Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Капернаум.



Примерно во втором веке до н.э. некто основал на северном берегу Кинерета поселение и нарёк его "деревней Нахума" (Кфар Нахум -> Капернаум). Название мельком проскальзывает у Флавия - в Иудейской войне, 3:10:

Вдоль Геннисарета тянется страна того же имени изумительной природы и красоты. Земля по тучности своей восприимчива ко всякого рода растительности, и жители действительно насадили ее весьма раз­нообразно; прекрасный климат также способствует произрастанию самых различных растений... Кроме мягкого климата, богатому плодородию способствует еще орошение, доставляемое могучим источником, называемым жите­лями Кафарнаумом. Иные считают его даже за жилу Нила, так как в нем живут такие же рыбы, какие найдены в озере возле Александрии.

И в автобиографии, 72:

Я же сразу сделал резкий разворот и с войском ударил навстречу царским воинам, и обратил их в бегство. И я бы довершил в тот день это дело, если бы не помешал некий демон. Ибо конь, на котором я сражался, попал в топкое место и сбросил меня на землю: и поскольку у меня было повреждено запястье, я был доставлен в селение, называемое Кефарнома.

Более поздние еврейские источники поминают Капернаум в связи с "сектантами" (миним); логично предположить, что речь идёт о христианах. Ибо как мы знаем из Нового Завета, "услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых" (Мф 4:12). Иисус проповедовал в местной синагоге, а также совершил множество зафиксированных в Новом Завете чудес - от изгнания нечистого духа (Мк 1:21) до вылавливания в озере денег на уплату налога (пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя, Мф 17:24). Не обошлось без исцеления больных: придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им, Мф 8:14. Более интересен, однако, другой случай:

У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
(Лк 7:2)

Во-первых, упоминание сотника трактуется как свидетельство наличия в Капернауме гарнизона, то ли римского (но римские гарнизоны в Галилее в начале 1-го века были вроде бы большой редкостью), то ли "пограничников" Ирода Антипы, благо чуть восточнее начиналось квазигосударство его брата Филиппа. Аналогично, из наличия в тексте "мытарей" (И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его, Мф 9:10) делается вывод о сушествовании в деревне таможни - опять же, вероятно, для "обслуживания" пересекавших границу между владениями сыновей Ирода. Во-вторых, явный нееврей сотник, зачем-то построивший синагогу - это несколько необычно...

Но вернёмся к Иисусу. Несмотря на проповеди и чудеса, местные жители, впрочем, не впечатлились в достаточной степени; в результате они услышали, что они хуже даже содомитов (в географическом смысле), и перспективы у них соответствующие: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. (Мф 11:20)

Как и фотоотчитанный ранее Коразим, Капернаум со временем действительно был заброшен, но произошло это нескоро. Паломница Эгерия, посещавшая наши края в 381-384, похоже застала объект в полном порядке, с синагогой и импровизированной церковью бок о бок: "в Капернауме дом принца апостолов {Петра} превращён в церковь, его оригинальные стены ещё стоят... там же синагога, где Господь исцелил человека, в которого вселился дьявол". Впоследствии у еврейской общины нашлось достаточно средств на новую впечатляющую синагогу, а у христиан - на "настоящую" церковь. Оба здания не дожили до мусульманского завоевания Палестины. Мэрфи-О'Коннор полагает, что виноваты персидско-византийские разборки начала седьмого века - сперва верх брали Сасаниды, и довольные евреи воспользовались случаем отомстить христианам за всякие обиды; потом Второй Рим вернул утраченные территории, и христиане сравняли счёт. В начале мусульманского периода Капернаум переехал чуть восточнее, к нынешней православной церкви. В 746 по деревне прошлось землетрясение. Объект, впрочем, протянул ещё несколько сот лет и только в одиннадцатом веке был заброшен. Крестоносцы возрождать поселение не стали - слишком близко проходила неспокойная граница с Дамаском. Доминиканец Бурхард в 1283 отмечает, что "город Капернаум, некогда великолепный, теперь в скверном состоянии, там только семь хижин бедных рыбаков".

За последующие века немного изменилось - Робинсон в 1839 застал несколько арабских семей из клана Семекие; местные арабы называли место Тель Хум. После Робинсона объект посетили Вильсон (1866; вроде он первым предложил считать Тель Хум Капернаумом) и Герен (1880). Большая часть руин была куплена в 1894 францисканцами; меньшая - раннеисламское поселение с восточной стороны - принадлежит православным грекам. Первые раскопки провели в 1905 Коль и Ватцингер, далее были францисканцы фон Менден, Орфали, Корбо и Лоффреда. Цаферис из управления древностей копал в 1978-82 на греческой половине и датировал "переезд" началом седьмого века; Джоди Магнесс предпочитает восьмой.









План древностей:


(Arubas, B.Y. and Talgam, R. - Christians and 'Minim': Who Really Built and Used the Synagogue at Capernaum - A Stirring Appraisal)

Археология россыпью:











Синагога римского/византийского периода, в отличие от окружающих базальтовых домов построенная из известняка. Предполагаемая дата строительства у различных исследователей "скачет" от второго до пятого века; как и в Коразим, сторонники более ранний датировки ссылаются на архитектурные соображения, сторонники поздней - на монеты. Под синагогой были обнаружены остатки большого здания, возможно синагоги первого века.





"Ирод, сын Монимоса, и Юстос, его сын, вместе со своими наследниками возвели эту колонну":



Францисканцы расписались:



Прихожая:







Такой синагога представлялась Колю и Ватцингеру:


(Kohl, H. and Watzinger, C. Antike Synagogen in Galilaea)

Современная восьмиугольная церковь:





На развалинах восьмиугольной же византийской</а>, в свою очередь предположительно построенной поверх дома Петра:







Греческая церковь 12 апостолов:





В стародавние времена (коллекция Мэтсона):











Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev
The Ancient Synagogue from Its Origins to 200 C.E.: A Source Book By Anders Runesson, Donald D. Binder, Birger Olsson
The Myth of a Gentile Galilee By Mark A. Chancey
The Chronology of Capernaum in the Early Islamic Period By Jodi Magness
Capernaum.custodia.org
Bibarch
Biblewalks
Отчёт ЖЖ юзера ir_maverick
Отчёт ЖЖ юзера e_greg
Отчёт ЖЖ юзера prosto_az
Отчёт ЖЖ юзера moonwalker004
Отчёт ЖЖ юзера olya_kanateya
Отчёт ЖЖ юзера savta
Tags: синагоги, фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

  • Хурват Кухим.

    (По следам поездки с nehag_sus) И ещё одни относительно малоизвестные римско-византийские развалины в Верхней Галилее - Хурват…

  • Хурват Дур.

    (По следам поездки с nehag_sus) Из Хурват Цунам ака "затеряный город" идём дальше в лес, по гробы-саркофаги, которые на заглавной…

  • Хурват Цунам.

    (По следам поездки с nehag_sus) В народе это место известно как "затерянный город". И да, именно так оно и выгядит - лес, полумрак,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Хурват Кухим.

    (По следам поездки с nehag_sus) И ещё одни относительно малоизвестные римско-византийские развалины в Верхней Галилее - Хурват…

  • Хурват Дур.

    (По следам поездки с nehag_sus) Из Хурват Цунам ака "затеряный город" идём дальше в лес, по гробы-саркофаги, которые на заглавной…

  • Хурват Цунам.

    (По следам поездки с nehag_sus) В народе это место известно как "затерянный город". И да, именно так оно и выгядит - лес, полумрак,…