Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Тель Дор.



Жил да был Явин, царь Хацора. Не тот, что в истории про полководца Сисру и гору Тавор, а его предшественник; но отношения с евреями не сложились и у него:

И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; К кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много.

Результат у обеих Явинов вышел примерно одинаковый:

И предал их Г-сподь в руки исраэйльтян, и они поразили их, и преследовали их до Цидон Рабба, и до Мисрефот-Маима, и до долины Мицпэ к востоку, и перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего... И вот цари земли, которых поразил Йеошуа и сыны Исраэйля по эту сторону Ярдэйна... Царь Дора при Нафат-Доре - один. (Иегошуа 11-12)

В данном случае нас интересует только город Дор, при последовавшем разделе Эрец Исраэль доставшийся колену Менаше, впрочем с оговоркой:

И был (надел) Менашше до Иссахара и Ашейра: Бэйт-Шеан с окрестными городами его, Ивлеам с окрестными городами его, и жители Дора и окрестных городов его, и жители Эйн-Дора и окрестных городов его, и жители Танаха и окрестных городов его, и жители Мегиддо и окрестных городов его - три эти области. Но не могли сыны Менашше выгнать жителей городов этих, и захотели кенаанеи остаться в земле этой. Когда же сыны Исраэйля вошли в силу, сделали они кенаанеев данниками, но изгнать не изгнали их. (Иегошуа 17)

Другую историю про Дор расказывает нам египетский папирус. Жрец Уну-Амон был послан в Библос за древесиной. Когда главный герой был проездом в Доре, принадлежавшем одному из "морских народов" (с названием варьирующимся от "тевкр" до "сикил"), один из членов экипажа дал дёру с казёнными средствами. Герой отправился к правителю Дора Бедеру, но последний наотрез отказался компенсировать потерю, ссылаясь на то, что вор не был его подданным.

В дальнейшем Дор принадлежал захватившим его в -732 году ассирийцам, был колонией Сидона и греческой крепостью, усилиями Александра Яная пребывал несколько десятков лет в руках Хасмонеев, и усилиями Помпея (-63) получил автономию, которую сохранял до второго века н.э.. Флавий приводит следующий случай, имевший место в середине первого века:

Спустя некоторое время несколько юношей из города Дора, решившихся поглумиться над священными вещами и по природе своей отличавшихся необычайной смелостью, задумали поставить в одной из синагог статую императора. Это привело Агриппу в страшную ярость, потому что тем могло быть положено начало попирания исконных иудейских законов. Поэтому он немедленно отправился к сирийскому наместнику Публию Петронию и выступил перед ним с жалобой на доритян. Петроний не менее самого Агриппы рассердился на этот поступок последних (дело в том, что он сам считал нарушение законов верхом безбожия)... (Иудейские древности, 19)

К тому времени Дору уже был нанесён серьёзный удар. Как мы узнаём от Флавия, гавань Дора была не слишком хороша по своей доступности ветрам, которые здесь наносят песок морской на берег и затрудняют причал, так что в большинстве случаев купцам приходится становиться на якорь в открытом море. В конце же первого века до н.э. Ирод соорудил в 15 километрах к югу, в Стратоновой Башне / Кейсарии, большую искусственную гавань. Похоже, что это было начало конца. В дальнейшем многие источники характеризуют Дор как "одну только память" (Плиний) или руины (Иероним). В первом-третьем веках город всё ещё чеканил собственную монету, а в пятом мог похвастаться собственным епископом, но постепенно захирел и в арабский период в источниках уже не упоминается.

В средние века в северо-западной части холма находилась крепость, которую идентифицируют с франкским замком Мерль (Merle, буквально "чёрный дрозд"). Начиная с какого-то момента замок перешёл к тамплиерам, и оставался в их руках до 1291. Крепость занимала пространство в 74 м (запад-восток) на 30 м; с востока защищена рвом. Во конце 19 века Кондер с Китченером ещё застали остатки квадратной башни со стороной 6.1 м, но и эти остатки рухнули в 1895 (да и в любом случае - подозревает почему-то Прингл - могли быть более поздней постройкой). Ивритская википедия приводит непонятно откуда взятую гипотезу, что крепость на Тель Дор - мамлюкская, а замок крестоносцев следует искать не то в Хирбат Мазраа (которую Прингл считает другим франкским сайтом - Casale Rogerii de Chasteillon), не то в Хурват Тефет.

Раскопками Тель Дора занимался в 1923-4 Дж. Гарстанг из Британской Археологической Школы в Иерусалиме, Й. Лейбович в 1950-52, и многие другие начиная с 1980. Среди прочей добычи - израильская кирпичная городская стена, персидская городская стена, греческая городская стена, римский театр и фабрика по производству пурпурного красителя, работавшая в 1-6 веках. Много всякой всячины выловили из моря - от янтичных якорей до наполеоновских пушек; часть этой всячины попала в музей в соседнем кибуце Нахшолим.


(C)

Тель Дор, вид с севера:



Около северо-западной части холма располагалась верфь. Вроде бы прямоугольные штуковины в правой части снимка - она и есть.



Западную часть города занимали храмы:

















Тоже, вроде, остатки храма:



Улица:







Франкский замок находился с юго-западной стороны холма, т.е. где-то там:





В девятнадцатом веке на месте замка ещё стоял этот "столб", но и он рухнул в 1895-м:


(Ван де Вельде, 1851, via wiki)

Может, это и есть остатки замка ?





Какой-то водосток ?





И грот:





Просто берег:







Дальше вдоль южного края холма:





Византийская церковь четвёртого века, построенная поверх греческого храма. Церковь сгорела в седьмом веке; в 8-14 веках здесь располагалось мусульманское кладбище.







Обратно на север, через бывшие жилые кварталы:







Судя по этой груде колонн, здесь стояло нечто серьёзное. Одна из колонн имеет фрому сердечка:



И уже в стороне от холма, ещё что-то:





Берег к северу от Тель Дор:



И к югу, с видом на кибуц Нахшолим. Большое здание с красной крышей - бывший стекольный завод Ротшильда, ныне археологический музей.



А ещё в 2006 неподалёку нашли византийский корабль, вроде даже с сохранившейся мачтой. А в 2016-м - надпись с именем наместника Иудеи в период, предшествовавший восстанию Бар Кохбы, некоего Гаргилия Антиква.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Archaeology of the military orders By Adrian J Boas
The new knighthood By Malcolm Barber
The Excavations at Tel Dor By Ephraim Stern (from The Land of Israel: cross-roads of civilizations)
The Tel Dor Excavation Project
Picturesque Palestine, Sinai, and Egypt (Volume 3) by C.W. Wilson
Biblewalks
Отчёт ЖЖ юзера ramires10
Tags: крепости, фотоотчёты, храмы, церкви и монастыри
Subscribe

  • Кхм 2...

    Our top three guesses for your English dialect: 1. US Black Vernacular / Ebonics 2. Singaporean 3. American (Standard) Our top three guesses for…

  • Очередной тест.

    Викторина Восток – дело тонкое Мой результат: 10 правильных ответов из 10. Вы специализируетесь на истории восточного еврейства? Или…

  • Вот уж не подумал бы.

    А кто вы в сказке?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Кхм 2...

    Our top three guesses for your English dialect: 1. US Black Vernacular / Ebonics 2. Singaporean 3. American (Standard) Our top three guesses for…

  • Очередной тест.

    Викторина Восток – дело тонкое Мой результат: 10 правильных ответов из 10. Вы специализируетесь на истории восточного еврейства? Или…

  • Вот уж не подумал бы.

    А кто вы в сказке?