Мы отправились в Мерон, очень старую с виду деревню, расположенную на каменистом уступе у подножия горы. Туда поднимаются по крутой древней дороге. В скалах ниже деревни, справа от нас, были гробницы; в одном месте четыре арки располагались бок о бок, каждая с саркофагом и сводом едва достаточной высоты для размещения саркофага. Одна содержала два саркофага. Это отличалось от всех захоронений, которые мы видели раньше. Ещё две подобные находились немного выше. Мы достигли деревни в 9:10. Она маленькая, и населена только мусульманами. Красивая равнина лежит под ней к востоку, ниже чем около Джиш, и опустошается в вади к северо-западу от Цфата. Этот последний хорошо виден, до него часа два. Нам сказали, что в долине к югу от Мерона есть большой источник.
Не видно причины сомневаться, что это место есть Мерон из Талмуда, неоднократно упоминяемый вместе с Гуш Халав, нынешним эль-Джиш. Скорее всего оно же - Меро или Мерот Иосифа, одно из мест, укреплённых им в Галилее, снова наряду с Гисхалой-Джишем. Оно всегда сохраняло особую притягательность для евреев, так как здесь были похоронены некоторые из их самых знаменитых мудрецов и святых. Вениамин Тудельский в двенадцатом веке упоминал пещеру с могилами двух великих учителей, Гилеля и Шамая, двадцати их учеников и других раввинов. Самуэль Бар Самсон полвека спустя добавил гробницы р. Шимона Бар Йохая и его сына р. Элиезера. Ежегодное паломничество евреев к этому месту упоминалось в описании нашего предыдущего путешествия.
Нашей целью было не посещение гробниц; но будучи здесь, мы посетили оные к югу от деревни. Они окружены квадратным строением; внутри оно устроено как каравансарай, для удобства людей и лошадей. Могилы расположены в низких строениях с куполами; они обычно закрыты и заперты; ключи хранятся в Цфате. Наружное строение было открыто, но мы не могли войти в могилы. Здесь чисто, и купола побелены. Это главный объект паломничества; здесь находятся могилы р. Шимона Бар Йохая и его сына; а также Гилеля и Шамамя и их учеников. Но сейчас они не производят впечатления древних.
Мы больше интересовались руинами древней синагоги. Это искусственно выровненная площадка с восточной стороны огромной скалы. Фасад повёрнут на юг; и только там ещё стоят красивый дверной проём и часть передней стены (с боковой дверью). Руины по архитектуре почти совершенно повторяет Кафр Бир'им; но более массивных пропорций, из больших камней и богаче украшенные. Некоторые из камней 4.5 фута длиной и 2.5 фута толщиной. Проём почти 10 футов высотой и 5.5 футов шириной. Его косяки изготовлены каждыйиз отдельного камня, искусно обработанного. Притолока слегка выходит за косяки; на ней нет надписи или венка. Портик полностью исчез, кроме основания двойной колонны. Некоторые фрагменты колон и антаблементов разбросаны вокруг. Старый еврей сказал, что это синагога "справедливого", который похоронен внизу. Эта синагога не упомянутя р. Вениамином; но р. Самуэль в 1210 и Иаков из Парижа в 1258 пишут о ней.
Таким образом, руины подобны виденному в Кафр Бир'им. Рассмотрев исторические сведения о Мероне. нет причины сомневаться в традиции, согласно которой это развалины древней синагоги, первых веков христианской эры. Мы теперь без колебаний характеризуем так же руины в Кафр Бир'им; и с любопытством ожидаем возможности проверить, являются ли таковыми руины в Тель Хум, так озадачивавшие нас ранее.
Так выглядит Мерон середины 19 века в описании Эдварда Робинсона. Следует добавить, что некоторые идентифицируют Мерон с "водами Мерома", где Иегошуа одержал победу над коалицией местных царей (11:7-9), а также с всяческими МРМ/МРМИМ/МАРУН из египетских/ассирийских надписей; другие, однако, предпочитают ливанский Марун ар-Рас. Флавиевский же Мерот усилиями Цви Илана "переехал" в окрестности Хацора.
Ещё больше букв посвящает сабжу Лоренс Олифант. Среди прочего:
Значительная часть деревни принадлежит раввину, который, желая поощрить занятие сельским хозяйством среди своих единоверцев, поселил на земле шесть семей из Марокко, привычных к земледелию, и те хорошо справлялись. Кроме того, там было двенадцать мусульманских семей. Я был потрясён хорошими отношениями между ними и евреями; шейх, которого я посетил, говорил о последних с уважением как о хороших работниках и отличных земледельцах. И в самом деле, деревенские земли обрабатываемые евреями выглядели лучше в сравнении с обрабатываемыми феллахами.
В 1931 неуказанный википедией источник насчитал в Мероне 259 арабов и 31 еврея; к 1945 остались только арабы (полагаю - способствовало арабское восстание 1936-39 ?); потом был 48-й год; в 49-м на месте деревни основали религиозный мошав.
В 1971-2 и 1974-5 в Мероне проводил раскопки тот же Эрик Мейерс, что копал соседнюю Хурват Шема. Мейерс датировал синагогу концом третьего века и пришёл к выводу, что во второй половине четвёртого селение было оставлено жителями. Список возможных причин содержит восстание против Галла (352), засуху 362-3, землетрясения 363 и 365, а также римские налоги. Из прочих находок умные книжки называют башню второго века, сохранившуюся до высоты в 18 футов (это где же такое ?), двухэтажное здание (обозванное археологами "домом патриция"), позднеримский промышленный квартал и склеп, использовавшийся с римского периода примерно до 360-го; из движимого имущества - монеты, в основном из Тира и Гиппоса.
План и реконструкция:
(Meyers, E. M. and Strange, J. F. Excavations at Ancient Meiron; Upper Galilee; Israel. 1971-1972; 1974-1975.)
(Meyers, E. M. and Strange, J. F. Excavations at Ancient Meiron; Upper Galilee; Israel. 1971-1972; 1974-1975.)
Фасад крупным планом:
Внутри:
Стена:
Пристройка:
Непонятная бетоная фигня:
Обломки колонн и прочая:
Угловая колона в форме сердечка:
Нечто вдали:
Могила рабби Шимона. Как и Робинсона, меня она интересовала меньше синагоги; плюс цейтнот и маленькая ребёнка в "рюкзаке"... в общем, постараюсь как-нибудь в другой раз фотоотчитать.
Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter Stemberger
International Standard Bible Encyclopedia (Set of 4 volumes) By Geoffrey W. Bromiley
Later Biblical Researches in Palestine, and in the Adjacent Regions By Edward Robinson
Haifa or Life in modern Palestine By Lawrence Oliphant
Отчёт ЖЖ-юзера nyulia