Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Кумран.



В паре-тройке километров от северо-западной части Мёртвого Моря, у ущелья Кумран, находятся одноимённые с ущельем руины. По разным гипотезам, название может происходить от арабского "камар" (луна) или являться арабским искажением греческого "каламон" (тростник). Encyclopedia Judaica сообщает нам, что у ранних визитёров (кого именно ?) была основанная на созвучии названий гипотеза, что перед ними остатки Гоморры. Многие исследователи склонялись к мысли о форте - сперва Альберт Айзекс и британский консул Джеймс Финн (1856), позднее Густаф Дальман (1914), Эрнест Мастерман (1900-1) и Михаэль Ави Йона (около 1936). Мастерман, правда, не мог понять, зачем скромному форту большое кладбище на тысячу с гаком могил. Кладбище копнули Генри Пул (1855) и знаменитый Клермон-Ганно (1873) и вроде бы ничего стоящего не нашли. В общем и целом, до середины двадцатого века объект не представлялся учёным чем-то особенно интересным.

Отношение археологической общественности к Хирбет Кумран изменилось после того, как зимой 1946-47 бедуины наткнулись километрах в двух севернее на пещеру (впоследствии обозначенную "пещера номер 1"), а в ней на своего рода сокровища - кувшины с древними свитками. Семь кусков пергамента бедуины недорого продали вифлеемскому сапожнику (кожа же) Кандо; тот перепродал три профессору Элиэзеру Липе Сукенику и четыре сирийскому православному патриарху; эти последние несколько позже приобрёл сын Сукеника Игаэль Ядин. Так документы добрались до учёных, и понеслось... Оценив значимость объекта, между 1949 и 1956 иорданское Управление Древностей, Музей Рокфеллера и Библейская Школа провели на месте несколько сезонов раскопок, а директор школы Ролан де Во вошёл в историю как пионер кумрановедения. Позже район Кумрана разведывали/копали многие другие. Совместными усилиями бедуины и археологи обнаружили ещё десять пещер с фрагментами порядка 900 свитков, зачастую совсем крохотными.

Поскольку с год назад arktal написал о кумранских свитках несколько познавательных постов, то я позволю себе написать о них всего лишь пару слов. Примерно четверть свитков - копии различных книг ТАНАХа; представлены все книги, кроме Эстер; отличия от нынешнего канонического варианта, насколько я понимаю, наличествуют но невелики. Имеются фрагменты Септуагинты; арамейские переводы книг ТАНАХа; комментарии к книгам пророков; и апокрифические книги как Товит, Бен Сира, Енох и Юбилеи. Другие свитки касаются верований и практик некоей секты. Во главе секты стоял "учитель праведности" - возможно опальный священник из потомков Цадока, но полной уверенности нет. Сектанты считали, что близится заключительная война между "сынами света" и "сынами тьмы"; в итоге хорошие победят, правильно верующие спасутся, придут два мессии (потомок Давида и потомок Аарона) и наступит хэппи энд. А пока нужно отказаться от личного имущества, строго блюсти ритуальную чистоту итд...

Де Во придерживался резонного предположения, что именно в кумранских руинах и обитали описанные в свитках сектанты. Эта гипотеза остаётся мэйнстримной до сих пор. Авторов свитков склонны идентифицировать с загадочными ессеями. В самих кумранских свитках ессеи никак не упоминаются; наша информация о них исходит от Плиния Старшего, Филона Александрийского, и "нашего всего" Иосифа Флавия. Между практиками ессеев и обсуждаемых сектантов есть сходство (как обобществление собственности, совместные трапезы, длительный подготовительный период перед полноправным вступлением в общину итд); кроме того, Плиний размещает ессеев с по западную сторону Мёртвого моря, "над Эйн Геди", т.е. более-менее там, где нужно:

On the west side of the Dead Sea, but out of range of the noxious exhalations of the coast, is the solitary tribe of the Essenes, which is remarkable beyond all the other tribes in the whole world, as it has no women and has renounced all sexual desire, has no money, and has only palm-trees for company. Day by day the throng of refugees is recruited to an equal number by numerous accessions of persons tired of life and driven thither by the waves of fortune to adopt their manners. Thus through thousands of ages (incredible to relate) a race in which no one is born lives on for ever: so prolific for their advantage is other men's weariness of life! Lying below the Essenes was formerly the town of Engedi, second only to Jerusalem in the fertility of its land and in its groves of palm-trees, but now like Jerusalem a heap of ashes. Next comes Masada, a fortress on a rock, itself also not far from the Dead Sea. This is the limit of Judaea.
(Естественная история 5.15)

Наиболее ранние находки в Хирбет Кумран - остатки стен и резервуара и немного керамики 8-7 веков до нашей эры, включая оттиск "царской печати" и остракон с несколькими символами. Возможно, виноват царь Иудеи Узияу, который "построил башни в пустыне, и вырубил много колодцев" (Хроники 2 26:10); или же в пустыне обосновались беженцы после ассирийского завоевания Израильского Царства. Поселение существовало относительно недолго, возможно до вавилонского завоевания Иудеи. Некоторые осторожно отождествляют Кумран с "Городом Соли" (Ир Мелах) или с Сехахой, упомянутыми в книге Иегошуа (15:62) в одном предложении с Эйн Геди; но подтверждений пока нет.

Основное внимание, естественно, привлекают более поздние периоды, которые согласно де Во выглядели следующим образом - со второй половины второго века до н.э. до землетрясения 31 года до н.э. (слой Ia и Ib), примерно с 10 года до н.э. до разрушения римлянами в 68 году (II), и похоже что в 68-72 на руинах стоял римский гарнизон (III). Во время восстания Бар Кохбы, мол, здесь скрывались повстанцы и обронили несколько монет, но ничего нового не построили. По последним данным разведки, возможно в -31 - -10 Кумран не был полностью заброшен. Кроме того, от периода II отщипывают несколько последних лет и называют их IIb; предположительно в эти годы сектантов сменила какая-то другая, вероятно антиримски настроенная община (найдены ножи, наконечники стрел, другие типы керамики и отчеканенные восставшими монеты). Наконец, некоторые находки (монеты, сосуды, осколки стекла) относят к 73 - 132 годам (IIIb).

В каком качестве появился на свет хасмонейский Кумран, пока неясно. Одни считают, что он изначально был отшельническим поселением, специально построенным в "медвежьем углу". Другие - что объект был основан как укреплённый пост (часть цепочки крепостей, построенных для охраны восточной границы царства и потерявших своё значение после прихода римлян) или усадьба. Более того, некоторые несогласны, что в Кумране вообще когда-либо жили какие бы то ни было сектанты; они например отмечают, что ни один свиток не был найден в собственно поселении, зато там добыли подозрительно много монет (569 серебряных и 681 бронзовая). Так, по Гиршфельду, Кумран напоминает другие ранние римские усадьбы в наших краях; и он не видит доказательств, что объект когда-либо населяли ессеи или им подобные. Недавно Маген и Пелег объявили объект фабрикой по производству керамики. В поселении действительно имелoсь несколько печей для обжига керамики, а также большое количество ступенчатых резервуаров, которые остальные исследователи считают миквами; но авторы уверены, что большая их часть служила источниками гончарной глины; мол, частички глины приплывали по акведуку и оседали в резервуарах. Но если в Кумране отродясь не водились сектанты-графоманы, откуда же тогда взялись свитки ? Есть гипотеза, что последние изначально хранились в Иерусалиме, например при храме, и были спрятаны в пещерах только в ходе антиримского восстания.

Непонятно, отвечают более "ортодоксальные" авторы, что делали в храмовой библиотеке документы, многие из которых явно осуждают порядки в храме; а также зачем было их тащить на довольно большое расстояние именно в эти пещеры. Также, мол, трудно игнорировать ну очень близкое соседство некоторых из пещер с Хирбет Кумран, сходство керамики в пещерах и в поселении, или скажем чернильницы и прочие находки из предполагаемого скриптория. Свитки в самом поселении могли банально сгореть в 68-м... Магнес обращает внимание на компактность поселения и простоту его архитектуры - строения из необработанных камней и необожжённых кирпичей, полы из утрамбованной земли, иногда оштукатуренные, иногда из грубо обработанных плит. Она же отмечает, что ни одно помещение в Кумране не было идентифицировано как жилое, только как различные общественные или рабочие (возможно, Гиршфельд и др. не согласились бы с этим утверждением). Выходит, местные обитали или на верхних этажах немногочисленных двухэтажных зданий (но тогда их было не больше нескольких десятков); или - как предложил в своё время де Во - в "шалашах" вокруг, и тогда, судя по размерам столовой (см ниже), могло набраться порядка 150. Могилы на вышеупомянутом местном кладбище расположены аккуратными рядами и ориентированы головой на юг. Де Во в своё время вскрыл 43 могилы и нашёл почти исключительно взрослых мужчин; исключение составляли несколько взрослых женщин; необычная картина для "обычного" поселения. Только к югу от поселния могилы разбросаны, ориентированы различным образом, и включали многочисленные женские и детские погребения. Вероятно, эти южные могилы - более современные бедуинские.

План римского Кумрана (Ib).


(Encyclopedia Judaica)

Предполагаемый вид с севера:



Теперь реал. Западная часть поселения:



Там же:







Акведук, отводивший воду из Вади Кумран. Также вроде вода собиралась с крыш. Всё перечисленное, понятно, только во время редких в этих местах зимних дождей.



Резервуары круглый и прямоугольный:





Печь для обжига керамики:



Миквы:





Башня в северной части поселения; размер 11 на 13 м, толщина стен 1.3 м, плюс гласис.





Вид с башни на запад; перед пешеходным мостиком виден круглый резервуар:



Вид с башни на юго-восток; прямоугольное помещение на переднем плане - предполагаемый скрипторий. В последнем обнаружили остатки столов и скамеек из необожжённых кирпичей; там же и по соседству нашли чернильницы, которые вообще говоря попадаются археологам довольно редко. Правда, у нас нет данных, что писцы двухтысячелетней давности пользовались столами; по Магнес, они держали материал на коленях. Посему появились разные гипотезы, от "писцы работали, сидя на столе" до "это вообще не скрипторий, а что-то вроде римского триклиния", но все проблематичные.





Примерно там же:







Самое большое помещение, в южной части объекта, де Во определил как зал собраний, а также как столовую...



...поскольку в соседней комнате нашли остатки порядка тысячи единиц посуды, почти исключительно столовой - тарелок, мисок и чашек:



Двери:





Остатки колонн:



Загон для скота:



К вопросу о свитках и пещерах. В соседней скале, всего метрах в 80 от поселения...



...прячется пещера номер 4:



Вдали виднеется пещера номер 6 (?):



Копия одного из свитков:



Из Коллекции Мэтсона, 1947-61:





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 4)
The Archaeology of the Holy Land By Jodi Magness
Early Roman Manor Houses in Judea and the Site of Khirbet Qumran By Yizhar Hirschfeld
The Qumran Excavations 1993-2004 Preliminary Report By Magen & Peleg
Encyclopedia Judaica
Virtualqumran.huji.ac.il
Отчёт ЖЖ-юзера sewa7
Отчёт ЖЖ-юзера gala67
Отчёт ЖЖ-юзера lyolik_il
Отчёт ЖЖ-юзера father_ingwar
Tags: фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 2.

    (Национальная фотоколлекция) Жизнь израильского пехотного связиста в 1948-м могла быть тяжёлой в самом прямом смысле, поскольку рация SCR-300…

  • В эфире - израильская военщина.

    (Национальная фотоколлекция) На фото - радистка из бригады Голани в декабле 1948-го. Рядом её орудие труда - Wireless no 19, в период ВМВ…

  • Актуальная ретроспектива.

    (Архив минобороны) Израильская военщина отдаёт свои голоса, 1949. (Архив минобороны) (Архив минобороны) (Давид Эльдан, Национальная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • В эфире - израильская военщина 2.

    (Национальная фотоколлекция) Жизнь израильского пехотного связиста в 1948-м могла быть тяжёлой в самом прямом смысле, поскольку рация SCR-300…

  • В эфире - израильская военщина.

    (Национальная фотоколлекция) На фото - радистка из бригады Голани в декабле 1948-го. Рядом её орудие труда - Wireless no 19, в период ВМВ…

  • Актуальная ретроспектива.

    (Архив минобороны) Израильская военщина отдаёт свои голоса, 1949. (Архив минобороны) (Архив минобороны) (Давид Эльдан, Национальная…