Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Хорошее - враг лучшего.



Принятая на вооружение в 1941 105-мм гаубица М101 служила американской военщине добрых полвека, благо была на хорошем счету, а главное - к окончанию Второй Мировой была произведена в достаточном количестве для удовлетворения нужд мирного времени на многие годы. Правда, со временем фанаты аэромобильных операций стали сетовать на излишний вес - всё же пять тысяч фунтов, или две тонны с гаком, а у вертолётчиков каждый грамм на счету. В середине 60-х армия получила на треть более лёгкую М102; новая игрушка успела повоевать в Вьетнаме (и благодаря этому отметилась у меня в ЖЖ - 1, 2, 3). И однако полностью заменять М101 никто не собирался; так они и продолжили служить бок о бок.

Примерно в те же годы и из тех же соображений о новой гаубице начали подумывать морпехи. Испытанная в 1966 М102 их не устроила - возникли сомнения в её всепогодности и всепочвенности. Немного поэкспериментировали с облегчёнными вариантами М101 - ХМ153 (использование алюминия, 3500 фунтов) и ХМ154, но сочли их непригодными. Пришлось делать новую, получившую обозначение ХМ164. Девайс поступил на испытания в марте 1967, отстрелял 10000 снарядов, проехал 2000 миль, покатался на вертолёте, и в целом показал себя хорошо. По стабильности и точности ХМ164 не уступала М101, при этом была значительно легче, правда потяжелее М102 (3500 фунтов). Из недостатков упомянут один - при выстреле на максимальном (восьмом) заряде расчёт получал по ушам сверх нормы, но вроде не намного. Статья от апреля 1970 осторожно говорит, что к 1972 гаубицу можно было бы принять на вооружение, но мешают "cost considerations, radically new developmental concepts that deserve prior consideration, and the present stockpile of 105-mm howitzers". Результат известен - выпуск ограничился шестью прототипами; один уехал в Австралию.

В последующие годы военщина попробовала очередную игрушку с хитрой системой отката - и даже выдала ей серийный индекс М204, но на этом и остановилась. Только с принятием в 1987 британской М119 процесс действительно пошёл. По массе М119 уже практически догнала старушку М101, зато значительно опережает по дальнобойности...

ТТХ ХМ164:
Масса - 3548 фунтов
Длина - 269 дюймов
Длина в транспортном положении (с оттянутым стволом) - 218 дюймов
Угол возвышения - от -5 до 75 градусов
Угол горизонтальной наводки - 22.5 градуса в каждую сторону
Дальнобойность - 15000 метров активно-реактивным снарядом





Дульный тормоз снят - попытка уменьшить нагрузку на уши расчёта ?



Источники:
Field Artillery Journal Jul 1968, Nov 1969, Apr 1970
StarNews 16/06/67
Tags: артиллерия, сша
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гиват Шапира - Крепость.

    В иерусалимском районе Гиват Шапира, более известном под неофициальным названием А-Гив'а а-царфатит, между улицами Эцель и Мево Дакар стоят два…

  • Рамат Шломо - Хирбет ар-Рас.

    Сайт археологической разведки Израиля скупо сообщает, что Хирбет ар-Рас представляет собой усадьбу позднего римского и византийского периодов, с…

  • Рамат Шломо - Хирбет аль-Масани.

    На склоне над шоссе номер 1, чуть восточнее въезда в североиерусалимский религиозный район Рамат Шломо - руины византийской церкви в виде двух…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Гиват Шапира - Крепость.

    В иерусалимском районе Гиват Шапира, более известном под неофициальным названием А-Гив'а а-царфатит, между улицами Эцель и Мево Дакар стоят два…

  • Рамат Шломо - Хирбет ар-Рас.

    Сайт археологической разведки Израиля скупо сообщает, что Хирбет ар-Рас представляет собой усадьбу позднего римского и византийского периодов, с…

  • Рамат Шломо - Хирбет аль-Масани.

    На склоне над шоссе номер 1, чуть восточнее въезда в североиерусалимский религиозный район Рамат Шломо - руины византийской церкви в виде двух…