
(wiki)
Знаменитые "сэндвичи" с некоторыми оговорками годились для сопровождения конвоев, переброски войск вдоль дорог и так далее. Но их эффективное применение на поле боя, и особенно в наступлении, представлялось затруднительным. Во первых, изношенные и перегруженные грузовые шасси не справлялись с бездорожьем и постоянно выходили из строя. Во вторых, в отсутствие встроенного вооружения вести огонь можно было только через узкие бойницы, с соответствующей эффективностью. Перечисление недочётов можно продолжить, но суть должна быть ясна.
Ответом послужили так называемые "башенные бронеавтомобили" (ширьёниёт цариах). Как сообщает waronline:
Первая попытка постройки "стального броневика с башней" (по всей видимости, на шасси грузовика, хотя и неизвестного типа) была предпринята на заводе "Маген-Четвуд" еще в марте. Однако внутренние межведомственные разногласия, незаконченный проект башни, а также отсутствие необходимых деталей (прежде всего - подбашенного кольца, изготовить которое в тогдашней Британской Палестине не было никакой технической возможности) серьезно тормозили работы. Хотя все необходимые детали были в конце концов найдены, эта бронемашина, по все видимости, так и не была передана в действующую армию.
Если верить Ynet, какое-то отношение к проектированию башенных броневиков имел Феликс Биатус, в прошлом командир танкового батальона в советской армии. Чуть позже, с появлением у АОИ настоящих танков, Биатуса отправили создавать из них 82-й батальон 8-й бригады.
Серийное производство башенных БА началось в мае. Как исходный материал использовались:
1) M3 Scout Car производства американской White Motor Company;
2) бронеавтомобили Otter и бронетранспортёры C15TA от General Motors Canada;
3) 3/4-тонные грузовики Dodge WC-51/52.
Перечисленная бронетехника либо была куплена на распродажах имущества британской армии (в демилитаризованном виде, с частично срезанной бронёй), либо импортирована после провозглашения независимости. Многие необходимые детали добыли с британской свалки в ущелье Вади Фалах (Нахаль Орен). Получившуюся в результате технику называют, в зависимости от типа шасси, "Вайтами", "Джи-Эм-Си" и "Доджами".
Все машины снабдили полностью закрытым бронекорпусом с башней. Из-за нехватки брони "надстройка" ранних машин бронировалась "сэндвичем"; только с конца июня перешли на полностью стальную броню. Вооружение состояло из пулемёта MG-34 в башне и - за исключением Доджа - такого же пулемёта рядом с водителем. На несколько БА поставили 37-мм пушки, снятые с танков Hotchkiss.
В мае армия получила 20 Вайтов и два Доджа; к началу июля 50 башенных БА, в том числе 40 Вайтов и 6 Доджей. К весеннему наступлению Хаганы машинки, естественно, опоздали. Первым пользователем стал 73-й батальон 7-й бригады, а первым случаем боевого применения - неудачные бои за Латрун в конце мая. Пользователи жаловались на невысокую скорость и на склонность к раскачиванию, мешавшую вести эффективный пулемётный огонь в движении. Кроме того, поступили просьбы улучшить пулемётную установку (в частности добавить "гильзоуловитель") и приварить крепления для шанцевого инструмента.
В феврале 49-го выпуск башенных БА был прекращён. Согласно "Ницаней а-ширьён" Брезнера (стр 230), на конец марта 49-го в наличии были следующие башенные БА собственного производства: 74 Вайта (из них три с 37-мм пушками), 32 Джи-Эм-Си (два с 37-мм пушками) и 36 Доджей. "Сусим Абириим" того же Брезнера (стр 11) даёт на первое мая 49-го 70 Вайтов (из них 31 в ремонте), 33 Джи-Эм-Си (13 в ремонте) и 29 Доджей (17 в ремонте). К слову, в обоих списках фигурируют некие Бедфорды (по НШ их 5), про которые мне ничего не удалось узнать, кроме упоминания (НШ, 192) о захваченных в Рамле БА Бедфорд, которые нужно было отремонтировать, усилить бронирование и снабдить башнями; затем 4 штуки были переданы бригаде Кирьяти. Дальше (СА, 76) говорится о 70 Вайтах (из них 50 после ремонта) и примерно 10 Джи-Эм-Си (нуждающихся в ремонте) в конце 1950-51 финансового года; Вайты предназначались для разведрот резервных бригад (СА, 78), а Дж-Эм-Си предполагалось переделать обратно в "полицейские бронеавтомобили". Ещё дальше (СА, 173) о решении, видимо принятом не позже 1953-го, списать Доджи, но оставить Вайты (55) и Джи-Эм-Си (11).
Все три типа в одном кадре: впереди два Доджа, за ними Джи-Эм-Си, замыкают два Вайта:

(Финн, архив ККЛ)
По левому краю кадра два Доджа, Вайт и сэндвич; по правому Джи-Эм-Си, Вайт и вроде сэндвич:

Те же и крайне редкий броневиллис:

Ранний Вайт, с "сэндвичем" в верхней части борта, в кибуце Хулда:

(Архив Пальмаха)
Видимо, он же:
(Яд Табенкин)
Вайт "канонический":

Бортовых бойниц могло быть по одной или по две с каждой стороны:



(Central Zionist Archive)
У этого чужие передние крылья:

Редкие пушечные экземпляры:

(wiki)

(Архив Пальмаха, 8 бригада)
Башня изнутри:

Бренные останки БА Вайт на "радарном холме":

Реплика в Латруне:


Вайты в будущем аэропорту Бен Гуриона, июль 48:

(wiki)
Сельхозпоселение Бейт Эшель, рядом торчит характерный нос Морриса:

(национальная фотоколлекция)
Операция Хорев, 15 декабря 48; на капоте написано что-то вроде "мы в Беер Шеве"

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)
Хорев, техобслуживание:

(Национальная фотоколлекция)
Тоже Хорев; в стройные ряды Вайтов затесался один Humber Armoured Car британского производства:

(Пальмах)
Вайт и Humber Scout Car, на заднем плане какой-то из фортов Тегарта:

Парад в Хайфе 19 апреля 49:

(Тедди Браунер, национальная фотоколлекция)
Там же:

(Архив Пальмаха)
Там же, ранний Вайт с "сэндвичем":

(национальная фотоколлекция)
Парад в Тель Авиве:

(via)
Открытие шоссе Тель Авив - Иерусалим в декабре 48-го; в колонну Вайтов затесался южноафриканский Мармон-Херрингтон:

(Эдгар Хиршбейн. Архив ККЛ)
Парад в Тель Авиве, 17 июля 49:

(Давид Эльдан, национальная фотоколлекция)
Колонна восьмой бригады, октябрь 48-го; два Вайта, перед ними Джи-Эм-Си:

(Золтан Клугер, национальная фотоколлекция)
Колонна такого же состава (и следом, кажется, ещё Джи-Эм-Си) в Аудже:

(национальная фотоколлекция)
Снова Вайт и Джи-Эм-Си, да ещё Мармон-Херрингтон, около беершевской мечети:

Эти два Джи-Эм-Си, равно как и беершевский с прошлой фотографии, прежде явно были канадскими C15TA:


(via)
Такой же, но с 37-мм пушкой, повидимому французской пехотной 37-мм M1916:

А этот смахивает на Оттер, у которого заменили оригинальную башню на израильскую и добавили пулемётную установку слева от водителя:

(национальная фотоколлекция)
Но чаще всё-таки попадаются машинки с полностью самопальным бронекорпусом:


(Central Zionist Archive)

(Архив Пальмаха)

Этот принадлежал седьмой бригаде:

(wiki)
Октябрь 48, под Иерусалимом:

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)


(национальная фотоколлекция)
Тогда же в Негеве:
Кафр Касем, 5-6 мая 49:

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)
Машина с нестандартной башней в Умм эль-Фахме, 1949:

И в Бейт Дарасе, 1950:

Интересная подборка сирийской бронетехники: слева немецкий Pz-IV, посередине советский Т-34-85, справа трофейный израильский Джи-Эм-Си:

Додж:


(Яд Табенкин)

Додж по кличке "Бамби", следом Вайт, октябрь 1948-го (эта фотография легла в основу дизайна памятной медали "бронеавтомобили 1948-го"):

(национальная фотоколлекция)
Он же с Джи-Эм-Си:

(национальная фотоколлекция)
Операция Хорев, 15 декабря 48:

(национальная фотоколлекция)

(национальная фотоколлекция)
Нестандартный вариант Доджа:

Комбриг-7 Бен Дункельман в Мероне:

Додж на параде, 11 мая 1978; на заднем плане обычный (т.е. небронированный) Додж везёт Давидку:

(Дан Шефнер, архив ККЛ)
Вероятно, тогда же:

(ККЛ via hollis.harvard.edu)
В музее Батей а-Осеф:
