| Как мы уже убедились, египетские документы не балуют нас информацией о Яффе. Но вот на сцене появляeтся "народ книги"; быть может, в той самой книге найдём что-нибудь интересное ? А вот фигвам. В ТАНАХе город упоминается всего четыре раза, и все четыре раза мимоходом. Во-первых, как сосед колена Дана: Колену сынов Дана по семействам их вышел жребий седьмой. И была граница надела их: Цора, и Эштаол, и Ир-Шемэш, и Шаалаббин, и Аялон, и Итла, и Эйлон, и Тимната, и Экрон, И Элтекэй, и Гиббтон, и Баалат, и Йеуд, и Бенэй-Берак, и Гат-Риммон, и Мэй-Яркон, Раккон с границей против Яфо.( Иегошуа 19:40) Во-вторых, как место, где "пробегал" пророк Иона: И было слово Г-сподне к Ионе, сыну Амиттайа, такое: Встань, иди в Ниневэй, город великий, и пророчествуй о нем, ибо злодейство их дошло до Меня. И встал Иона, чтобы убежать в Таршиш от Г-спода, и сошел в Яфо, и нашел корабль, идущий в Таршиш, и отдал плату его, и спустился в него, чтобы уйти с ними в Таршиш от Г-спода.( Иона 1:1) И ещё дважды сабж фигурирует в связи с импортом ливанского кедра для строительства иерусалимского храма: И ответил Хурам, царь Цорский, письмом, и послал к Шеломо: По любви Г-спода к народу Своему поставил Он тебя тебя царем над ним... Мы же нарубим дерев с Леванона, сколько тебе нужно, и доставим их тебе (в) плотах по морю в Яфу, а ты отвезешь их в Йерушалаим.( Хроники 2 2:10-15) И дали деньги каменотесам и мастерам, а еду и питье, и оливковое масло – жителям Цидона и Цора, чтобы привезти морем из Леванона в Яффо кедровые деревья с разрешения, что дал им Корэш, царь Параса.( Эзра 3:7) Учёные мужи добавляют, что около 1180 Яффа была завоёвана и заселена филистимлянами. Есть археологические свидетельства расширения города в девятом веке до нашей эры. На рубеже восьмого-седьмого веков объект был разрушен ассирийским царём Сеннахерибом (копия чистосердечного признания хранится в местном археологическом музее); и похоже, что пролежал в руинах до персидского периода (т.е. до шестого). Как следует из надписи на саркофаге Эшмуназара, царя Сидона, этот правитель получил от персов " Дор и Иоппу... на равнине Шарон, в связи с важными деяниями, соверёнными мной". Греческий документ минус четвёртого века тоже назывет Яффу "сидонским городом". В качестве бонуса документ рассказывает, что именно здесь морское чудовище чуть было не полакомилось Андромедой - утверждение, впоследствии повторяющееся во многих греческих и римских источниках. В начале третьего века взамен сидонской власти город получает некий автономный статус в рамках государства Птолемеев, одного из осколков недолговечной империи Александра Македонского. Потом Птолемеи теряют Палестину в пользу другого осколка - Селевкидов, а там уже недалеко и до маккавейского восстания против Антиоха IV. Среди описанного в книгах маккавеев экшена есть кое-что и про Яффу: Иоппийцы же совершили такое безбожное дело: они пригласили живущих с ними Иудеев с их женами и детьми взойти на приготовленные ими лодки, как бы не имея против них никакого зла. Когда же они согласились, ибо желали сохранить мир и не имели никакого подозрения, тогда, по общему приговору города, Иоппийцы, отплыв, потопили их, не менее двухсот человек. Когда Иуда узнал о такой жестокости, совершенной над одноплеменниками, объявил о том бывшим с ними, призвав праведного Судию Бога, пошел против скверных убийц братьев его, зажег ночью пристань и сжег лодки, а сбежавшихся туда умертвил. А так как это место было заперто, то он отошел, в намерении опять прийти и истребить все общество Иоппийцев.( 2 12:3-7) И поставил Димитрий военачальником Аполлония, правителя Келе-Сирии... Ионафан... избрав десять тысяч мужей, вышел из Иерусалима, и брат его Симон сошелся с ним на помощь ему. И расположился станом при Иоппии; но не впустили его в город, ибо в Иоппии была стража Аполлония, и они начали воевать против нее. Тогда устрашенные жители отворили ему город, и Ионафан овладел Иоппиею. ( 1 10:69-76) Потом {Симон} послал Ионафана, сына Авессаломова, и с ним достаточное число войска в Иоппию, и он выгнал бывших в ней и остался там.( 1 13:10-) восстал Симон и воевал за народ свой и издержал много собственных денег, снабжая храбрых мужей народа своего оружием и давая им жалованье... Также укрепил Иоппию при море и Газару на пределах Азота, в которой прежде обитали враги, и поселил там Иудеев, снабдив эти места всем, что нужно было к восстановлению их. И видел народ деяния Симона и славу, какую старался он доставить народу своему, и поставил его своим начальником и первосвященником за то, что все это сделал он, и за справедливость и верность, которую он хранил к племени своему, всячески стараясь возвысить народ свой.( 1 14:32-35) В начале правления Гиркана очередной Антиох осадил Иерусалим, но затем согласился мириться на условиях, одним из которых было " право взимания дани с Яффы и других соседних с Иудеею городов" ( Иудейские древности 13); потом, впрочем, хасмонеи снова прибрали город к рукам. В царствование Александра Яная ещё один Антиох, уже двенадцатый по счёту ...вернулся из Аравии и двинулся немедленно в Иудею во главе восьми тысяч тяжеловооруженных воинов и восьмисот всадников. Испугавшись его нападения, Александр стал рыть глубокий ров от самого города Хавррзавы, носящей теперь имя Антипатриды, до Яффского залива, т. е. в той местности, которая одна только и представляла опасность в смысле нападения; равным образом он воздвиг стену с деревянными башнями и с бойницами на расстоянии полутораста стадий и стал ожидать нашествия Антиоха. Последний, однако, поджег все эти сооружения и перевел затем по этой местности войско свое в Аравию.( Иудейские древности 15) А в минус 63-м, как известно, пришёл Помпей, всех разогнал, освободил некоторые из завоёванных хасмонеями городов - Гиппос, Скифополис, Пеллу, Дий, Самарию, Мариссу, Азот, Ямнию и Арефусу... Газу, Яффу, Дору и Стратонову Башню ( Иудейские древности 14) - от иудейского гнёта и приписал к свежесозданной римской провинции Сирия. Потом Цезарь вернул отобранное Гиркану II. В 40-м году до нашей эры римской сенат постановил назначить царём иудейским некоего идумея Ирода, и понеслось: Когда вскоре затем Ирод приехал из Италии в Птолемаиду и набрал там значительное войско, состоявшее отчасти из наемников, отчасти из единоплеменников (иудеев), он направился по Галилее против Антигона... могущество его росло с каждым днем, и, за малыми исключениями, к нему присоединилась вся Галилея. Когда же он двинулся к Масаде (где было необходимо выручить осажденных родственников), город Яффа представил ему некоторую задержку; ввиду его враждебности пришлось сперва взять этот город, чтобы, при дальнейшем следовании Ирода к Иерусалиму, не оставалось крепости в тылу для врагов.( Иудейские древности 14) В минус 37-м Ирод занял Иерусалим и утвердился на иудейском троне. Прибрежные территории были снова изъяты из его царства - Марком Антонием, в пользу Клеопатры - но после смерти обоих упомянутых лиц Октавиан вернул земли обратно. Вскоре Ирод затеял крупный строительный проект в Стратоновой Башне, с тех пор известной как Кейсария. Проект включал большую искусственную гавань; не исключено, что таким образом Ирод отомстил жителям Яффы за оказанное сопротивление. Однако Яффа всё ещё лучше подходила на роль "морских ворот" Иерусалима. Если верить Иерусалимскому Талмуду и Тосефте, двери для храма были доставлены морем из Александрии в Яффу (Вавилонский Талмуд, правда, предпочитает Акко): All the gates which were there were covered with gold except for the Nicanor`s gates, for a miracle was done with them. There are those who say it is because their copper is bright. R. Eliezer b. Jacob says, ``It was Corinthian bronze and shown like gold.`` Now what is the miracle which was done with them? They say: When Nicanor was bringing them from Alexandria, in Egypt, a gale rose in the sea and threatened to drown them. They took one of them and tossed it into the sea, and they wanted to throw in the other but Nicanor would not let them. He said to them, ``If you throw in the second one, throw me in with it.`` He was distressed all the way to the wharf at Jaffa. Once they reached the wharf at Jaffa, the other door popped up from underneath the boat. And there are those who say one of the beasts of the sea swallowed it, and when Nicanor came to the wharf at Jaffa, it brought it up and tossed it onto land.( Тосефта, Йома 2:4) Потом случилось Великое Восстание, в ходе которого Яффу брали сперва войска Цестия Галла, а потом Веспасиана: Цестий выступил из Птолемаиды‚ сам отправился в Кесарию‚ а часть войска послал в Иоппию с приказанием занять этот город‚ если удастся застать его врасплох‚ но если их приближение будет замечено‚ то ожидать его личного прибытия с остальной армией. Частью морем‚ частью сухопутьем те поспешили туда и‚ напав на город с обеих сторон‚ взяли его без особого труда. Жители‚ не говоря уже о возможности какого-либо сопротивления‚ не имели даже времени спасаться бегством и были все поголовно вместе с их семействами убиты вторгшимся неприятелем. Город был разграблен и сожжен.( Иудейская война 2:18) Между тем изгнанные неприятелем из своих родных пепелищ во время мятежей, а также беглецы из опустошенных городов собрались в немалом количестве и вознамеривались опять укрепить разрушенную Цестием Иоппию, чтобы сделать ее убежищем для себя. Но так как проникнуть в страну, завоеванную неприятелем, было небезопасно, то они обратились к морю. Они построили огромное число разбойничьих судов и грабили на пути между Сирией, Финикией и Египтом и таким образом сделали эти моря опасными для плавания. Веспасиан, услышав об их похождениях, послал в Иоппию конницу и пехоту, которые ночью вторглись в неохраняемый город. Жители его заранее узнали о предстоящем нападении и, не надеясь на возможность защиты, из страха перед римлянами бежали на корабли, где переночевали вне неприятельских выстрелов. Иоппия не имеет природной гавани, так как она окаймлена неровным, круто спускающимся берегом, еле только загибающимся на обоих концах; но и эти последние состоят из высоких утесов и ниспадающих в море скал... Северный ветер, дующий здесь против берега и нагоняющий на противостоящие скалы свирепые волны, делает рейд еще более опасным, чем открытое море. На этом рейде находились жители Иоппии, когда с наступлением утра поднялась сильная буря (так называемый мореплавателями в тех водах черный северный ветер). Одни из судов она разбила друг о друга, а другие - о скалы. Многие, страшась каменистого берега, занятого к тому еще неприятелем, старались всеми силами выйти в открытое море, но были поглощены бушующими волнами. Некуда было бежать, не было спасения и на месте: ветер гнал из моря, римляне не пускали их в город. При громких воплях матросов суда каждый раз сталкивались между собой и со страшным треском разбивались друг о друга. Моряки частью уносились набегавшими волнами, частью погибали при крушении кораблей. Иные сами закалывали себя мечами, предпочитая этот род смерти гибели в морской пучине; большинство, однако, унесенное волнами, было разбито о прибрежные скалы. Море было окрашено кровью на далеком расстоянии, и берег был усеян множеством трупов, ибо выброшенные живыми на берег были уничтожены стоявшими здесь римлянами. Число трупов, выброшенных морем, достигало 4200. Завоеванный без меча город римляне сровняли с землей. Таким образом Иоппия в короткое время была во второй раз покорена римлянами. Для того, однако, чтобы пираты вновь не сделали ее оплотом для себя, Веспасиан построил в крепости лагерь и оставил там конницу и немного пехоты, приказав последней находиться на месте и охранять лагерь, а всадникам - грабить окрестности и разорять деревни и соседние к Иоппии поселения. Верное своему назначению войско ежедневно делало нападения и опустошало весь округ.( Иудейская война 3:9) Судя по монетам с надписью "Флавия Иоппа", Веспасиан пытался превратить Яффу в римский город. И однако уже через полвека в городе не только жили евреи, но один из них высоко поднялся в местной иерархии. Среди прочих предметов быта в "зоне C" (см. ниже) каменную форму, вероятно служившую для изготовления свинцовых гирь, и текст на ней гласил, что в девятый год правления Траяна (105-й год н.э.) некто Иуда, был агораномом - администратором, ответственным за функционирование рынка. Талмуд упоминает нескольких живших в Яффе мудрецов. Надписи с еврейских могил, обнаруженных Клермоном Ганно в Абу Кабире, также свидетельствуют о наличии в Яффе конца римского периода значительной еврейской общины. Многие таблички говорят о "заграничном" происхождении покойных. Видимо, параллельно массовой еврейской эмиграции второго-третьего веков существовал и (разумеется, гораздо более слабый) обратный поток... И поскольку я уже переключился с летописей на археологию, самое время вернуться к теме раскопок в Яффе. Среди прочей добычи в "зоне А" (там, где "ворота Рамзеса"), Яаков Каплан раскопал участок стены 2.25 метров толщиной и некую "казематную структуру", которые он предположительно отнёс к хасмонейскому периоду. Остатки трёх фортов (два в Тель Авиве и один в Бней Браке) могут, согласно опять же Каплану, иметь отношение к "линии Яная". Но поскольку картинок той стены и тех фортов у меня, увы, нет, сегодняшний репортаж посвящён "зоне C" на площади Кдумим (или, скорее, под оной). Копал всё тот же Каплан (1961 и 65), продолжили Эти Бранд из Управления Древностей (1992) и JCHP (2008-9). Находки относятся к периодам от персидского (минус 500-332) до византийско-омейядского (500-700). В 2011 в бывшей зоне раскопок открыли туристический центр (вернее отркыли заново; насколько я понимаю, до последних раскопок и реконструкции там уже было нечто подобное). Раскопки, 1965:   Главный экспонат туристического центра - большое двухэтажное здание греческого периода в восточной части зоны раскопок. Назначение здания пока не установлено, но по всей вероятности это не жилой дом (многовато дверей, говорят археологи). Возможно к объекту имеет отношение найденная поблизости табличка с греческой надписью, упоминающей Птолемея IV (ныне в археологическом музее), но и она ничего не проясняет. Вот одна из комнат нижнего этажа:   В начале римского периода будущую зону раскопок застроили жилыми домами. Кусочек одного из них виден на следующем фото. Судя по найденной посуде, в этом доме жили евреи.  Остатки заброшенного греческого здания римляне засыпали и закрыли таким вот сводом:  Вышеупомянутая каменная форма с надписью про агоранома Иуду:  Прочие экспонаты центра, россыпью. Вот якоря:  Посуда, как до сих пор нераспакованная...     ...так и уже битая:  Черепок 2-го века до н.э. с символом Родоса:  Фрагмент чаши, минус 5 век:  Кувшинчики греческого и персидского периодов:  Египетский "скарабей":  Наконечники стрел и противокопытный "чеснок", период крестовых походов:   Холодное оружие:   И ядра для оружия горячего:  Трубки:  Дверь погребальной пещеры с изображением меноры:  И прочая мелочь:   Фотографии: в picasa web albumsГугльМэп местности. Ссылки: The History and Archaeology of Jaffa 1 By Martin Peilstöcker and Aaron A. Burke Hellenistic Architecture in Jaffa: 2009 Excavations of the JCHP in the Visitor's Centre By Aaron A. Burke, Martin Peilstöcker and George Pierce2009 Excavations of the Jaffa Cultural Heritage ProjectHadashot-esi.org.il 1, 2Oldjaffa.co.ilJewishmag.comОтчёт ЖЖ-юзера b_d_vОтчёт ЖЖ-юзера i_drlis |
К счастью, у меня была полезная книжка (которая первой строчкой в ссылках), и в сети нашлись кое-какие материалы по недавним раскопкам JCHP.