים בקצה המנהרה
זאב הרצוג - ‏יישובים מותחמים ב'נגב-יהודה' ובמדבר באר-שבע
Excavations at Tel Beer-sheba By Yohanan Aharoni
Parks.org.il
Bibleage.com
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Tags: водопровод, крепости, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • В эфире - израильская военщина 9.

    (70 лет войск связи) На фотографии - 1967, район монастыря Мар Элиас, и представитель ВВС в "зелёной армии" с его орудием труда - МК-71,…