Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

  • Mood:

Шоам - Британская канистрофабрика.



Весной-летом 1918 года на палестинском фронте имело место относительное затишье. Британцам под началом генерала Эдмунда Алленби не хватало сил для решительного наступления (все свободные штыки перебросили во Францию, отбивать "Кайзершлахт"), ну а турки (ими командовал генерал Отто Лиман фон Сандерс) к тому времени могли только окапываться и болеть за немцев. Для облегчения снабжения и переброски войск, британцы занялись ремонтом и расширением железнодорожной сети.

Османская военная линия из Лода на север оказалась перерезана линией фронта. Пораскинув мозгами, британцы провели то ли вместо неё, то ли параллельно ей 2'6" узкоколейку от Лода примерно до нынешнего Рош а-Аина. Интересующая нас сейчас поперечная линия ответвлялась от неё в районе деревни Кафр Джинис и вела на восток, к Аль-Лубан; другой отросток направлялся в Тиру (которая Тират Иегуда). Усилиями alldubin в журнале HaRakevet, номер 15, нашлась фраза из какого-то британского дневника времён ПМВ, явно касающаяся "нашей" ветки:

1918 May 10. Decided instead of doubling to Ludd, to lay line Irgeig-Wadi Surar junction and to lay 2'6" line from Kafr Ginnis to Abud.

Пока линию строили, ситуация во Франции нормализовалась и можно было возобновить активные действия. Через месяц после завершения работ, в конце сентября 1918, Алленби порвал турок на британский флаг в битве при Мегидо; к концу октября палестинский фронт прекратил своё существование. Вследствие данных событий Алленби стал фельдмаршалом и виконтом; узкоколейка же оказалась ненужной и тихо ржавела. При мандате часть линии длиной примерно четыре километра восстановили, переделав при этом на обычную колею; теперь она вела к военной базе и каменоломням около деревни Бейт Набала. "Материнская" мередиональная линия из Лода стала "восточной железной дорогой". В месте разветвления была построена станция Кафр Джинис. Кое-какие следы "нашей" линии (насыпь, остатки моста через речку Бейт Ариф итп) насколько я понимаю, сохранились до сих пор.

Это было многословное предисловие к тому мелкому факту, что недавно я добрался только до группы строений, заявленных на амуданан как завершавшая линию станция. Уже после написания поста поступили новые данные разведки, согласно которым на самом деле это британская фабрика по производству канистр. То есть какой-то железнодорожный терминал для погрузки/разгрузки там видимо был, но не более того. Так что надо бы предисловие переписать, но лень... Так или иначе, строения находятся в лесу к югу от 453-го шоссе, примерно напротив южного въезда в Шоам.

Схема британской железнодорожной сети в Палестине в конце ПМВ:

RW-Palestine-British-WW1-pc-1
(Коттерелл)

Карта 1934-го года; "наша" линия видна на правом краю, к востоку от аэропорта:


(via)

Схема ветки Кафр Джинис - Аль-Лубан из википедии:



Здесь была водонапорная башня:



По другую сторону башни:



Для определённости дадим этому зданию номер один:





Интерьер:





У этих штуковин явно было какое-то назначение:





Выхожу через другую дверь:





Опять какие-то штуки:





Этот домик назовём "номер два":









Колодец ?



Снова непонятное:





Номер три похож на номер один:









Хожу себе, осматриваюсь. Вдруг из какого-то углубления в полу как выскочит, как выпрыгнет неведома зверушка - и наутёк. Я не то что сфотографировать, даже разглядеть её не успел. Вроде нечто собакообразное, размером тоже со средней величины собаку, серое с мелкими чёрными пятнами... Бродячий пёс ? Шакал ? Леший его знает...



Дальше ещё какие-то развалины, возможно уже не имеющие отношения к объекту:







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell
Tags: железные дороги, фабрики, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 19.

    Как мы уже говорили, автомобильные VHF-рации серии AN/VRC-12 в АОИ несколько подзадержались. На рубеже 1980-х/90-х АОИ приобрела у Тадирана…

  • В эфире - израильская военщина 18.

    (70 лет войск связи) Более-менее одновременно с PRC-80/8000, то есть на рубеже 1980-х/90-х, в АОИ появилась дополняющая их малогабаритная…

  • В эфире - израильская военщина 17.

    (70 лет войск связи) В 1962-м был подписан договор о закупке для нужд сухопутных войск АОИ партии HF-раций Collins 618T. Этот авиационный прибор,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • В эфире - израильская военщина 19.

    Как мы уже говорили, автомобильные VHF-рации серии AN/VRC-12 в АОИ несколько подзадержались. На рубеже 1980-х/90-х АОИ приобрела у Тадирана…

  • В эфире - израильская военщина 18.

    (70 лет войск связи) Более-менее одновременно с PRC-80/8000, то есть на рубеже 1980-х/90-х, в АОИ появилась дополняющая их малогабаритная…

  • В эфире - израильская военщина 17.

    (70 лет войск связи) В 1962-м был подписан договор о закупке для нужд сухопутных войск АОИ партии HF-раций Collins 618T. Этот авиационный прибор,…