Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Гора Гризим - часть третья.



...Известно ли уважаемому читателю, кто соблазнил сынов Израиля золотым тельцом ? Во всяком случае, согласно мусульманской версии событий ? А вот кто:

20:88. Чтобы обмануть людей, самаритянин сделал из расплавленного золота тельца, который издавал мычание, подобное коровьему, когда ветер входил внутрь его. Самаритянин призвал их поклоняться этому тельцу, и они его послушались. Он и его последователи сказали: «Это — ваш бог и бог Мусы». Самаритянин забыл, что, глядя на тельца и размышляя разумно, легко понять, что телец не может быть богом.
...

20:95. Муса — мир ему! — спросил самаритянина: «Что побудило тебя пойти на дело, которое считается большим грехом?»

20:96. Самаритянин сказал Мусе: «Я владею искусством и ловкостью ремесла, недоступного сынам Исраила. Я им сделал образ тельца, издающего мычание. Я схватил горсть праха от следов посланца Джибрила (от следов его коня) и бросил внутрь тельца: так соблазнила меня моя душа».

20:97. Муса сказал самаритянину: «Выйди из нашей общины и удались прочь от нас. Твоё наказание в этом мире — всегда пребывать в заблуждении. Люди будут испытывать к тебе отвращение и сторониться тебя, чтобы не иметь никаких отношений с тобой, и никто из них не приблизится и не прикоснётся к тебе. И ты не приближайся ни к кому. А твоё наказание в будущей жизни, от которого ты не сможешь убежать, будет в предназначенное время». Обличая его и его бога, Муса сказал: «Посмотри, что мы сделаем с твоим богом, которому ты поклоняешься и которым ты искусил людей. Мы его сожжём и развеем прахом в море».

(Коран, естественно)


(Истинно верующие сыны Израиля избивают уклонистов-тельцепоклонников - Тарихнама, примерно 1300; via wiki)

Это я к тому, что - как известно читателю - в седьмом веке Палестина была сперва захвачена персами, потом перезахвачена Византией, и наконец надолго досталась мусульманам. 350 тысяч местных самаритян по разному отнеслись к арабскому вторжению. Обитатели самарийских гор в массе своей были за и вроде бы оказали некоторое содействие, и за это самаритяне в течение нескольких десятков лет пользовались некоторыми налоговыми послаблениями. Жители Кейсарии, напротив, участвовали в обороне города, и в наказание арабы изгнали тысячи самаритян из прибрежных районов. С точки зрения новых властей, самаритяне относились к так называемым "народам Книги", которые не подлежали насильственному обращению в ислам. Но специальные налоги и прочий прессинг отнюдь не исключались; а порой, особенно в периоды политической нестабильности, "неверным" всё же доставалось от властей и/или от простого мусульманского народа. В результате численность самаритян продолжала падать, в первую очередь за счёт перехода в ислам. К эпохе крестовых походов самаритянское население измерялось тысячами и было почти полностью сконцентрировано в городах, в частности в Газе, Ашкелоне, Кейсарии и - разумеется - Шхеме-Наблусе. За пределами Палестины значительные самаритянские общины существовали в Каире, Александрии, Дамаске, Халебе, Тире. Разговорным языком вместо арамейского стал арабский. В 1260-е Вениамин Тудельский насчитал в Шхеме 1000 самаритянских семей, 300 в Ашкелоне, 200 в Кейсарии и 400 в Дамаске. Изгнание крестоносцев мамлюки "отметили" разрушением многих приморских городов. В последующие века постепенно прекращали своё существование другие самаритянские общины. Постепенно к другим причинам уменьшения численности "подключились" негативные последствия близкородственных браков - так, в самаритянских семьях рождалось значительно меньше девочек, чем мальчиков. Наконец, в конце девятнадцатого века все оставшиеся самаритяне проживали в Шхеме, и было их менее 200 человек. Потом положение несколько выправилось. Согласно The Samaritan Update, в мае 2014 самаритянская община составляла 760 человек.


(Поклонение золотому тельцу на фреске из синагоги в Дура Европос, 3-й век; via wiki. Самаритянина, понятное дело, на картинке искать бесполезно.)

В начале 20 века Шхем переживал экономический упадок, и несколько самаритянских семей перебрались в Яффу. К моменту образования Израиля в Яффе проживали 58 самаритян, 192 остались в Шхеме. В 1948-67 эти группы были практически изолированы друг от друга. Впрочем, израильские самаритяне получили разрешение принимать участие в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим; а в израильский закон о возвращении от 1950 усилиями Ицхака Бен-Цви был вписан пункт, дававший самаритянам право на получение израильского гражданства. В 1954-5 Бен-Цви, уже президент, инициировал выделение в Холоне земельного участка под самаритянский квартал, в который переселилась яффская община. Теперь в Холоне живут примерно 400 самаритян.

После шестидневной войны контакт между "израильскими" и "иорданскими" самаритянами был восстановлен. Впоследствии многие шхемские самаритяне работали в израильской администрации и вообще поддерживали, с точки зрения их арабских соседей, непозволительно близкие отношения с сионистскими оккупантами. В 1987 началась первая интифада, и самаритяне начали понемногу переселяться в посёлок на горе Гризим, получивший название Кирьят Луза. Примерно к 2000 году в этот посёлок переехала вся шхемская община. Нынешнее население Кирьят Луза - порядка 360 человек.

Вид на Кирьят Луза с вершины горы:



На заднем плане виднеется скромный загородный домик арабского "олигарха" Муниба аль-Масри, явное подражание гнилому Западу:



Синагога в Кирьят Луза:



Мезуза:



Идём в музей:



Коэн Ефет, проводивший среди нас разъяснительную работу, и самаритянское пятикнижие:



Каменюки и тому подобное:









Модель горы Гризим:



Самаритянская сука и карта с маршрутом евреев из Египта в Землю Израиля:



Евреи между горой Гризим и горой Эйваль:



Алфавит:



Генеалогическое древо от Адама до Моисея:



А в этот музей мы не пошли:



И в этот тоже:



...Вот и сказке в трёх частях конец, а кто осилил - очевидно, такой же зануда и сухарь, как я молодец. В качестве постскриптума подошью сюда же исторические фотографии. Вот Наблус и гора Гризим в 19 веке:


(wiki)

Чарльз Вильсон, 1881-4:



1913, Джордж Джадд:


(wiki)

Коллекция Мэтсона, 1898-1914:



1898-1946:



1900-20:





Первосвященник со свитком Торы, 1947:


(Central Zionist Archives)

Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Снопов, Ю. А. - Самаритяне: История и совеменная этносоциальная ситуация
Электронная Еврейская Энциклопедия
Отчёт ЖЖ-юзера irenase
Серия постов alla_hobbit: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Отчёт ЖЖ-юзера lyolik_il
Tags: музеи, фотоотчёты
Subscribe

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • Мишмар Давид - Мемориал инженерных войск.

    Посёлок Мишмар Давид был основан в 1948-м как кибуц и назван в честь американского полковника и первого израильского генерала Давида Маркуса.…

  • Каср Бардавиль.

    В 499-м году хиджры, согласно записям дамасского хрониста 12 века Ибн аль-Каланиси, франкская военщина отправилась в поход: Франки вышли из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments