
(Виноград, архив ККЛ)
Данный тип израильской бронетехники времён Войны за Независимость подробно описан на одном широко известном в узких кругах сайте. Чем грех не воспользоваться, а вдобавок можно набросать всяких фотографий.
После известного решения ООН от 29 ноября 1947 о разделе Палестины стороны приступили к так называемой "межобщинной войне". Одним из наиболее популярных арабских развлечений стали нападения на еврейский транспорт, благо дороги между еврейскими поселениями часто проходили мимо арабских деревень, а иной раз, как дорога в Иерусалим, по узким долинам. Посему уже в декабре Хагана озаботилась производством бронеавтомобиля для обороны конвоев.
Донорами шасси стали грузовики, за ненадобностью распроданные британской армией; наиболее распространённым был трёхтонный полноприводной (4x4) Ford F60S. Броня состояла из двух пятимиллиметровых железных листов, между которыми вкладывали двухдюймовые буковые доски; общий вес брони составлял порядка трёх тонн. Такая конструкция получила название "сэндвич", приклеившееся и к самим броневикам. В крыше делали два люка, затянутых проволочной сеткой; машина с открытыми люками показалось кому-то похожей на бабочку, и это прозвище приклеилось тоже. Некоторое количество похожих, но меньших по размеру бронемашин было изготовлено на шасси 3/4-тонных пикапов; для облегчения брони доски брали 1.5-дюймовые, но всё равно получалось тонны две.
Бронированием занимались шесть заводов: "Маген-Четвуд", "а-Аргаз", "Солель-Боне", "Хараш", "Гамбургер" и "Кедма". 28 декабря две первые машины были отправлены в Негев. К 15 апреля было произведено 127 единиц. К тому времени Хагана перешла от пассивной обороны к наступательным действиям; для последних требовались совсем другие девайсы, нежели громоздкие, перегруженные и не имевшие собственного вооружения "бронефургоны". В начале мая сэндвичи сняли с производства, но продолжали применять в течение лета 48-го. Некоторые переделали в носители вооружения (миномётов и огнемётов).
Сионистский ВПК - неуказанный завод в Тель Авиве:

(Виноград, архив ККЛ)
Завод а-Аргаз, Тель Авив, март 1948:

(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)
Ещё где-то:

Ранняя открытая машинка производства а-Аргаз на базе Ford F60S, март 48:

(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)
Сэндвич классический в районе Мишмар а-Негев:

(Библиотека Хайфского Университета)
Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк:

(Central Zionist Archive)

(givati.org.il)
Вид сзади:

(Фриц Шлезингер, 1948)
Июнь 1948-го:


(Фрэнк Шершель)
Во главе конвоя; следом - мандатный броневик и, кажется, грузовик с бронированной кабиной:


(Central Zionist Archives)
Надпись гласит "батальон прорывателей" (гдуд а-порцим), т.е. 4-й батальон бригады Арэль:


(Ханс Пин, Национальная Фотоколлекция)
Конвой прибыл в Иерусалим, апрель 48:

(Эдгар Хиршбейн, архив ККЛ)
Тельавивские дети осваивают технику:

(Йосеф Виноград, архив ККЛ)
Телаьвивские взрослые тоже интересуются:

(Институт Жаботинского)
Сэндвич на базе Ford F60L, конвой Атарот; рядом британский БА Даймлер:

(C)
Конвой Неби Даниэль:

(C)
После боя за "дом ККЛ":

(архив минобороны)
Учения в иерусалимских холмах, 25 ноября 1948:

(Национальная Фотоколлекция)
Сэндвич в кибуце Хукок:

(Архив Палькаха)
Сэндвич в Негеве (Гвар Ам ?):

(Фред Чесник, архив ККЛ)
"Звери Негева" где-то около Яд Мордехай:

(C)
Мадждаль, 5/11/48:

(AP)
Этот сэндвич на базе Ford F60L побывал в египетском плену и был освобождён при взятии Беер Шевы:

(Хуго Мендельсон, Национальная Фотоколлекция)

(Хуго Мендельсон, Национальная Фотоколлекция)

(Архив Пальмаха)
А эти попали в объектив, будучи во вражеских руках:

(Central Zionist Archives)

(Central Zionist Archives)

(Central Zionist Archives)

Подбитый броневик:

(Архив Пальмаха)
Альтернативная конструкция крыши:

(Архив Пальмаха)

(Архив Пальмаха)

(givati.org.il)
А этот вовсе без крыши:
(Яд Табенкин)
Сэндвич с приспособлением для разрушения баррикад. Арабский ответ состоял в минировании баррикад. Еврейский ответ на арабский - в разрушении баррикад зарядом взрывчатки на длинном шесте.
Ещё один, июль 48:

(Национальная Фотоколлекция)
Два сэндвича и M3 Scout Car:

Парад, 48-й; два разных сэндвича и бронеавтобус:

(Central Zionist Archive)
Црифин; надписи на машине: "медицинская служба" и "победа, а не смерть"

(Архив Пальмаха, альбом 5-го батальона бригады Арэль)
И ещё такой же, но открытый сверху:

Сэндвич бригады Гивати на базе коммерческого трёхтонного Форда в Негеве, июнь 48:

(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

(альбом Меира Гиносара, Пальмах)
Машинки бригады Ифтах на базе какого-то гражданского грузовика:

(Архив Пальмаха)

(Архив Пальмаха)
И ещё похожие:


(Архив Пальмаха)
Дир Сунид, 48:

Шасси неизвестно, март 48:

(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)
Редкий трёхосный экземпляр из конвоя Неби Даниэль:

(C)

С солдатами 22-го батальона бригады Кармели:


(via)
Мини-сэндвич на базе Доджа:


(Central Zionist Archive):
Дорога в Мааян Барух (Верхняя Галилея):

(Central Zionist Archive):
Бригада Гивати, вероятно 52-й батальон. Возможно, одна из машин на шасси пикапов ? Броневик вроде вооружён пулемётом BESA:


А на этот 20-мм пушку поставили (Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti, спасибо

(Central Zionist Archive via)
Парад, 11 мая 1978:

(Моше Мильнер, Национальная Фотоколлекция)
Mузей Батей а-Осеф:

Додж, там же:

Такой же в музее бригады Гивати:

Мемориал около Шаар а-Гай:

В кибуце Яд Мордехай:

В сирийском музее; рядом загадочный башенный БА:

И в египетском музее тоже есть...