
Принятая на вооружение в 1941 105-мм гаубица М101 служила американской военщине добрых полвека, благо была на хорошем счету, а главное - к окончанию Второй Мировой была произведена в достаточном количестве для удовлетворения нужд мирного времени на многие годы. Правда, со временем фанаты аэромобильных операций стали сетовать на излишний вес - всё же пять тысяч фунтов, или две тонны с гаком, а у вертолётчиков каждый грамм на счету. В середине 60-х армия получила на треть более лёгкую М102; новая игрушка успела повоевать в Вьетнаме (и благодаря этому отметилась у меня в ЖЖ - 1, 2, 3). И однако полностью заменять М101 никто не собирался; так они и продолжили служить бок о бок.
Примерно в те же годы и из тех же соображений о новой гаубице начали подумывать морпехи. Испытанная в 1966 М102 их не устроила - возникли сомнения в её всепогодности и всепочвенности. Немного поэкспериментировали с облегчёнными вариантами М101 - ХМ153 (использование алюминия, 3500 фунтов) и ХМ154, но сочли их непригодными. Пришлось делать новую, получившую обозначение ХМ164. Девайс поступил на испытания в марте 1967, отстрелял 10000 снарядов, проехал 2000 миль, покатался на вертолёте, и в целом показал себя хорошо. По стабильности и точности ХМ164 не уступала М101, при этом была значительно легче, правда потяжелее М102 (3500 фунтов). Из недостатков упомянут один - при выстреле на максимальном (восьмом) заряде расчёт получал по ушам сверх нормы, но вроде не намного. Статья от апреля 1970 осторожно говорит, что к 1972 гаубицу можно было бы принять на вооружение, но мешают "cost considerations, radically new developmental concepts that deserve prior consideration, and the present stockpile of 105-mm howitzers". Результат известен - выпуск ограничился шестью прототипами; один уехал в Австралию.
В последующие годы военщина попробовала очередную игрушку с хитрой системой отката - и даже выдала ей серийный индекс М204, но на этом и остановилась. Только с принятием в 1987 британской М119 процесс действительно пошёл. По массе М119 уже практически догнала старушку М101, зато значительно опережает по дальнобойности...
ТТХ ХМ164:
Масса - 3548 фунтов
Длина - 269 дюймов
Длина в транспортном положении (с оттянутым стволом) - 218 дюймов
Угол возвышения - от -5 до 75 градусов
Угол горизонтальной наводки - 22.5 градуса в каждую сторону
Дальнобойность - 15000 метров активно-реактивным снарядом


Дульный тормоз снят - попытка уменьшить нагрузку на уши расчёта ?

Источники:
Field Artillery Journal Jul 1968, Nov 1969, Apr 1970
StarNews 16/06/67