Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Каср эль-Яуд.



(Вообще-то на тот день были запланированы монастыри св. Евфимия, св. Мартирия и св. Герасима. Но Евфимий с Мартирием не принимали ввиду раскопок, и в результате seagull_gull повезла нас в Каср эль-Яуд, а заодно в объектив угодили ещё одни развалины.)

Установление возможно более точного места крещения Иисуса представляет академический интерес для исследователей, практический для паломников и жизненно важно для бизнесменов, претендующих на паломничиские денежки. Между тем евангелисты в основном ограничились общими фразами вроде "приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской... приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него." (Мф 3). Только Евангелие от Иоанна чётко идентифицирует место, где следовало искать Крестителя; в большей части ранних манускриптов оно записано как "Вифания за Иорданом", в других копиях Вифанию сменяет Вифавара или Вифарава. На этом, однако, благие вести заканчиваются; ибо больше эта заиорданская Вифания не встречается нигде. Уже в третьем веке Ориген предполагает, что в первоисточники вкралась ошибка, и решительно высказывается в пользу Вифавары - не то такой топоним был ему известен, не то дело в том, что от Вифавары мы легко переходим к ивритскому "бейт аавара", что может означать просто переправу, а уж бродов на Иордане предостаточно. Благодаря заступничеству Оригена и других Вифавара перешла в наступление; в упорных чернилопролитных боях она овладела русским синодальным переводом, английский Библией Короля Иакова и некоторыми другими. ЕМНИМС Иероним тоже высказывался в её пользу, однако в собственную Вульгату вписал всё же Вифанию.

Паломников, вероятно, меньше заботил вопрос "как назвать" и больше "куда идти". В 333 году анонимный паломник из Бордо знал, что от Мёртвого моря пять миль "до места, где Господь был крещён Иоанном; и на дальнем берегу на том же месте есть холм, с которого Илия был взят на небо". Однако полвека спустя Эгерия, хотя и побывала в низовьях Иордана и отметила там место перехода реки Иисусом Навином, место крещения не заметила (или вернее заметила, но "альтернативное", в окрестностях Скифополя). Феодосий в начале шестого века "возвращает" искомый объект к устью:

"На том месте, где крестился Господь, находится мраморный столб, а на этом столбе водружен железный крест; там есть и церковь святого Иоанна Крестителя, которую соорудил император Анастасий; эта церковь выстроена высоко, над большими сводами, по причине разлития Иордана; в этой церкви находятся монахи, и эти монахи получают от фиска ежегодно по шести солидов содержания. Там, где крестился Господь, по ту сторону Иордана, есть небольшая гора, называемая Армон [гора Фавор в Галилее], где восхищен святой Илия. Гробница святого Елисея находится там, где он благословил этот источник, и над этой гробницей выстроена церковь. От того места, где крестился Господь, до впадения Иордана в Мертвое море, 6 миль."

Наличие в тексте Армона (Хермон) и Фавора (Тавор), да ещё и одновременно, несколько озадачивает. Тавор, полагают умные книги, был вставлен в текст Феодосия неизвестным переписчиком; но всё равно, должна же была эта вставка иметь какой-то смысл ? Может, виновата логическая связка Илия - преображение; по разным традициям последнее происходило на Хермоне или Таворе ? Так или иначе, Хермон обосновался в нижнем течении Иордана всерьёз и надолго. Ниже мы ещё наткнёмся на него; да и у Златоуста "Ермон – гора малая в иорданской земле, откуда был вознесен Илия"...

На каком берегу Иордана располагают аноним 4-го века и Феодосий место крещения ? Первый указывает в качестве ориентира холм, с которого вознёсся Илия; этот холм явно должен находиться восточнее реки. Правда, из английского перевода не очевидно, что холм и место крещения находятся по одну и ту же сторону реки, но Ноорт уверяет, что именно так следует понимать автора. Второй прибыл к Иордану с востока, и если он описывал "достопримечательности" в том же порядке, в каком видел, то и место крещения, и построенная Анастасием церковь должны находиться на восточном берегу. Но к чему вообще я затеял этот разговор о берегах ? Разве из Иоанна не очевидно, что Вифания/Вифавара за Иорданом ? Так-то оно так, но в шестом веке традиция достигает точки крутого перегиба. Можно, наверно, погипотетизировать про непостоянство русла Иордана... впрочем, не берусь судить. Взглянув, к примеру, на карту из Медвы, мы быстро обнаружим искомую Вифавару между Иерихоном и устьем Иордана, совершенно явно к западу от последнего. Карте вторит пилигрим из Пьяченцы (примерно 570), заодно упомянув монастырь св. Иоанна. Вероятно, этот же монастырь читаем у Прокопия Кейсарийского (553-4), что мол Юстиниан построил там резервуар. В 659 монастырь был разрушен землетрясением. Отстроили его, возможно, на другом месте, дальше от реки; по крайней мере в 680 Аркульф различает церковь св. Иоанна у реки и окружённый стеной монастырь на холме. Виллибальд (примерно 724) пишет про монастырь св. Иоанна с 20 монахами, в миле от места крещения. Вполне вероятно, что о том же монастыре ведёт речь Монах Эпифаний (8-9 век), когда отмечает форт и внутри него церковь св. Троицы, а на берегу реки опять же церковь св. Иоанна, и в ней камень, на котором стоял последний, когда крестил Иисуса. В 1106-8 в монастыре побывал русский паломник Даниил, и так описал свои впечатления:

"Путь от Иерусалима к Иордану... очень тяжел, страшен и безводен. Ибо горы здесь высокие каменные и разбойников много, и они разбойничают в тех горах и ущельях страшных. Расстояние от Иерусалима до Иордана двадцать шесть больших верст. Пятнадцать верст до Кузивы, где постился святой Иоаким из-за своего неплодства, — есть здесь это место в глубоком ущелье близко у дороги, по левую руку, когда там идешь. И от Кузивы до Иерихона пять верст, а от Иерихона до Иордана шесть верст больших, все равно по песку; путь очень тяжелый. Тут многие люди задыхаются от зноя и гибнут — от жажды без воды умирают. Там ведь море Содомское близко от той дороги: исходит дух знойный и смердящий — жжет и попаляет всю землю ту. И здесь, не доходя до Иордана, близко от дороги, находится монастырь святого Иоанна Предтечи, устроен в горе. И есть там гора Ермон {как видно, и Хермон "перебрался" западнее}, вблизи от того монастыря, на расстоянии примерно двадцати саженей. Она по левую руку, когда там идешь, близко от дороги. И горка эта песчаная не велика, но мала. А от Ермона до старого монастыря Иоаннова два хороших перестрела. Там была возведена большая церковь во имя Предтечи Иоанна. А близко за алтарем той церкви, с восточной стороны на пригорке, построен как бы алтарик и свод небольшой: на том месте Иоанн Предтеча крестил Господа нашего Иисуса Христа. До того ведь места дошел Иордан, выйдя из своего ложа, когда повернул при виде Творца своего, пришедшего креститься: убоявшись, обратился он вспять и дошел до этого места. И тут близко от той купели было Содомское море, а ныне оно далеко от Крещения — на четыре версты отбежало. Ибо узрело тогда море нагое Божество, стоящее в водах Иорданских, и убоялось, и побежало; Иордан обратился вспять, как пророк говорит о том: «Что же ты, море, побежало, и ты, Иордан, обратился вспять?». От того места, где крестился Христос, до берега реки Иордан расстояние — как может докинуть муж маленьким камнем. И есть здесь купель на Иордане, и там окунаются христиане приходящие. Там же брод через Иордан в Аравию. На том месте Иордан расступился в древности перед сынами Израилевыми, и прошли люди посуху. Тут же и Елисей ударил милостью Илии по воде, и перешли Иордан посуху."

По Теодериху, далее монастырь подвергся мусульманскому набегу, унесшего жизни шести монахов (1139 ?); в какой-то момент для обеспечения безопасности паломников тамплиеры построили неподалёку замок (может быть Малдоим, хотя это не так уж недалеко ?). Потом по Иоанну Фоке пострадал от землетрясения (1160 ?) и был восстановлен на византийские деньги:

"У Иордана водружены три монастыря, именно: Предтеча, Златоуст. Из них монастырь Предтечи, разрушенный до основания землетрясением, ныне заново выстроен шедродательною десницею боговенчанного нашего самодержца, Порфиродного и Комнина Мануила, чрез настоятеля обители, на восстановление ее возымевшего дерзновение. От нее подальше, примерно на расстоянии двух выстрелов из лука, течет святейший между реками Иордан, в котором великое таинство моего воссоздания Иисус мой, обнищав, совершил крещением; и около берега, на расстоянии примерно вержения камня, есть четыреугольное с круглой крышей здание, в котором после возвращения вспять возобновивший свое течение Иордан принял (в свои волны) нагим одевающего небо облаками... Пocpeдине между монастырем Предтечи и Иорданом есть крошечная гора Ермониим, на которой стоявшего Спасителя, Иоанн, указывая пальцем, возгласил, толпам народа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира."

Похоже, последующее крушение Иерусалимского королевства, монастырь св. Иоанна пережил более-менее благополучно. Он продолжает упоминаться паломниками вплоть до середины пятнадцатого века; последним свидетелем оказался Луи де Рошешуар (1461). К 1480, словами доминиканца Феликса Фабри, объект "осквернён поселившимися в нём арабами, которые живут жизнью разбойников и используют его как крепость". Поскольку здание выглядело как крепость и даже использовалось как крепость, только логично, что в какой-то момент к нему прилипло прозвище "Каср эль-Яуд" ("еврейский замок"), которое затем распространилось и на окружающую территорию. По другой версии, "каср" в данном случае - испорченное арабское слово, означающее что-то вроде "рассечения". И в первом, и особенно во втором случае просматривается намёк на традицию, согласно которой в этом самом месте евреи под началом Иисуса Навина пересекли Иордан посуху и вошли наконец в Святую Землю. Другое арабское название монастыря - Мар Юханна, т.е. просто "св. Иоанн".

Виктор Герен и британцы из PEF побывали на руинах в 1873; когда восемь лет спустя британцы вернулись, то увидели монастырь уже восстановленным. В 1927 случилось очередное землетрясение, в 1952-3 очередной ремонт. Наконец, после Шестидневной Войны монастырь попал в погранзону и был заброшен; сейчас вроде намечается ремонт. По словам Прингла "некоторые элементы средневекового монастыря различимы в современном здании, в частности нижняя часть апсиса, но при восстановении плана здания мы вынуждены полагаться почти исключительно на описания, сделанные до 1881 (Герен, Кондер)". Объект представлял собой двухэтажное строение размером 42.7 на 27.4 метров, со входом на западе, выступающей башней в юго-западном углу и возможно другой в северо-восточном. Первый этаж состоял из четырёх параллельных помещений с "бочкообразными" сводами, в одном из которых находилась часовня. Церковь, вероятно, располагалась этажом выше. К западу от здания британцы видели резервуар и возможные остатки акведука.

Британский план разрушенного монастыря, 1873:

Qasr-el-Yahud-plan-1873-pef-1

Православный монастырь Иоанна Предтечи на рубеже 19-20 веков:


(И. П. Ювачев - Паломничество в Палестину (1904))

1918:



Лошадки принадлежат австралийцам из 7-го полка лёгкой кавалерии, штаб которого размещался в монастыре:



1900-20:



Серия фотографий из коллекции Мэтсона. Вот июль 1927-го, после землетрясения:





Долина Иордана с севера на юг; монастырь с трудом угадывается возле правого края кадра:



И в наши дни:











Но пора вернуться от описания монастыря Иоанна Предтечи к идентификации места крещения. Сто с лишним лет назад Федерлен упоминал о руинах церкви возле устья Вади эль-Харар примерно напротив Каср эль-Яуд, и выше по вади, на Тель Мар Элиас/Лияс (т.е. холме Илии). После заключения в 1994 году мирного соглашения между Израилем и Иорданией археологи наконец-то получили возможность спокойно работать в погранзоне. Вскоре иорданцы приступлили к раскопкам в Вади эль-Харар и быстро нашли кучу объектов, включая несколько византийских церквей и даже предполагаемое основание той самой мраморной колонны, о которой писал полтора тысячелетия назад Феодосий. Таким образом, с точки зрения академической перевес сейчас на стороне Иордании. Кое-кто, правда, предлагает отождествить "Вифанию за Иорданом" с расположенной много севернее Батанеей, но вроде успехом эта точка зрения не пользуется. В 2000 на восточном берегу открыли туробъект и вроде активно раздают земельные участки вокруг разным христианским организациям. Израильтяне пустились вдогонку в 2011; впрочем, есть ещё и исправно функционирующий с 1981 Ярденит на севере.

Вид на Иордан от монастыря Иоанна Предтечи:



Ближе к реке находится францисканская часовня:









Напротив часовни:





Эфиопская церковь:



Она же на фото из коллекции Мэтсона, 1920-33:



Пишут, что визит королевы Эфиопии:



На берегу:





Так это происходит:



Иногда даже так:





До заграницы рукой подать:



По другую сторону реки - церковь Иоанна Предтечи:



Русская церковь и ещё что-то:



Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Βεθαβαρα το τον αγιον Ιωαvvον τον Βαπτισματος Remarks about Storied Places at the Jordan, John the Baptist and the Madaba Mosaic Map By Noort Ed (in Jerusalem, Alexandria, Rome)
The Sanctuaries of the Baptism on the East Bank of the Jordan River By Michelle Piccirillo (in Jesus and Archaeology)
Bethany beyond the Jordan” in Text, Tradition,and Historical Geography By Jeremy Hutton
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
River Jordan: The Mythology of a Dividing Line By Rachel Havrelock
The survey of western Palestine, volume 3
Jp-newsgate.net
Guide-israel.ru
Biblewalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера nakaryak
Отчёт ЖЖ-юзера seagull_gull
Отчёт ЖЖ-юзера losew
Отчёт ЖЖ-юзера sewa7
Отчёт ЖЖ-юзера lyolik_il
Отчёт ЖЖ-юзера macos
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Tags: фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

  • Нес Циона - Гваот куркар.

    Национальный парк на западной окраине Нес Ционы. Xолмы из разновидности песчаника, известной в наших краях как куркар - по существу, окаменевшие…

  • Хурват Кухим.

    (По следам поездки с nehag_sus) И ещё одни относительно малоизвестные римско-византийские развалины в Верхней Галилее - Хурват…

  • Хурват Дур.

    (По следам поездки с nehag_sus) Из Хурват Цунам ака "затеряный город" идём дальше в лес, по гробы-саркофаги, которые на заглавной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments