Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Одними сэндвичами сыт не будешь.


(wiki)

Знаменитые "сэндвичи" с некоторыми оговорками годились для сопровождения конвоев, переброски войск вдоль дорог и так далее. Но их эффективное применение на поле боя, и особенно в наступлении, представлялось затруднительным. Во первых, изношенные и перегруженные грузовые шасси не справлялись с бездорожьем и постоянно выходили из строя. Во вторых, в отсутствие встроенного вооружения вести огонь можно было только через узкие бойницы, с соответствующей эффективностью. Перечисление недочётов можно продолжить, но суть должна быть ясна.

Ответом послужили так называемые "башенные бронеавтомобили" (ширьёниёт цариах). Как сообщает waronline:

Первая попытка постройки "стального броневика с башней" (по всей видимости, на шасси грузовика, хотя и неизвестного типа) была предпринята на заводе "Маген-Четвуд" еще в марте. Однако внутренние межведомственные разногласия, незаконченный проект башни, а также отсутствие необходимых деталей (прежде всего - подбашенного кольца, изготовить которое в тогдашней Британской Палестине не было никакой технической возможности) серьезно тормозили работы. Хотя все необходимые детали были в конце концов найдены, эта бронемашина, по все видимости, так и не была передана в действующую армию.

Если верить Ynet, какое-то отношение к проектированию башенных броневиков имел Феликс Биатус, в прошлом командир танкового батальона в советской армии. Чуть позже, с появлением у АОИ настоящих танков, Биатуса отправили создавать из них 82-й батальон 8-й бригады.

Серийное производство башенных БА началось в мае. Как исходный материал использовались:
1) M3 Scout Car производства американской White Motor Company;
2) бронеавтомобили Otter и бронетранспортёры C15TA от General Motors Canada;
3) 3/4-тонные грузовики Dodge WC-51/52.
Перечисленная бронетехника либо была куплена на распродажах имущества британской армии (в демилитаризованном виде, с частично срезанной бронёй), либо импортирована после провозглашения независимости. Многие необходимые детали добыли с британской свалки в ущелье Вади Фалах (Нахаль Орен). Получившуюся в результате технику называют, в зависимости от типа шасси, "Вайтами", "Джи-Эм-Си" и "Доджами".

Все машины снабдили полностью закрытым бронекорпусом с башней. Из-за нехватки брони "надстройка" ранних машин бронировалась "сэндвичем"; только с конца июня перешли на полностью стальную броню. Вооружение состояло из пулемёта MG-34 в башне и - за исключением Доджа - такого же пулемёта рядом с водителем. На несколько БА поставили 37-мм пушки, снятые с танков Hotchkiss.

В мае армия получила 20 Вайтов и два Доджа; к началу июля 50 башенных БА, в том числе 40 Вайтов и 6 Доджей. К весеннему наступлению Хаганы машинки, естественно, опоздали. Первым пользователем стал 73-й батальон 7-й бригады, а первым случаем боевого применения - неудачные бои за Латрун в конце мая. Пользователи жаловались на невысокую скорость и на склонность к раскачиванию, мешавшую вести эффективный пулемётный огонь в движении. Кроме того, поступили просьбы улучшить пулемётную установку (в частности добавить "гильзоуловитель") и приварить крепления для шанцевого инструмента.

В феврале 49-го выпуск башенных БА был прекращён. Согласно "Ницаней а-ширьён" Брезнера (стр 230), на конец марта 49-го в наличии были следующие башенные БА собственного производства: 74 Вайта (из них три с 37-мм пушками), 32 Джи-Эм-Си (два с 37-мм пушками) и 36 Доджей. "Сусим Абириим" того же Брезнера (стр 11) даёт на первое мая 49-го 70 Вайтов (из них 31 в ремонте), 33 Джи-Эм-Си (13 в ремонте) и 29 Доджей (17 в ремонте). К слову, в обоих списках фигурируют некие Бедфорды (по НШ их 5), про которые мне ничего не удалось узнать, кроме упоминания (НШ, 192) о захваченных в Рамле БА Бедфорд, которые нужно было отремонтировать, усилить бронирование и снабдить башнями; затем 4 штуки были переданы бригаде Кирьяти. Дальше (СА, 76) говорится о 70 Вайтах (из них 50 после ремонта) и примерно 10 Джи-Эм-Си (нуждающихся в ремонте) в конце 1950-51 финансового года; Вайты предназначались для разведрот резервных бригад (СА, 78), а Дж-Эм-Си предполагалось переделать обратно в "полицейские бронеавтомобили". Ещё дальше (СА, 173) о решении, видимо принятом не позже 1953-го, списать Доджи, но оставить Вайты (55) и Джи-Эм-Си (11).

Все три типа в одном кадре: впереди два Доджа, за ними Джи-Эм-Си, замыкают два Вайта:


(Финн, архив ККЛ)

По левому краю кадра два Доджа, Вайт и сэндвич; по правому Джи-Эм-Си, Вайт и вроде сэндвич:



Те же и крайне редкий броневиллис:



Ранний Вайт, с "сэндвичем" в верхней части борта, в кибуце Хулда:


(Архив Пальмаха)

Видимо, он же:


(Яд Табенкин)

Вайт "канонический":



Бортовых бойниц могло быть по одной или по две с каждой стороны:






(Central Zionist Archive)

У этого чужие передние крылья:



Редкие пушечные экземпляры:


(wiki)


(Архив Пальмаха, 8 бригада)

Башня изнутри:



Бренные останки БА Вайт на "радарном холме":



Реплика в Латруне:





Вайты в будущем аэропорту Бен Гуриона, июль 48:


(wiki)

Сельхозпоселение Бейт Эшель, рядом торчит характерный нос Морриса:

D285-023
(национальная фотоколлекция)

Операция Хорев, 15 декабря 48; на капоте написано что-то вроде "мы в Беер Шеве"

D287-010
(национальная фотоколлекция)

D285-087
(национальная фотоколлекция)

D287-037
(национальная фотоколлекция)


(национальная фотоколлекция)

Хорев, техобслуживание:

D286-096
(Национальная фотоколлекция)

Тоже Хорев; в стройные ряды Вайтов затесался один Humber Armoured Car британского производства:


(Пальмах)

Вайт и Humber Scout Car, на заднем плане какой-то из фортов Тегарта:



Парад в Хайфе 19 апреля 49:

D740-003
(Тедди Браунер, национальная фотоколлекция)

Там же:

Armor-yiftah-brigade-haifa-194904-plm-1
(Архив Пальмаха)

Там же, ранний Вайт с "сэндвичем":

D740-011
(национальная фотоколлекция)

Парад в Тель Авиве:


(via)

Открытие шоссе Тель Авив - Иерусалим в декабре 48-го; в колонну Вайтов затесался южноафриканский Мармон-Херрингтон:


(Эдгар Хиршбейн. Архив ККЛ)

Парад в Тель Авиве, 17 июля 49:

D739-085
(Давид Эльдан, национальная фотоколлекция)

Колонна восьмой бригады, октябрь 48-го; два Вайта, перед ними Джи-Эм-Си:

D835-115
(Золтан Клугер, национальная фотоколлекция)

Колонна такого же состава (и следом, кажется, ещё Джи-Эм-Си) в Аудже:

D285-078
(национальная фотоколлекция)

Снова Вайт и Джи-Эм-Си, да ещё Мармон-Херрингтон, около беершевской мечети:



Эти два Джи-Эм-Си, равно как и беершевский с прошлой фотографии, прежде явно были канадскими C15TA:




(via)

Такой же, но с 37-мм пушкой, повидимому французской пехотной 37-мм M1916:

GMC-AC-37mm-abns-1

А этот смахивает на Оттер, у которого заменили оригинальную башню на израильскую и добавили пулемётную установку слева от водителя:

D278-072
(национальная фотоколлекция)

Но чаще всё-таки попадаются машинки с полностью самопальным бронекорпусом:




(Central Zionist Archive)


(Архив Пальмаха)

Этот принадлежал седьмой бригаде:


(wiki)

Октябрь 48, под Иерусалимом:

D277-088
(национальная фотоколлекция)

D277-087
(национальная фотоколлекция)

D278-008
(национальная фотоколлекция)

D278-006
(национальная фотоколлекция)



D278-041
(национальная фотоколлекция)

Тогда же в Негеве:



Кафр Касем, 5-6 мая 49:

D311-073
(национальная фотоколлекция)

D311-066
(национальная фотоколлекция)

Машина с нестандартной башней в Умм эль-Фахме, 1949:



И в Бейт Дарасе, 1950:



Интересная подборка сирийской бронетехники: слева немецкий Pz-IV, посередине советский Т-34-85, справа трофейный израильский Джи-Эм-Си:



Додж:




(Яд Табенкин)





Додж по кличке "Бамби", следом Вайт, октябрь 1948-го (эта фотография легла в основу дизайна памятной медали "бронеавтомобили 1948-го"):

D277-084
(национальная фотоколлекция)

Он же с Джи-Эм-Си:

D277-086
(национальная фотоколлекция)

Операция Хорев, 15 декабря 48:

D286-102
(национальная фотоколлекция)

D287-013
(национальная фотоколлекция)

Нестандартный вариант Доджа:



Комбриг-7 Бен Дункельман в Мероне:



Додж на параде, 11 мая 1978; на заднем плане обычный (т.е. небронированный) Додж везёт Давидку:


(Дан Шефнер, архив ККЛ)

Вероятно, тогда же:


(ККЛ via hollis.harvard.edu)

В музее Батей а-Осеф:


Tags: бронеавтомобили, израиль
Subscribe

  • Нес Циона - Гваот куркар.

    Национальный парк на западной окраине Нес Ционы. Xолмы из разновидности песчаника, известной в наших краях как куркар - по существу, окаменевшие…

  • Хурват Кухим.

    (По следам поездки с nehag_sus) И ещё одни относительно малоизвестные римско-византийские развалины в Верхней Галилее - Хурват…

  • Хурват Дур.

    (По следам поездки с nehag_sus) Из Хурват Цунам ака "затеряный город" идём дальше в лес, по гробы-саркофаги, которые на заглавной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Нес Циона - Гваот куркар.

    Национальный парк на западной окраине Нес Ционы. Xолмы из разновидности песчаника, известной в наших краях как куркар - по существу, окаменевшие…

  • Хурват Кухим.

    (По следам поездки с nehag_sus) И ещё одни относительно малоизвестные римско-византийские развалины в Верхней Галилее - Хурват…

  • Хурват Дур.

    (По следам поездки с nehag_sus) Из Хурват Цунам ака "затеряный город" идём дальше в лес, по гробы-саркофаги, которые на заглавной…