
Если от кибуца Пальмахим ехать дальше к морю, а потом продолжить вдоль берега на юг, вскоре справа появится такой вот мыс, а на нём - всякая археологическая фигня. Во втором тысячелетии до нашей эры на мысе появился небольшой порт; есть мнение, что именно он попал в одно из амарнских писем (содержащее список городов, покорённых Тутмосом III) как просто "гавань". В более поздние времена объект обслуживал соседний "сухопутный"
Явне (Иамния). Так, во второй книге Маккавеев, 12:9 читаем "
Иуда Маккавей напал на Иамнийцев и поджёг крепость и корабли, так что огонь был виден в Иерусалиме, за двести сорок стадий" (археологи, впрочем, считают, что Явне Ям оставался греческим городом ещё несколько десятилетий и был подчинён не то Иоанном Гирканом, не то Александром Янаем). Кстати, ниже в той же главе (12:40) автор ещё раз вспоминает про Явне: когда маккавеи готовятся хоронить павших в бою товарищей, то под туниками последних они обнаруживают "
амулеты идолов Иамнии, запрещённые для евреев. И всем стало ясно, что именно поэтому те люди погибли". Уж не во время ли описанного рейда они разжились амулетами ? Впрочем, это так, лирическое отступление...
В первом веке
Плиний сообщает читателям о "двух городах Иамния, одном из них в глубине суши", а во втором
Птолемей о "гавани жителей Явне". В пятом
императрица Евдокия строит в городе церковь и гостиницу. Из мусульманских авторов объект отметился у
аль-Мукаддаси (10 век) как Махуз Йибна, и у
аль-Идриси (12 век) как Махуз аль-Тани (буквально "вторая гавань", после первой -
ашдодской). По аль-Мукаддаси, Махуз Йибна функционировал как
рибат - пограничное укрепление - в данном случае, очевидно, охранявшее побережье от византийского флота. Кое-где написано, что в 12 веке город был оставлен жителями. Однако, он обозначен на некоторых гораздо более поздних картах, причём на одной - карте
Ортелия от 1584 - назван "еврейским портом" (Jamnia Iudeorum Portus).
Раскопки в Явне-Ям начал Яаков Каплан в 1967-69; нашёл стену бронзового века, огороживавшую участок размером 900 на 900 ярдов (немало, однако...). В 80-е Эхуд Галили и Яаков Шарвит выловили из моря "бронзововечные" же якоря. В 1986 обнаружили греческую надпись, содержащую фрагмент переписки горожан с
Антиохом V. Итд, итп. Последним копал Моше Фишер из Тель-Авивского Университета (1992-?). Часть находок представлена в музее
Бейт Мирьям в Пальмахим, куда я пока не добрался.
Мыс с юга:

И с востока:

Объект первый:




Объект второй -
арабские бани ?


Объект третий:




Берег к северу от мыса:

Здесь была гавань:


Фотографии: в
picasa web albumsГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological Encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon GibsonThe Yavneh-Yam ProjectYavneh Yam By Jacqueline SchaaljeBibleWalksОтчёт ЖЖ юзера
golovaОтчёт ЖЖ юзера
levakovОтчёт ЖЖ юзера
ramires10