Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Сусия.



"Сусия", - читаем опять же у Робинсона, - "это руины посреди равнины, говорят большие, со множеством колонн, но похоже без уцелевших зданий". Вот и всё. Навскидку могу предположить, что поскольку Робинсон интересовался прежде всего сопоставлением библейских топонимов с арабскими, и поскольку в Писании Сусия не обнаруживалась, то данные руины попали в список низкоприоритетных задач. В 1869 объект посетил Виктор Герен, отметил вероятную церковь и предложил идентификацию с Хацар-Суса из Иегошуа 19:5, но тут же передумал, поскольку не сошлась география. Следующими были британцы из PEF. В 1937 заскочили ненадолго Л. Майер и А. Рейфенберг (как раз занимавшиеся раскопками в Саму/Эштемоа, километра на три западнее), и заподозрили в "церкви" Герена синагогу. Потом, по понятным причинам, еврейским/израильским археологам было не до того; иорданцы, видимо, тоже не заинтересовались. Наконец, в 1969-72 Шмарьягу Гутман и Зеев Йейвин и в самом деле явили миру синагогу, по ряду признаков напоминающую обнаруженную тридцатью с лишним годами ранее в Эштемоа. Раскопки в Сусии продолжили Гиршфельд (1978), Негев/Йейвин (1984-86), Иегуда Говрин (1992) и Юваль Барух (1998-99).

Негев обратил внимание, что Ономастикон дважды упоминает соседний Кармель, один раз как деревня где стоит римский гарнизон, другой как еврейскую деревню. Возможно, предположил Негев, речь идёт о двух разных населённых пунктах; мол, по мере романизации и христианизации оригинального Кармеля (нынешняя деревня Кармиль, где раскопки выявили несколько церквей) еврейские жители оного перебрались южнее и основали новое поселение. Впрочем, коллеги (Шварц, Сафраи) не склонны с ним соглашаться. Судя по разным находкам, поселение существовало до эпохи крестовых походов. Также можем подшить к делу документ от 1110 года, согласно которому рыцарь с примечательным именем Гаутериус Баффумет (если Эрлих нам не врёт, он же Готье Махомет, сеньор Хеврона с 1107) пожертвовал госпитальерам деревню Сусия; отсюда можем заключить что к тому времени деревня уже носила нынешнее название.

С 1986 Сусия является археологическим парком. Как можно понять из статьи на сайте Бэ-Целем, по крайней мере с 1830-х пещеры в Сусии использовались под жильё, и организации парка предшествовало выселение примерно 25 семей. Часть выселенных перебралась в другие пещеры и временные строения, и страсти продолжают кипеть по сей день. Правее по политическому спектру эти страсти рассматривают как попытку пастухов из Ятты явочным порядком занять приглянувшуюся землю.


(З. Сафраи)

Город был окружён стеной:



Слегка загородная погребальная пещера; закрывающая её каменная "шайба" называется "голель":



Заходим:





Дома, примыкающие к стене:





Каменюка с семисвечниками:



Табула ансата:



Какой-то хозяйственный девайс:



Миква:



Жилой дом:



Дальше:



Вокруг много интересных каменюк:











Улица:



"Пещера гончара":



Кажется, этот гончар там до сих пор работает:



Ещё подземелье:



"Арочная пещера", вроде бы служившая винным погребом:









Нечто:



Снова подземелье:





Колодец:



"Общественная пещера"; над входом вроде бы изображение меноры:



Синагога с северо-запада:



Синагога похожа по планировке на аналог в Эштемоа. Она представляет собой здание, вытянутое вдоль оси запад-восток. К востоку - дворик, из которого можно было попасть либо в основной зал (16 на 9 метров), либо в узкое и длинное "южное крыло". Вдоль северной, южной и западной стен зала располагались каменные скамьи. У обращённой к Иерусалиму северной стены возвышение (бима) и ниша для свитка Торы, плюс ещё одно возвышение восточнее. Возвышения были облицованы мрамором. Пол украшала мозаика, частично дожившая до наших дней. В мозаике различают два этапа; первый, вероятно, со знаками Зодиака, второй в основном геометрический. Мозаика содержит две ивритские и две арамейские надписи, упоминающие спонсоров проекта. В одной из надписей имеются частично расшифровываемые даты (одна относительно "субботнего года", другая от сотворения мира). Что за даты и насколько хорошо они поддаются прочтению я пока не понял. Но так или иначе первую фазу синагоги принято датировать 4-5 веками, после чего ещё лет 200 её достраивали и перестраивали, а ещё позже забросили. Затем дворик синагоги стал работать мечетью. Согласно Йейвину, мечеть следует датировать десятым веком; Магнес настаивает на восьмом.


(The Design of the Ancient Synagogues in Judea: Eshtemoa and Horvat Susiya By D. Chen)

Фасад:



Дворик:





На всякий случай на входе во дворик приготовлен голель:



А пока недруги возятся с голелем, можно сбежать через подземный ход:



Михраб:



Основной зал:





Северо-восточный угол - ковчег завета и две меноры:



Северо-западный угол:





Юго-западный угол:



И обратно по главной улице:



Бонус - фрагменты мозаики из синагоги в Добром Самаритянине.

1) В углу дворика - "Пусть помнят святость моего господина и рабби, почтенного священника Исая, который покрыл стены известью и сделал эту мозаику, и пожертвовал её на пиру рабби Йоханана священника. Мир Израилю. Аминь.":



2) Обрывки фраз на иврите:



Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia Of The Holy Land By Avraham Negev
Excavations at Carmel (Kh Susiya) in 1984 By Avraham Negev
היישוב היהודי בדרום הר-חברון הערות היסטוריות - יהושע שוורץ
ה'אונומסטיקון ' לאוסביוס והיישוב בררים הר חברון - זאב ספראי
הערה לעניין זיהוי היישוב בחורבת סוסיה - מיכאל ארליך
The Archaeology of the Early Islamic Settlement in Palestine, Volume 1 By Jodi Magness
Architectural Plans of Synagogues in the Southern Judean Hills and the 'Halakah' By David Amit (from Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery)
The Design of the Ancient Synagogues in Judea: Eshtemoa and Horvat Susiya By D. Chen
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter Stemberger
Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: A Journal of Travels in the Year 1838 (Volume 2) By Edward Robinson, Eli Smith
The survey of western Palestine by C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Quarterly statement - Palestine Exploration Fund
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Отчёт ЖЖ-юзера grimnir74
Tags: крепости, мозаики, синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Иерусалим - Башня Танкреда и Новые ворота.

    От Яффских ворот и участка городской стены к северу от оных перейдём к северо-западному углу старого города; и в частности к большой башне (35…

  • Рамот Алон - Хирбет эль-Бурдж.

    Хирбет эль-Бурдж, т.е. "руины башни", расположены в иерусалимском квартале Рамот Алон, в шести километрах к северу от центра города и в километре…

  • Рамат Алон - Хирбет Тилилия.

    Большой прямоугольник на холме между улицами А-даф а-йоми и Йосеф Шехтман в североиерусалимском квартале Рамот Алон хорошо заметен на гуглкарте.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments