Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Эйн Хаджла.



"Надоела суета", - думал, возможно, какой-нибудь византийский дауншифтер. - "Не податься ли мне в Святую Землю, отшельником ? Присмотрю себе пещерку поуютнее с видом на реку Иордан, и чтоб вокруг - ни души. Буду там жить-поживать; ночь, тсзать, тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит..."

Итак, прибывает наш герой в Палестину, идёт в пустыню - но тут его ждёт облом. Сколько видит глаз - монастыри да монастыри, все мало-мальски пригодные пещеры между ними заняты под кельи, и обитатели келий лишь плечами пожимают. Пустыня, мол, не резиновая; возьми номерок и жди, но не обольщайся - до седьмого века всё забито.

Это я, разумеется, отсебятину несу; но и в иной отсебятине есть доля истины. Количество "пустынных" монастырей в наших краях таки внушало - вроде бы порядка 60. Только в нижеприведённом маленьком отрывке из Кирилла Скифопольского (т.е. Бейтшеанского) уместилось пять штук:

После сего Савва всех приходящих к нему начал принимать... В числе пришедших были: святой Иоанн, который после был настоятелем Новой Лавры, блаженный Иаков, который после при Иордане основал Лавру так называемую с башнями, блаженный Фирмин, который в стране Махмаса основал Лавру, и славный по монашеским подвигам Севериан, который после построил обитель Перикарпарвариха: также пришел к нему Юлиан, по прозванию Кирт (согбенный), который при Иордане основал Лавру, называемую Неслкерава: приходили и другие многие, которых имена суть в книге жизни.

Потом были персы с арабами, землетрясения и прочие катаклизмы. Когда в девятнадцатом веке в наши палестины снова зачастили европейцы, встал вопрос соотнесения этих и других названий с конкретными точками на карте. Среди попытавшихся найти ответ был Федерлен (Jean-Louis Féderlin) из "Белых Отцов церкви св. Анны". На рубеже 19-20 веков он прочесал пустыню к востоку и юго-востоку от Иерихона, описал около полутора десятков предполагаемых экс-монастырей, и попытался установить личности последних.

...Несколько дней назад афтар этих строк ехал по 90-му шоссе к северу от монастыря св. Герасима (Дир Хаджла) и чуть южнее источника Эйн Хаджла, и в глаза ему бросились какие-то развалины буквально на обочине дороги. Выбора не оставалось - пришлось сфотографировать, а затем в интернет. И всезнающий интернет сообщил, что это таки один из "федерленовских" монастырей.

Вот он, обозначен буквой L. Заодно карта позволяет оценить плотность монашеского населения. Поскольку не все пустыни одинаково полезны (крайне желательны источники воды, да и относительная близость к городам / паломническим маршрутам не помешает), иные участки были весьма густо усеяны монастырями.


(из статьи О. Сиона)

В своё время Федерлен идентифицировал данные руины с мельком упомянутой Кириллом "лаврой с башнями" (не просто же так же я копипастил тот отрывок). У Патриха сказано, что в наши дни Гиршфельд осторожно согласился с федерленовской идентификацией. А вот Офер Сион предпочитает считать, что перед нами оригинальный монастырь св. Герасима, а наиболее подходящий кандидат в "лавры с башнями" - объект I, который по Федерлену есть монастырь св. Петра.

Объект описан у Патриха как прямоугольная структура, 52 на 37 м., с помещениями вдоль стен и водным резервуаром у северной стены. В 1968-м Бар-Адон проводил археологическую разведку. Маген пишет, что в 1994-м имели место раскопки в связи с прокладкой шоссе, под началом Й. Зелигера. Судя по результатам раскопок, монастырь функционировал в шестом-седьмом веках.

Итак, что мы знаем про вышеупомянутую "лавру с башнями" ? Что в 536 её настоятель, Кириакос, представлял на синоде в Константинополе всех монахов нижнего Иордана - свидетельство высокого "статуса" данного монастыря. Плюс Иоанн Мосх делится несколькими историями из жизни местных братьев; из них мы узнаём, что объект соседствовал с Иерихоном и лаврой Каламон. Вот, например:

Вот что еще разсказал нам тот же авва Василий о старце авве Косме: я посетил его в лавре Фаран. Старец разсказывал мне: пришла мне в голову мысль, что значат слова Господа Его ученикам: «имеющий одежду, пусть продаст ее и купит нож». Ученики отвечали Ему: «вот два ножа». {Лука 22:36-38} Я много размышлял и не мог уяснить себе смысла этих слов. Несмотря на сильный зной полуденного солнца, я вышел из моей келлии, чтобы пойти в лавру «Башен» к авве Феофилу и спросить его. Проходя пустыней близ Каламона, я увидал огромного змея, который сползал с горы к Каламону. Змей был так велик, что при своих движениях представлял вид как бы свода, и я прошел невредимо под этим сводом. Я понял, что диавол хотел ослабить мое усердие, но мне помогли молитвы старца. Придя к авве Феофилу, я спросил его о словах Писания. «Два ножа, отвечал Феофил, означают двоякую добродетель: созерцание и добрые дела. Имеющий то и другое достигает совершенства».

Ein-Hajla-monastery-plan-asi-1
(Гиршфельд via Archaeological Survey of Israel)

Вид на объект с обочины шоссе:



Ближе:





И вокруг:









На заднем плане, насколько я понимаю, "маахаз" Бейт Хогла:



А в этот кадр попали купола современного монастыря св. Герасима:



Водный резервуар:



Источник Эйн Хаджла должен находиться где-то в пальмовой роще чуть к северу; а ещё в роще и вокруг неё есть несколько домиков. Где-то примерно там же должно находиться нечто военное британской/иорданской постройки (см. пособие для начинающего сталкера). В общем, нужно будет сделать второй заход.







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The monasteries of the "Desert of the Jordan" By Ofer Sion
Archaeological Survey of Israel Survey Map Kalia, site 71
Sabas, Leader of Palestinian Monasticism By Joseph Patrich
Judea Samaria Publications 13 - Corpus of Christian Sites in Samaria and Northern Judea
Tags: фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal