Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Мерон.



Мы отправились в Мерон, очень старую с виду деревню, расположенную на каменистом уступе у подножия горы. Туда поднимаются по крутой древней дороге. В скалах ниже деревни, справа от нас, были гробницы; в одном месте четыре арки располагались бок о бок, каждая с саркофагом и сводом едва достаточной высоты для размещения саркофага. Одна содержала два саркофага. Это отличалось от всех захоронений, которые мы видели раньше. Ещё две подобные находились немного выше. Мы достигли деревни в 9:10. Она маленькая, и населена только мусульманами. Красивая равнина лежит под ней к востоку, ниже чем около Джиш, и опустошается в вади к северо-западу от Цфата. Этот последний хорошо виден, до него часа два. Нам сказали, что в долине к югу от Мерона есть большой источник.

Не видно причины сомневаться, что это место есть Мерон из Талмуда, неоднократно упоминяемый вместе с Гуш Халав, нынешним эль-Джиш. Скорее всего оно же - Меро или Мерот Иосифа, одно из мест, укреплённых им в Галилее, снова наряду с Гисхалой-Джишем. Оно всегда сохраняло особую притягательность для евреев, так как здесь были похоронены некоторые из их самых знаменитых мудрецов и святых. Вениамин Тудельский в двенадцатом веке упоминал пещеру с могилами двух великих учителей, Гилеля и Шамая, двадцати их учеников и других раввинов. Самуэль Бар Самсон полвека спустя добавил гробницы р. Шимона Бар Йохая и его сына р. Элиезера. Ежегодное паломничество евреев к этому месту упоминалось в описании нашего предыдущего путешествия.

Нашей целью было не посещение гробниц; но будучи здесь, мы посетили оные к югу от деревни. Они окружены квадратным строением; внутри оно устроено как каравансарай, для удобства людей и лошадей. Могилы расположены в низких строениях с куполами; они обычно закрыты и заперты; ключи хранятся в Цфате. Наружное строение было открыто, но мы не могли войти в могилы. Здесь чисто, и купола побелены. Это главный объект паломничества; здесь находятся могилы р. Шимона Бар Йохая и его сына; а также Гилеля и Шамамя и их учеников. Но сейчас они не производят впечатления древних.
Мы больше интересовались руинами древней синагоги. Это искусственно выровненная площадка с восточной стороны огромной скалы. Фасад повёрнут на юг; и только там ещё стоят красивый дверной проём и часть передней стены (с боковой дверью). Руины по архитектуре почти совершенно повторяет Кафр Бир'им; но более массивных пропорций, из больших камней и богаче украшенные. Некоторые из камней 4.5 фута длиной и 2.5 фута толщиной. Проём почти 10 футов высотой и 5.5 футов шириной. Его косяки изготовлены каждыйиз отдельного камня, искусно обработанного. Притолока слегка выходит за косяки; на ней нет надписи или венка. Портик полностью исчез, кроме основания двойной колонны. Некоторые фрагменты колон и антаблементов разбросаны вокруг. Старый еврей сказал, что это синагога "справедливого", который похоронен внизу. Эта синагога не упомянутя р. Вениамином; но р. Самуэль в 1210 и Иаков из Парижа в 1258 пишут о ней.

Таким образом, руины подобны виденному в Кафр Бир'им. Рассмотрев исторические сведения о Мероне. нет причины сомневаться в традиции, согласно которой это развалины древней синагоги, первых веков христианской эры. Мы теперь без колебаний характеризуем так же руины в Кафр Бир'им; и с любопытством ожидаем возможности проверить, являются ли таковыми руины в Тель Хум, так озадачивавшие нас ранее.


Так выглядит Мерон середины 19 века в описании Эдварда Робинсона. Следует добавить, что некоторые идентифицируют Мерон с "водами Мерома", где Иегошуа одержал победу над коалицией местных царей (11:7-9), а также с всяческими МРМ/МРМИМ/МАРУН из египетских/ассирийских надписей; другие, однако, предпочитают ливанский Марун ар-Рас. Флавиевский же Мерот усилиями Цви Илана "переехал" в окрестности Хацора.

Ещё больше букв посвящает сабжу Лоренс Олифант. Среди прочего:

Значительная часть деревни принадлежит раввину, который, желая поощрить занятие сельским хозяйством среди своих единоверцев, поселил на земле шесть семей из Марокко, привычных к земледелию, и те хорошо справлялись. Кроме того, там было двенадцать мусульманских семей. Я был потрясён хорошими отношениями между ними и евреями; шейх, которого я посетил, говорил о последних с уважением как о хороших работниках и отличных земледельцах. И в самом деле, деревенские земли обрабатываемые евреями выглядели лучше в сравнении с обрабатываемыми феллахами.

В 1931 неуказанный википедией источник насчитал в Мероне 259 арабов и 31 еврея; к 1945 остались только арабы (полагаю - способствовало арабское восстание 1936-39 ?); потом был 48-й год; в 49-м на месте деревни основали религиозный мошав.

В 1971-2 и 1974-5 в Мероне проводил раскопки тот же Эрик Мейерс, что копал соседнюю Хурват Шема. Мейерс датировал синагогу концом третьего века и пришёл к выводу, что во второй половине четвёртого селение было оставлено жителями. Список возможных причин содержит восстание против Галла (352), засуху 362-3, землетрясения 363 и 365, а также римские налоги. Из прочих находок умные книжки называют башню второго века, сохранившуюся до высоты в 18 футов (это где же такое ?), двухэтажное здание (обозванное археологами "домом патриция"), позднеримский промышленный квартал и склеп, использовавшийся с римского периода примерно до 360-го; из движимого имущества - монеты, в основном из Тира и Гиппоса.



План и реконструкция:


(Meyers, E. M. and Strange, J. F. Excavations at Ancient Meiron; Upper Galilee; Israel. 1971-1972; 1974-1975.)


(Meyers, E. M. and Strange, J. F. Excavations at Ancient Meiron; Upper Galilee; Israel. 1971-1972; 1974-1975.)

Фасад крупным планом:







Внутри:







Стена:





Пристройка:



Непонятная бетоная фигня:



Обломки колонн и прочая:





Угловая колона в форме сердечка:



Нечто вдали:





Могила рабби Шимона. Как и Робинсона, меня она интересовала меньше синагоги; плюс цейтнот и маленькая ребёнка в "рюкзаке"... в общем, постараюсь как-нибудь в другой раз фотоотчитать.



Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter Stemberger
International Standard Bible Encyclopedia (Set of 4 volumes) By Geoffrey W. Bromiley
Later Biblical Researches in Palestine, and in the Adjacent Regions By Edward Robinson
Haifa or Life in modern Palestine By Lawrence Oliphant
Отчёт ЖЖ-юзера nyulia
Tags: мавзолеи, синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments