Первое известное упоминание Авдата (ака Обода) относится ко второму веку. Но по словам археологов, объект лет на пятьсот старше и был основан в конце четвёртого или начале третьего века до нашей эры как набатейский "палаточный городок" на караванном пути Петра - Газа. Как он назывался в ту пору, непонятно; нынешнее же название получил в честь одноимённого набатейского царя, не вполне ясно которого из трёх. Этого царя местные почитали как бога, вероятно именно ему был поначалу посвящён местный храм. Поселение было заброшено на рубеже второго-первого веков до н.э. из-за завоевательных походов хасмонейского царя Александра Яная, и возродилось около сотни лет спустя. В середине первого века объект был разорён, вероятно кочевниками из Аравии, и вновь вернулся к жизни к концу века, при последнем набатейском царе Рабеле II. После смерти Рабеля (106) набатейское царство перешло под непосредственное римское управление как провинция Аравия.
Римский/византийский Авдат уже мало напоминал палаточную стянку караванщиков. Торговые пути через Негев были более не в состоянии прокормить набатеев, и при уже упомянутом Рабеле последние активно занялись земледелием. Пустыня, конечно, не самое благоприятное для этого место; но набатеи проявили недюжинные таланты в области накопления и правильного использования воды, да и местный климат в стародавние времена был видно помягче нынешнего. Среди местной сельхозпродукции - маслины и виноград. Вдобавок, как и в Мамшите, в Авдате разводили лошадей. Что до недвижимости, в конце первого века до нашей эры начали появляться первые каменные "общественные" сторения, в том числе храм. Позже дошли руки и до жилья. Весь второй век в Авдате имел место настоящий строительный бум. Так местные и жили - не тужили до седьмого века, когда супостаты - надо полагать арабы - снова разнесли город вдребезги и пополам, теперь уже навсегда.
Объект был идентифицирован Палмером в 1870. Первые раскопки провёл Кольт в 1937. В 1958-60 копали Ави-Йона и Негев, последний продолжил в 1975-7. Последней (1999-2000) была Тали Эриксон-Джини из Управления Древностей. А в октябре 2009 случился погром. Обвинение предъявили двум бедуинам; последние предположительно мстили за разрушение незаконной постройки, принадлежавшей их родственнику. Чем закончился процесс, мне неизвестно.
Сперва некоторое количество ништяков в центре посетителей:
В том числе мильные камни; по словам сотрудницы, это копии, оригиналы находятся в Музее Израиля.
Ништяки помельче:
Начинаем обход с бань византийского периода у подножия холма:
Тёплая комната (тепидариум):
Холодная комната (фригидариум):
Горячие комнаты (колдариум):
Туалет:
Печь:
В этот кадр попал 180-футовый колодец, из которого брали воду для бань:
Карабкаемся на акрополь:
На западном склоне горы располагался византийский жилой квартал из четырёх сотен домов, примерно таких:
К домам прилагались пещеры, используемые как кладовые (в частности винные погреба) или мастерские:
Дальше, то есть выше - тоже, видимо, жильё:
Продолжение следует...
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Scented Cities - The Nabatean Negev
Israel handbook: with the Palestinian Authority areas By Dave Winter
Отчёт ЖЖ юзера anno_nin
Отчёт ЖЖ юзера nyurka
Отчёт ЖЖ юзера tozhe_kot 1, 2
Отчёт ЖЖ юзера p_krysa
Отчёт ЖЖ юзера vladfe
Отчёт ЖЖ юзера lyolik_il
Отчёт ЖЖ юзера yeolka1