Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Мар Саба.



(Как говорил Василий Алибабаевич - "все побежали и я побежал". А поскольку одному бегать целый день по пустыне немного стрёмно, то воспользовался случаем присоединиться к nehag_sus, который благополучно доставил меня и ещё несколько десятков душ туда и обратно.)

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келий — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. Пещеру ту Бог показал святому Савве столпом огненным, когда он сначала жил один на месте того потока. Первая же келья святого Саввы, где он жил один, находится поодаль от нынешней лавры, примерно на расстоянии полверсты. Оттуда он увидел показанный ему Богом столп огненный над местом тем святым, где есть ныне лавра святого Саввы. Чудесно это место и совершенно непередаваемо словами... И видел я колодец святого Саввы, который ему ночью показал дикий осел в потоке том против его кельи; пили мы из колодца того очень вкусную и холодную воду. В месте же том нигде нет ни реки, ни ручья, ни колодца, но только один колодец святого Саввы. Место ведь то безводное, в горах каменных, и вся пустыня та суха и безводна, только дождевой водой и живы отцы, находящиеся в пустыне той.
(Паломник Даниил, 12 век)

...А начиналось всё, рассказывает нам Кирилл Скифопольский, так. В одной деревне в Каппадокии жил-был мальчик Савва. Когда ему было около пяти лет, отец его был "взят в воинское состояние в Александрию, причислен к так называемым Исаврянам, и по сему случаю с своею супругою переселился... в Александрию", оставив сына на родственников. Когда эти родственники "начали между собою спорить о нем и о имении его родителей" Савва удалился от них в монастырь; и хотя впоследствии родичи помирились и всячески пытались уговорить его вернуться в мир, юноша был непреклонен. В монастыре с Саввой происходили разные истории и чудеса, к примеру такая:

Некогда, он работал в монастырском саду, родилось у него желание съесть прежде определенного часа яблоко, которое по виду было красиво и весьма вкусно. Будучи воспламенен сим желанием, он сорвал яблоко с дерева, но раздумавши, мужественно преодолел себя, и благочестивыми мыслями упрекал себя таким образом: красив был для взора и приятен для вкуса тот плод, который умертвил меня чрез Адама. Адам предпочел духовной красоте то, что казалось приятным для телесных очей, и насыщение чрева почел драгоценнейшим духовных удовольствий, но чрез сие он ввел смерть в мир. И так я не должен презирать добродетель воздержания, не должен отягчаться душевною дремотою. Ибо как появлению всяких плодов предшествует цвет, так воздержание предшествует всякой добродетели. Сими благочестивыми мыслями Савва преодолел свою похоть, бросил яблоко на землю и топтал оное ногами, попирая вместе с яблоком и похоть. В сие время он положил себе за правило не вкушать яблока до смерти.

По этой самой причине в лавре святого Саввы не едят яблоки. Но это я забежал вперёд. После десяти лет в монастыре, на восемнадцатом году жизни, Савва (не без помощи видения) уговорил настоятеля отпустить его в Святую Землю. Здесь он попробовался в лавру Евфимия, но не прошёл собеседование по причине своей молодости. Кроме неготовности молодых к суровым отшельническим порядкам, тут могла быть ещё одна причина; впоследствии и сам Савва "положил, чтоб ни одного безбородого человека или евнуха не принимать в свою Лавру. Ибо ему весьма неприятно было видеть женское лице в каком-либо своем монастыре, и особенно в какой либо своей Лавре.". Но это я опять забежал вперёд. В результате Савва оказался в киновиальном монастыре Феоктиста (ака Дир Мукелик). Там он провёл десять лет, и ещё пять жил в пещере около монастыря.

в день воскресный в вечеру выходил он из киновии с таким количеством пальмовых ветвей, которое достаточно было для работы на неделю, оставался в пещере пять дней, не принимая никакой пищи, и в субботу поутру возвращался в киновию, и приносил с собою пятидневное рукоделие – пятьдесят отделанных корзин.

После смерти Евфимия Савва удалился в пустыню и странствовал по оной ещё четыре года; и вот однажды

явился Савве некоторый ангельский образ в сияющей одежде, указал ему на сухой поток, идущий от Силоама с южной стороны сей горы, и сказал ему: «Ежели ты хочешь сию пустыню населить подобно городу, то обратись к восточной стороне сего потока, ты увидишь пред собою пещеру, которая никем не была занимаема, взойди и поселись в ней. Кто дает скотам пищу, и птенцам воронов, взывающим к Нему, тот и о тебе будет промышлять». По окончании видения, Савва пришедши в себя и увидевши показанный к югу поток, обрадовался, сошел с горы, и, будучи путеводим Богом, нашел ту пещеру, о которой говорило ему видение. Взошедши в нее, он поселился в ней в начале сорокового года своей жизни... При сем потоке Савва прожил пять лет один, беседуя в покое только с одним Богом, и очищая око ума своего, дабы открытым лицом взирать на славу Господню (2Кор.3:18). Здесь непрестанными молитвами и приближением к Богу он совершенно победил злых духов, и Бог на сорок пятом году жизни его вверил ему попечение о душах других людей. Ибо Слово Божье словами пророка: «раскуйте мечи ваша на орала и копия на серпы» (пр.Исаия), внушило ему, что он не должен напрасно заниматься побежденными врагами; но силы свои, способный прежде к брани, должен для пользы многих обратить от бранных подвигов к возделанию тех людей, которые, так сказать, заросли порочными мыслями. После сего Савва всех приходящих к нему начал принимать... Он, вознамерившись построить башню на горе, собрал своих учеников, и начал строить ее на той части горы, которая лежит к северу, к истоку потока. С сего места при благодати и содействии Св. Духа, который руководствовал Савву, он начал строить Лавру. Посреди же самого потока он построил небольшую церковь, и в ней поставил освященный жертвенник.

Позже

Бог послал отцу нашему двух братьев по плоти, родом из Исаврии, по имени Феодул и Геласий. Если кто назовет их именами Веселеила и Елиава, сих главных строителей Скинии, тот, мне кажется, не ошибется. (Исх.31:2, 6). Ибо при помощи их новый наш Моисей построил в знаменитейшей своей Лавре все, чего еще недоставало в ней. Также при помощи их построил и святые монастыри, находящееся около Лавры. В Лавре построил он сперва хлебню и больницу, потом огромную церковь во имя Всехвальной Богородицы и Приснодевы Марии... также устроил в долине весьма многие вместилища для воды.

Вот, собственно, так оно и начиналось. Дальше у Кирилла много букв
- О монахах хороших и плохих. Хорошие монахи заранее узнавали о предстоящей смерти и умирали умиротворёнными. Плохие монахи иногда перековывались в хороших. Бывали и очень плохие монахи; однажды из-за таких Савва даже покинул лавру и поселился в окрестностях Бейт Шеана; но потом, конечно, вернулся.
- О других монастырях, основанных Саввой и его учениками. Таковых вроде бы было 13 - 7 лавр и 6 киновий.
- Об исцелениях, превращении уксуса в вино, особых отношениях со львами и других чудесах.
- О голоде, засухе и восстании самаритян. В голод нетвёрдые в вере монахи говорили что-нибудь вроде "в наступающее воскресение я не могу, отче, звать к Литургии, потому что у нас нет ничего, даже нет и обыкновенной пищи, которую нужно будет предложить собравшимся отцам после богослужения", на что Савва отвечал "что касается до пищи, то верен тот, кто сказал: «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34)»". Заканчивалось всё, естественно, хорошо.
- О борьбе с ересями.
- О двух поездках в Константинополь с ходатайствами. В первую поездку Савва убедил императора, что опальный патриарх Илия "ходит по среднему пути православной веры, и скажу словами Писания, не терпишь уклонены ни направо, ни налево. (Втор.5:32)". Так вот откуда пошёл термин "правый/левый уклонизм" !
- О борьбе со злыми духами. Однажды из-за этих духов Савва едва не погиб и навсегда лишился бороды. "Впрочем, он благодарил Бога за потерю бороды, ибо он почитал это делом Промысла Божия, который сделал сие для того, чтобы он смирился и не тщеславился большою бородою."
- О том, как сам рассказчик встретился с Саввой.
- И наконец, о смерти Саввы в возрасте 93 лет. Перед кончиной старец назначил настоятелем некоего Мелиту, и вручил последнему запись правил, которые надлежит соблюдать в обители. К этим правилам, как считается, восходит так называемый иерусалимский устав.


(Св. Савва на миниатюре из Минология Василия II, 10 век, wiki)

Mar-Saba-medieval-seal-Hurvat-Mizmil-Jerusalem-2012-fbrp-1
(Св. Савва на средневековой печати лавры)

С тех пор (483) прошло больше полутора тысячелетий, и лавра по прежнему служит украшением иудейской пустыни, несмотря на всяческие превратности судьбы (см. ниже). Краткая история монастыря после Саввы и до наших дней выглядит примерно так:
- С распространением в 6 веке "оригеновой ереси" монастырю навязали настоятеля-еретика Геласия (537-546); но в итоге, разумеется, ересь была повержена ("мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе" (С)).
- Во время войны с персами (614) какие-то арабы воспользовались ситуацией:

За одну неделю до взятия Святого града персами на нашу Лавру напали измаильтяне и расхитили все священные сосуды церкви. Из отцов большая часть заранее удалились, а более мужественные рабы Христовы остались в Лавре, не желая покинуть место. Варвары, схватив их, без милости мучили в продолжение многих дней, думая найти деньги у тех, которые ничего не имели из благ века сего; но потом, удостоверясь в тщетности такой надежды, пришли в бешенство и всех изрубили на части. Блаженные отцы с радостию и благодарением предали души свои Господу, так как издавна желание имели разрешитися и со Христом быти (Флп. 1:23). Тела их, разбросанные там и здесь, много дней оставались без погребения, пока не возвратились мы из гор, где укрывались... Склонившись на его увещания, мы пробыли в Лавре до двух месяцев. Но потом опять прошел слух о набеге варваров, и мы, убоявшись того, перебрались в монастырь аввы Анастасия... Избито было святых отцов сорок четыре. Память их совершается месяца мая в пятнадцатый день.
(Предисловие к посланию Антиоха, инока Лавры святого Саввы, к Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры Галатийской)

- В восьмом веке в лавре жил видный защитник икон Иоанн Дамаскин.
- На рубеже 8-9 веков монахи служили посредниками между знаменитым Гаруном аль-Рашидом и не менее знаменитым Карлом Великим. Франкский документ от 808 оценивает население монастыря в 150 душ.
- В 796, 809 и 813 опять случались налёты. Лавра функционировала по меньшей мере до начала 11 века, но судя по паломнику Зевульфу (1102-3), возможно франки застали её покинутой. Впрочем, похоже что Зевульф объект не посещал и писал с чужих слов.

К западу от церкви св. Креста, приблизительно на расстоянии трех миллиариев находится великолепнейший и очень большой монастырь, во имя св. Савы, одного из 72 учеников Господа нашего Иисуса Христа; там некогда жило в общежитии больше 300 греческих монахов и служили Господу и Святому; большая часть братии была перебита сарацинами, а часть благоговейно служит Господу в другом монастыре того же Святого внутри городских стен, рядом с башнею Давида; а первый монастырь покинут и совершенно опустел.

- Вышепомянутый Даниил сообщает, что в начале 12 века Мар Сабе принадлежала деревня к востоку от Вифлеема, около "поля пастушков" (Бейт Сахур ?). Позднее королева Мелисенда одарила монастырь землями, которые монахи продали и на вырученные 480 безантов приобрели некую деревню Тора.
- У Ионна Фоки (1185) про наш объект, естественно, тоже есть.
- Сарацинский триумф 1187-го года, похоже, сопровождался новой резнёй. Впрочем, более-менее внятное описание произошедшего впервые встречается в конце 15 века у Феликса Фабера; мол, Саладин

после долгого боя победил монахов, ворвался в их монастырь и отправил их в рай посредством различных мучений. Но он не тронул церковь, хотя разрушил кельи и пути, ведущие к пещерам, и привёл к нынешнему жалкому запустению. Однако он оставил там определённых монахов, которые поклялись ему в верности.

- Не вполне ясно, что происходило после мусульманской реконкисты в самой Мар Сабе, но даже если она и опустела совершенно на какое-то время, то продолжала функционировать как организация благодаря другим принадлежавшим ей объектам, например в Иерусалиме, в Акре (где в 1230 лавра получила от Савы, сына сербского князя Стефана, церковь св. Георгия), и на Кипре (где с 1334 ей принадлежал монастырь св. Иоанна Хризостома).
- В конце 14 века смоленский архимандрит Грефений обнаружил в лавре 25 монахов.
- Фабер (см. выше) находит только шесть греческих монахов, а также впервые упоминает о том, что тело Саввы было переправлено в Венецию (как и когда - неясно). Значительная часть монастыря была прихватизирована местными бедуинами.
- Русский монах из Мар Сабы Софроний описывает состояние на 1547; согласно описанию, столетний период запустения окончился в 1540, когда аббат Иоахим привёл в лавру 50 греческих монахов. По другим источникам, в то время в монастыре жили сербские и болгарские монахи; в 1623 они пытались продать монастырь армянам, а когда сделка сорвалась, уступили его в 1625 патриарху Феофану III (1608-1644) за 54 тысячи пиастров.
- Османские власти неплохо относились к монастырю. но бедуины продолжали создавать проблемы, и в частности снова "оккупировали" его в ближе к концу 17 века. В 1688 патриарх Досифей получил разрешение выгнать их и восстановить обитель. Начало 19 века ознаменовалось новыми набегами.
- Свой нынешний облик лавра приняла вследствие землетрясения 13 мая 1834 года и реконструкции, проведённой в 1840 при содействии России.
- И наконец. В 1958 американский историк Мортон Смит обнаружил в библиотеке монастыря неизвестное ранее письмо Климента Александрийского некоему Феодору.

в своем письме Климент обсуждал ересь Карпократиан и "Тайное Евангелие от Марка". Карпократиане были христианами а-ля "udaff.com", предававшимися в контексте своих богослужений различным видам половых утех, и неслыханных извращений. Сию возвышенную теологию они основывали на "Тайном Евангелии от Марка", о существовании которого, по всей видимости, адресат Климента Феодор и спросил его ранее. В ответ на этот запрос Климент сообщил Феодору, что такое "Тайное Евангелие" есть, но оно для "чисто конкретно продвинутых пацанов", а для лохов достаточно канонического Евангелия от Марка. Далее Климент цитирует отрывок из этого Тайного Евангелия.

...на основе данного отрывка Мортон Смит заявил, что он в состоянии намного точнее воссоздать образ исторического Иисуса из Назарета – а именно, в его глазах он был гомосексуальным колдуном, учившим своих последователей "свободе от Закона", посвящая их в "Тайну Царства Небесного" и крестя их "в тело Христово" посредством сами понимаете чего.

((C) nehag_sus)

В общем - скандал, шум, споры экспертов о возможной фальсификации письма, оригинал которого тем временем куда-то пропал...

Начало маршрута - поселение Кедар Даром:



Просто Кедар:



Гора Мунтар, если не ошибаюсь:



В соответствии с современным израильским мифом, гора Мунтар – это ничто иное как та самая гора, с которой во времена Второго Храма сбрасывали "Козла Отпущения" (вернее, "Козла для Азазеля", שעיר לעזאזל). "Миф" в данном контексте - это когда израильтяне ревностно стремятся идентифицировать каждый камушек, утёс, ущелье, холм, дерево, ручей, мазанку, и т. п. с известным местом или событием в Танахе, Мишне, Талмуде, Мидраше и т. д.

В 16 главе книги Ва-Йикра (Левит) описывается ритуал, который первосвященник должен совершать в Храме в Йом-Киппур (то бишь, Судный День). Стоит отметить, что Йом Киппур придумали только во времена Второго Храма, т. к. он, по всей видимости, был не известен даже Эзре и Неемии (см. книгу Неемии гл. 8-9). Гвоздём программы являлись два козла, о которых бросали жребий – одного "для Яхве" (т. е., зарезать в Храме), а другого - "для Азазеля" (что это значит, никто не знает, но предполагают, что изначально имелся в виду демон, обитающий в пустыне).

(http://lizard-trip.livejournal.com/10206.html)

К западу петляет среди холмов речка Кидрон:





К которой мы и спускаемся:



Просто дыра:



Арабский хутор:



Осёл вполне уживается с трактором:



А вот и Кидрон:





Кладбище:





Бывшие кельи ?





Переправа, переправа ! Берег левый (на снимке справа), берег правый (соответственно слева)...



Верной дорогой идёте, товарищи !





Кто-то трафарет не той стороной приложил ? Так или иначе, имеется в виду место победы Саввы над злыми духами.



А горы всё выше, а горы всё круче:





Ещё немного, ещё чуть-чуть...





На другом берегу - такая вот многоэтажная пещера:



Башня Юстиниана:

From Mar Saba






Идём в обход; справа - женская башня:



Хорошо видны духовные скрепы:



До входа совсем рукой подать:





Теперь совсем на месте:









Бывшая могила Саввы:



Как уже было сказано выше, сами останки на каком-то этапе переправили в Венецию; в 1965 их вернули в монастырь, и теперь они находятся в одной из трёх местных церквей.

Папа вернул нам мощи не потому, что любил нас, а потому, что он (Савва) постоянно являлся ему (Иоанну XXIII) чтобы тот вернул его мощи в его монастырь. Когда Папа умер, не выполнив волю святого, тот стал являться его преемнику (Павлу VI). В церкви, где его святые мощи хранились в стеклянном гробу, он стучал по стеклу и создавал проблемы, пугая стражу и латинских монахов.
(Серафим, настоятель монастыря, via)

И ещё, из того же источника:

Проблема возникла, когда пришло время переодеть святые мощи в православное облачение, поскольку католики одели его в латинское облачение. После девяти столетий было невозможно изогнуть тело... К тому же руки св. Саввы были сложены на груди. Митрополит Кириакос из Назарета описывает произошедшее так: "Тогда мы увидели, как настоятель Серафим встал преклонил колени перед святыми мощами и долго молился. В какой-то момент он встал, совершил прострации и на наших изумлённых глазах поднял руки св. Саввы, как если бы тот был живым человеком."

Балкон с видом на Кидрон:

















В обратный путь:











Мар-Саба целиком и полностью:



Водный резервуар ?



Печь для обжига чего-нибудь ?



Обязательный "вид сверху" с противоположного берега:



Mar-Saba-plan-mtfb-1

Женская башня:



...И в заключение опять гора Мунтар:



На самую вершину я не полез:



Вид оттуда, куда таки полез:



Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
The Holy Land An Oxford Archaeological Guide By Jerome Murphy-O'Connor
Impantokratoros.gr
Biblewalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера seagull_gull
Отчёт ЖЖ-юзера losew
Отчёт ЖЖ-юзера photootchet
Отчёт ЖЖ-юзера p_krysa
Отчёт ЖЖ-юзера irenase
Отчёт ЖЖ-юзера maya_cooks
И целая серия постов ЖЖ-юзера grimnir74

Crossposted to zamki-mira.
Tags: фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • Мишмар Давид - Мемориал инженерных войск.

    Посёлок Мишмар Давид был основан в 1948-м как кибуц и назван в честь американского полковника и первого израильского генерала Давида Маркуса.…

  • Каср Бардавиль.

    В 499-м году хиджры, согласно записям дамасского хрониста 12 века Ибн аль-Каланиси, франкская военщина отправилась в поход: Франки вышли из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments