Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Нам, пожалуйста, сэндвичей, да побольше...


(Виноград, архив ККЛ)

Данный тип израильской бронетехники времён Войны за Независимость подробно описан на одном широко известном в узких кругах сайте. Чем грех не воспользоваться, а вдобавок можно набросать всяких фотографий.

После известного решения ООН от 29 ноября 1947 о разделе Палестины стороны приступили к так называемой "межобщинной войне". Одним из наиболее популярных арабских развлечений стали нападения на еврейский транспорт, благо дороги между еврейскими поселениями часто проходили мимо арабских деревень, а иной раз, как дорога в Иерусалим, по узким долинам. Посему уже в декабре Хагана озаботилась производством бронеавтомобиля для обороны конвоев.

Донорами шасси стали грузовики, за ненадобностью распроданные британской армией; наиболее распространённым был трёхтонный полноприводной (4x4) Ford F60S. Броня состояла из двух пятимиллиметровых железных листов, между которыми вкладывали двухдюймовые буковые доски; общий вес брони составлял порядка трёх тонн. Такая конструкция получила название "сэндвич", приклеившееся и к самим броневикам. В крыше делали два люка, затянутых проволочной сеткой; машина с открытыми люками показалось кому-то похожей на бабочку, и это прозвище приклеилось тоже. Некоторое количество похожих, но меньших по размеру бронемашин было изготовлено на шасси 3/4-тонных пикапов; для облегчения брони доски брали 1.5-дюймовые, но всё равно получалось тонны две.

Бронированием занимались шесть заводов: "Маген-Четвуд", "а-Аргаз", "Солель-Боне", "Хараш", "Гамбургер" и "Кедма". 28 декабря две первые машины были отправлены в Негев. К 15 апреля было произведено 127 единиц. К тому времени Хагана перешла от пассивной обороны к наступательным действиям; для последних требовались совсем другие девайсы, нежели громоздкие, перегруженные и не имевшие собственного вооружения "бронефургоны". В начале мая сэндвичи сняли с производства, но продолжали применять в течение лета 48-го. Некоторые переделали в носители вооружения (миномётов и огнемётов).

Сионистский ВПК - неуказанный завод в Тель Авиве:


(Виноград, архив ККЛ)

Завод а-Аргаз, Тель Авив, март 1948:

D819-111
(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

Ещё где-то:



Ранняя открытая машинка производства а-Аргаз на базе Ford F60S, март 48:

D819-113
(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

Сэндвич классический в районе Мишмар а-Негев:


(Библиотека Хайфского Университета)

Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк:


(Central Zionist Archive)


(givati.org.il)

Вид сзади:


(Фриц Шлезингер, 1948)

Июнь 1948-го:




(Фрэнк Шершель)

Во главе конвоя; следом - мандатный броневик и, кажется, грузовик с бронированной кабиной:




(Central Zionist Archives)

Надпись гласит "батальон прорывателей" (гдуд а-порцим), т.е. 4-й батальон бригады Арэль:



D278-077
(Ханс Пин, Национальная Фотоколлекция)

Конвой прибыл в Иерусалим, апрель 48:


(Эдгар Хиршбейн, архив ККЛ)

Тельавивские дети осваивают технику:


(Йосеф Виноград, архив ККЛ)

Телаьвивские взрослые тоже интересуются:


(Институт Жаботинского)

Сэндвич на базе Ford F60L, конвой Атарот; рядом британский БА Даймлер:


(C)

Конвой Неби Даниэль:


(C)

После боя за "дом ККЛ":


(архив минобороны)

Учения в иерусалимских холмах, 25 ноября 1948:


(Национальная Фотоколлекция)

Сэндвич в кибуце Хукок:


(Архив Палькаха)

Сэндвич в Негеве (Гвар Ам ?):


(Фред Чесник, архив ККЛ)

"Звери Негева" где-то около Яд Мордехай:


(C)

Мадждаль, 5/11/48:


(AP)

Этот сэндвич на базе Ford F60L побывал в египетском плену и был освобождён при взятии Беер Шевы:

D283-088
(Хуго Мендельсон, Национальная Фотоколлекция)

D283-053
(Хуго Мендельсон, Национальная Фотоколлекция)


(Архив Пальмаха)

А эти попали в объектив, будучи во вражеских руках:


(Central Zionist Archives)


(Central Zionist Archives)


(Central Zionist Archives)



Подбитый броневик:


(Архив Пальмаха)

Альтернативная конструкция крыши:


(Архив Пальмаха)


(Архив Пальмаха)


(givati.org.il)

А этот вовсе без крыши:


(Яд Табенкин)

Сэндвич с приспособлением для разрушения баррикад. Арабский ответ состоял в минировании баррикад. Еврейский ответ на арабский - в разрушении баррикад зарядом взрывчатки на длинном шесте.



Ещё один, июль 48:

D366-121
(Национальная Фотоколлекция)

Два сэндвича и M3 Scout Car:



Парад, 48-й; два разных сэндвича и бронеавтобус:


(Central Zionist Archive)

Црифин; надписи на машине: "медицинская служба" и "победа, а не смерть"


(Архив Пальмаха, альбом 5-го батальона бригады Арэль)

И ещё такой же, но открытый сверху:



Сэндвич бригады Гивати на базе коммерческого трёхтонного Форда в Негеве, июнь 48:

D843-115
(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

D843-111
(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

D843-113
(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)


(альбом Меира Гиносара, Пальмах)

Машинки бригады Ифтах на базе какого-то гражданского грузовика:


(Архив Пальмаха)


(Архив Пальмаха)

И ещё похожие:




(Архив Пальмаха)

Дир Сунид, 48:



Шасси неизвестно, март 48:

D819-114
(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

Редкий трёхосный экземпляр из конвоя Неби Даниэль:


(C)



С солдатами 22-го батальона бригады Кармели:




(via)



Мини-сэндвич на базе Доджа:




(Central Zionist Archive):

Дорога в Мааян Барух (Верхняя Галилея):


(Central Zionist Archive):

Бригада Гивати, вероятно 52-й батальон. Возможно, одна из машин на шасси пикапов ? Броневик вроде вооружён пулемётом BESA:





А на этот 20-мм пушку поставили (Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti, спасибо david_2 за опознание). Негев, 1949.


(Central Zionist Archive via)

Парад, 11 мая 1978:

D145-017
(Моше Мильнер, Национальная Фотоколлекция)

Mузей Батей а-Осеф:



Додж, там же:



Такой же в музее бригады Гивати:



Мемориал около Шаар а-Гай:



В кибуце Яд Мордехай:



В сирийском музее; рядом загадочный башенный БА:



И в египетском музее тоже есть...
Tags: бронеавтомобили, израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments