Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Дороги должны катиться.



Нет, вышесфотографированные израильские танкисты не охотятся на гиганскую гусеницу-мутанта (сбежавшую из секретных лабораторий Мосада) и не испытывают самый большой в мире минный трал. Нет, они всего лишь буксируют к Суэцкому Каналу детище израильских военных инженеров - роликовый мост...

Мост был разработан в 1972-3 подразделением Ифтах под началом Давида Ласкова; идея принадлежала Ласкову и замначальника генштаба Исраэлю Талю. Состояла идея в том, чтобы максимально облегчить наведение моста под огнём. Мост следовало собрать заранее на безопасном расстоянии, подкатить к каналу на металлических катках/поплавках (длина 9 м, диаметр 1.8 м, внутри полиуретановая пена, масса 5 тонн), подтолкнуть... и дело практически в шляпе. Обратной стороной, естественно, была сложность транспортировки монструозной конструкции - для форсирования канала требовалась длина примерно 200 м, что давало вес 700 тонн (по другим данным 400 тонн, но это вряд ли). Мост следовало буксировать танками, неспешно (до 10 км/ч) и прямолинейно (поскольку изменить курс этой штуковины - целая история). Как вариант, предполагалось тащить тремя-четырьмя кусками, и окончательно собрать на финишной прямой. В районе Абу Агейлы построили специальный полигон и начиная с мая 1973-го отрабатывали там форсирование канала при помощи как роликового моста, так и других средств. Предполагалось постепенно обучить значительное количество танкистов буксировке моста, но до войны мало что успели (один источник говорит о двух ротах; другие упоминают роту Эли Гевы из 7-й бригады, на Центурионах). По идее, девайс был наименее уязвимым из мостового парка АОИ (включавшего также "Тимсахи" и понтоны Юнифлот) и должен был использоваться первым.

...В реале получилось так. 6-го октября началась сборка моста в пункте "Юкон" в районе Тасы, примерно в 20 км к востоку от канала. В 14:15 база подверглась налёту, были повреждены три цилиндра. Работы были закончены 12 октября. 7-я бригада оказалась на сирийском фронте, и роль тягачей досталась Магахам 257-го батальона 421-й резервной бригады. После отражения египетской атаки 14-го октября подразделение отправили на стартовую позицию. По какой-то причине мост решили с самого начала везти одним куском. Пять танков запрягли спереди, по два справа и слева и один сзади - работать тормозом. Экипажи в самом что ни на есть буквальном смысле засыпали от усталости, но в конце концов процесс пошёл, и девайс (сразу же обозванный "динозавром") успешно преодолел тренировочный отрезок километра в три. Потом "динозавра" замаскировали и стали ждать отмашки.

Движение возобновилось 15-го октября в 20:30. На транспортировку моста (сперва вдоль дороги "Акавиш", потом "Тиртур") и последующее наведение выделялось два часа, но дедлайн сразу же отправился к. То приказ сверху остановиться и подождать, то пробки, то рельеф местности (дюны, воронки итп). Для успешного преодоления дюн число танков довели до 18, включая "танкобульдозеры", подталкивавшие конструкцию сзади. Периодически рвались тросы. Утром 16-го не выдержал сам мост. Инженеры грозились, что починка продлится 24 часа; 257-й батальон отправили на фронт. В итоге ремонтники под началом подполковника Хаима Разона (офицера службы вооружений дивизии Адана) вырезали повреждённую секцию моста и заварили всё обратно, управившись к полудню. Теперь запрягли 410-й батальон 600-й бригады (имеется утверждение, что 599-й батальон 421-й бригады). И тут-то произошла самая большая задержка, по причине совершенно отличной от указанных. Довезти мост до канала не представлялось возможным, пока не очищена от противника местность вдоль дороги "Тиртур", в частности в районе "китайской фермы" (в 67-м там обнаружили какой-то сельхозинвентарь с надписями на японском и не разобрались... но суть не в том). Поскольку египтяне удерживали ферму до ночи 17/18 октября, "динозавр" прибыл на финиш только к 19:00 18-го октября, и вступил в строй в час ночи. До тех пор для переброски техники на западный берег использовались вышеупомянутые более уязвимые аналоги... Установленный мост получил прозвище "гешер Джонни" в память о подполковнике Аароне "Джонни" Тана, инженерном офицере южного округа, погибшем в ходе транспортировки.

Перевозка элементов моста:



Учения:









Вот он, кросавчег:





Транспортировка моста к каналу:








(ЦАХАЛ бе-хейло via)


(ЦАХАЛ бе-хейло via)



Roller-bridge-1973-dlj-1


Приехали:


(ЦАХАЛ бе-хейло via)











Что бы это значило ?



Техника идёт:





D607-029
(Илан Рон, Национальная фотоколлекция)



PT-76-88btn-roller-bridge-1973-h14-1





"Мост Джонни":



Как и понтоны Юнифлот, в 2008 20-метровый отрезок роликового моста засветился на учениях на Иордане. Пишут, что в конструкцию были внесены какие-то улучшения, но на вид не отличишь...



Тимсах и цилиндр "роликового моста" украшают военную базу:



Пара роликов в Батей а-Осеф:



И фрагмент моста в Латруне:



Источники:
עודד מגידו - גרירת גשר הגלילים בליל צליחת התעלה - מיתוס, טעויות והשמצות (Ширьён, выпуск 41, июнь 2012)
אני נשבע לך: שיחות אישיות עם לוחמים על מלחמת יום הכיפורים - אביגדור קהלני
http://dc.fresh.co.il/Army/11708.html#6
https://www.youtube.com/watch?v=F2M_-rFQqno
Tags: израиль, инженерная техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments