Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Французские танки для русской роты.



...в период 1948-1952 гг. на вооружении {АОИ} состояли следующие типы танков...
10 "Гочкис Н39" (велись переговоры о покупке 15 таких танков во Франции; только 10 были куплены в марте 1948 г., доставлены в Израиль 15.06.48)... их сняли с вооружения в 1952 г., хотя реально почти все танки "Гочкис" были разоружены и переведены на хранение ещё в декабре 1948 г. На 01.03.49 из 9 танков этого типа, всё ещё имевшихся у Израиля, боеготовым являлся только один.

(http://waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/idf-afv-review/tanks/)

8-ая бронетанковая бригада была сформирована под командованием одного из основателей АОИ Ицхака Саде. Бригада состояла из 82-ого танкового батальона, которым командовал бывший офицер польской армии Феликс Биатус, и 89-ого механизированного батальона, специальной мобильной части на джипах под командованием тогда ещё неизвестного Моше Даяна... Из "Шермана" и двух "Кромвелей" составили так называемую "Английскую роту" 82-ого танкового батальона, а десять недавно прибывших лёгких танков "Hotchkiss" сформировали "Русскую роту" - названия указывали на наиболее употребительные языки этих многоязычных частей!
(Залога - Бронетехника на Ближнем Востоке)

Прибывшие в страну танки Гочкис проверили в мастерской 8-й бригады, и результаты сильно разочаровали. Моторы оказались ржавыми, и многие из них не развивали достаточную степень сжатия. Недостаточное сжатие уменьшало шансы быстро использовать танки в бою. У танков Гочкис удельная мощность и так была маленькой, и проблема со сжатием была для них особенно серьёзной. Было необходимо начать основательные работы по восстановлению моторов, к которым в стране не было запчастей. Дополнительная проблема выявилась в системе охлаждения, которая не была приспособлена к местному климату (танки прибыли и были применены летом)... К началу операции Дани в распоряжении 82-го батальона было только 5 танков Гочкис. В течение "боёв десяти дней" был получен ещё один танк с отремонтированным мотором.

В отличие от моторов, системы башни танков Гочкис были исправны. Но обнаружилась проблема с боеприпасами. Количество прибывших с танками боеприпасов вроде впечаляло по меркам тех дней. Корабль, доставивший танки, вёз также 1000 выстрелов для каждого. Но при проверке типов боеприпасов выяснилось, что все они осколочно-фугасные. Однако для танков Гочкис требовались бронебойные снаряды, поскольку они должны были действовать в том числе против вражеской бронетехники и других "твёрдых" целей. За несколько дней до начала операции Дани, когда 8-я бригада получила боеприпасы для танков Гочкис (4000 снарядов), бригада потребовала заменить 75 процентов этого количества на бронебойные. На этом этапе снова проявилась местная способность к импровизации. В стране был запас бронебойных выстрелов для американской 37-мм пушки, которые подходили по калибру к французской пушке танка Гочкис, но американская гильза отличалась от французской. Перед операцией Дани 400 американских снарядов были извлечены из гильз и совмещены с гильзами от французских 37-мм танковых выстрелов, из которых извлекли осколочно-фугасные снаряды... Поскольку и в дальнейшем не был найден источник французских бронебойных снарядов, эти снаряды продолжали использоваться во всех сражениях войны за независимость. Небольшое количество снарядов оказалось достаточным, поскольку в боях танки Гочкис вели огонь в основном по "мягким" целям. Иначе обстояло дело с качеством. Не были проверены ни толщина пробиваемой брони, ни траектория и дальность. В результате танковые прицелы не соответствовали характеристикам импровизированных выстрелов.

(Амиад Брезнер - Ницаней ширьён, 134-5)

Неудача в бою за Ирак эль-Маншию 16 октября 1948-го привела к уменьшению и так небольшого количества боеготовых танков. С учётом подбитых и оставшихся на поле боя танков Гочкис, в распоряжении бригады осталось только пять танков этого типа, все небоеспособные - ремонтники отчаялись исправить их изношенные моторы - и было решено временно вывести их из состава подразделения, пока не будет найдено решение проблемы. Поскольку танки должны были оставаться на хранении длительное время, было выдвинуто предложение снять с них пушки и установить их на башенные бронеавтомобили... В декабре 1948-го в страну прибыло десять новых моторов Гочкис, которые Арази получил бесплатно во Франции. Возможно, это была компенсация за изношенные двигатели, посланные в июне. Если бы эти моторы прибыли раньше, они могли бы улучшить боевые качества танков и облегчить их содержание. Получение моторов на данном этапе не привело к возвраению танков в строй в течение последующих месяцев.
(Амиад Брезнер - Ницаней ширьён, 226)

Ну и до кучи - линк на старый пост с фотографиями макетов Гочкисов.

8-я бригада в аэропорту Лода (будущий аэропорт Бен Гурион), июль 1948:








(Борис Карми)

Вроде там же:


(Борис Карми)


(Борис Карми)


(Национальная фотоколлекция)



Ещё:


(Архив Пальмаха)

У танка номер 600, похоже, немецкая командирская башенка:


(Архив Пальмаха)

А вот и комбриг:



Утверждается, что этот танк попал в египетский плен и закончил войну в Фалудже:



Он же, судя по номеру:



Ствол длинный, но - увы - фальшивый:





Также в кадре - Меркава и джип с Наполеончиком:


(вероятно, Национальная Фотоколлекция)

Гочкис с немецкой командирской башенкой в Латруне:



Парад в Ливане, конец 40-х; на первом плане вроде Гочкис, за ним вроде два Рено:



Бонус - "свободные французы" в Кастине, 1941:


(очередное спасибо mr_fix)
Tags: израиль, ливан, танки, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments