Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Шфарам - Крепость.



Античный Шфарам известен нам благодаря тому, что во втором веке там какое-то время располагался Синедрион, после Уши и перед Бейт Шеарим. В византийский период объект был по крайней мере частично христианским, чему свидетельством погребальные пещеры с крестами (о которых в другой раз). Крестоносцы, как водится, переиначивали название различными способами (Le Saffran/Sapharanum/Castrum Zafetanum/Cafram). Полагают, что неназванный пилигримом Теодерихом "мощный замок тамплиеров между Ципори и Акко" (1169-72) - тоже Шфарам; археологи, впрочем, замок пока не обнаружили. Заодно франки построили по меньшей мере одну церковь - Иоанна и Иакова - точное местонахождение которой, опять же, неизвестно. Мусульмане под началом Таки ад-Дина заняли объект 7 июля 1187, через несколько дней после победы при Гаттине. Во время осады франками Акко, Саладин время от времени устраивал лагерь в Шфараме или окрестностях; пишут, что именно в Шфараме, в крепости или башне, проживал султан в тот момент, когда Акко наконец-то сдался западным варварам (июль 1191). В 1229 сарацины вернули селение Фридриху II; к 1250 объект снова был в собственности тамплиеров. Шфарам оставался за франками по соглашениям 1272 и 1283 года, и вероятно достался мамлюкам только в 1291, в ходе решающего наступления на Акко.

Современное арабское название города - Шафа Амр, буквально что-то вроде "выздровление Амра". Различные варианты легенды связывают это название с полководцем 7-го века Амром ибн аль-Асом (иногда обзывая его соратником Саладина) или с полунезависимым бедуинским правителем Галилеи в 18-м веке Захиром (Дагером/Тахером итп) аль-Омаром. Мол, либо тот, либо другой испил водицы из местного источника и чудесным образом исцелился от какой-то хвори. Известный османский список от 1596 содержит Шфарам (интересно, под каким наименованием) как деревню в 91 дом, жители которой кормятся разведением коз и пчёл и "случайными заработками". Другой документ (1573) упоминает деревню в числе нескольких взбунтовавшихся против властей.

В 18-м веке объект принадлежал семье уже упомянутого Захира аль-Омара - сперва его дяде Али Зайдани, потом (1740-какой-то) брату Усману. После смерти Захира (1775), новый начальник Галилеи Ахмед Джеззар сперва оставил Шфарам прежнему владельцу, и даже местную крепость не стал разрушать (последнее, мол, вопреки прямому указанию из Стамбула); но несколько лет сустя всё же сменил Усмана на некоего Ибрагима абу Калуша. В этот период деревня процветала, главным образом благодаря выращиванию хлопка. Сто лет спустя Кондер и Китченер описывают Шфарам как "город, разделённый на кварталы, с мечетью и базаром"; к концу века появились почта и телеграф. Население к тому моменту составляло порядка 2.5 тысяч человек - частично христиан различных конфессий, частично мусульман, частично друзов и совсем немного евреев. Евреи, видимо, снова поселились в Шфараме в начале османского периода; пишут, что последняя еврейская семья покинула город в 1920, в связи с волной беспорядков.

Весной 1948-го Шфарам служил базой друзского батальона Арабской Освободительной Армии, насчитывавшего около 500 бойцов под началом Шакиба Вахаба, капитана сирийской армии и ветерана друзского восстания 1925-го года. В середине апреля батальон принимал участие в боях в районе Рамат Йоханан, и вроде бы хорошо себя проявил, однако бои всё же завершились победой Хаганы. Вскоре друзские офицеры приступили к переговорам с евреями, и к концу мая батальон развалился; комбат с немногими оставшимися ушёл в Ливан. 14 июля, в ходе операции Декель, к Шфараму подступили подразделения 7-й бригады. Из частей Освободительной Армии в городе оказался только взвод числом 30 человек, из батальона Хиттин. Когда оказалось, что местные друзы не горят желанием сражаться, взвод отступил.

...Итак, османская крепость в центре Шфарама. Вроде бы построена Усманом в 1760-е; утверждается, что когда-то там была надпись, указывающая на 1768-69. По другим данным, примерно в 1740 в Шфараме уже была крепость; впрочем, одно другому не мешает. Логичным представляется искать здесь же следы тамплиеров. Слегка копнувшему десять лет назад западную часть крепости Дани Сиону ничего подобного вроде не попадалось, но может если углубить и расшитить... В 1880-е крепость была переоборудована под административные нужды. При британцах здесь располагалась полиция, а двор был отдан под сквер местной школе. Ныне, как и прочие бывшие турецкие административные здания, сооружение известно как "сарайя". Выигрышнее всего оно смотрится издали, из южных кварталов:



Вблизи, с юго-востока:







С юга:









С юго-запада:





С запада:





Вход должен быть с северо-востока, посредством вон той лестницы... но там наверху запертая калитка:



Фото через калитку:





Много лет спустя на экскурсии с nehag_sus мы таки прошли по боковой улочке в нижнюю часть крепости:









Заходим во внутренний двор:



Южная стена:









Нам туда:













Теперь туда:









И туда:













Можно пробраться в соседнее помещение, но я ограничился фотографией через лаз:







Немного города:



Результаты набега на фотоархивы. Шфар'ам примерно в 1910:


(wiki)

Крепость, примерно 1930:


(wiki)

1945:


(Central Zionist Archive)

Без даты:

Shfaram-fortress-ybz-1
(Яд Бен-Цви)

Shfaram-air-ybz-1
(Яд Бен-Цви)

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
The survey of western Palestine By C.R. Conder, H.H. Kitchener
War in Palestine, 1948: Strategy and Diplomacy By David Tal p 96, p 337
Электронная Еврейская Энциклопедия
Rslissak.com
Biblewalks
Отчёт ЖЖ юзера superglaz
Отчёт ЖЖ юзера michk
Отчёт ЖЖ юзера lorien22
Tags: крепости, фотоотчёты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal