Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Угрюмый танк не проползёт 2.

D368-129
(Национальная фотоколлекция, 1960)

Первое упомянание о ПТУР SS.10 в связи с АОИ относится к осени 1955 г. Во второй половине сентября (по-видимому 21.09.55) Египет подписал с Чехословакией, по-сути выступавшей посредником СССР, договор о поставке огромной партии пооружений, невиданной ранее на Ближнем Востоке... В целях компенсации роста египетской военной мощи, Израиль предпринял ряд шагов по ускоренной закупке новых вооружений... речь шла о 36 ПТРК SS.10 и ПТУР для них в объёме 50 штук в месяц с декабря 1955 г. Однако, вышеприведенные цифры отражали лишь планы и предварительные договора... SS.10... прибыли вскоре после войны 1956 г., т.е. с опозданием на целый год. И даже если бы их поставка началась ранее декабря 1956 г., использовать их было бы некому – наводчики ПТУР вернулись в Израиль после курса во Франции в конце 1956 г., а первые солдаты срочной службы были направлены в создававшееся тогда подразделение ПТУР в январе 1957 г. Так что упомянания в некоторых источниках о якобы имевшем место использовании SS.10 Израилем в войне 1956 г. не соответствуют действительности. ПТУР действительно применялась в этой войне, но французами.

В связи с массовой закупкой танков Египтом и переходом египетской армии от использования танков в качестве средства поддержки пехоты к их применению в рамках бронетанковых бригад, в 1956 г. в АОИ обсуждался вопрос создания целого противотанкового (ПТ) соединения, на вооружении которого будут стоять буксируемая противотанковая артиллерия, ПТУР SS.10, истребители танков М10 и лёгкие танки АМХ-13. Планы эти реализованы небыли и для использования SS.10 в рамках артиллерийских войск было создано подразделение 755... За техническое обслуживание ПТУР отвечала Служба вооружений и войска Связи (системы управления и тренажёры).

Первоначально использовался возимый вариант ПТРК, развёртываемый на грунте. Для перевозки использовались командкары. Развёртывание ПТРК включало выбор позиции, выгрузку частей комплекса с командкаров, сборку ракет - установку на каждой ракете 2 батарей (т.н. “солелот рош”) и пристыковку БЧ, развёртывание кабелей и соединение с их помощью различных элементов комплекса. Каждая ПУ имела переднюю и заднюю крышки, которые надо было открыть, а также измеритель горизонта (“пелес”) и угломер, с помощью которых ПУ надо было предать возвышение 12 градусов. При наличии дополнительного времени рылись окопы...

Расчёт ПТРК SS.10 состоял из 4 человек: наводчика (“нават”), он же командир расчёта, водителя (“наhаг”) и 2 младших оператора (“мафъиль”). Обнаружив и опознав цель, наводчик, находившийся на передовом наблюдательном пункте (обычно - до 100 м от ПУ ракет, при необходимости – до 300 м), отдавал приказ по полевому телефону подготовить ракету к пуску. Младший оператор переключал генератор сигналов через распределительную коробку на очередную ракету. Затем наводчик подавал команду “Приготовиться!” (“hихон!”), и далее – “Огонь!” (“Эш!”). Младший оператор нажимал на кнопку пуска (на SS.11 кнопка пуска уже находилась у самого наводчика)... Второй младший оператор был по сути вспомогательным персоналом, помогавшим в развёртывании комплекса. С переходом на самоходные ПТРК эта должность была упразднена, да и в первом младшем операторе необходимости... не было – часто на стрельбы выезжали без него.

Примерно с 1958 г. начались работы по самоходному варианту, на базе джипа “Виллис”. Таков был создан к 1959 г., ПУ (повидимому, 3) размещались в задней части машины, в сторону заднего борта. На вооружение этот ПТРК принят не был. Несколько позже спроектировали другой вариант – на базе командкара “Додж” и в конце 1959 – начале 1960 г.г. он был принят на вооружение. В задней части машины, также по направлению к заднему борту, в ряд размещались 4 ПУ SS.10. Поскольку в состав ПТРК SS.10 могло входить до 6 ПУ, был возможен вариант подключения самоходного ПТРК к 2 дополнительным ПУ, установленным на земле.

Специального названия SS.10 в Израиле не имел, использовалось оригинальное обозначение “SS.10”. Широкой публике SS.10 были впервые показаны на 12-м военном параде, состоявшемся 2 мая 1960 г. в Хайфе. Тогда были показаны сразу 8 командкаров с установленными на них ракетами...

После прибытия SS.11 ПТРК SS.10 сняли с вооружения. Точно не ясно, когда это произошло, но к лету 1962 г. 755-й дивизион был полностью вооружён SS.11. Правда, в одном из источников упомянается использование SS.10 против Сирии в пограничных столкновениях, но возможно этот случай спутан с использованием SS.11...

В то же время в 1961 г. SS.10 всё ещё находились на вооружении - примерно в середине этого года в рамках 755-го дивизиона была создана десантируемая батарея ПТРК SS.10, правда повидимому просуществовала она недолго.

(Олег Грановский - ПТУР первого поколения в АОИ)

Парад, 1960:


(Вероятно, национальная фотоколлекция)

Без даты:







Машина без ракет:



Наводчик занимает позицию ?



Пуск:



Несамоходный вариант, 1960:

D368-130
(Национальная фотоколлекция, 1960)

D368-128
(Национальная фотоколлекция, 1960)

И, опять же, без даты:




Tags: израиль, птур, франция
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments