Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Маале Адумим - Монастырь Мартирия.



(После монастыря Евфимия nehag_sus повёз нас на соседний объект)

Как мы помним из предыдущего поста, в 457-м году два отшельника пришли из Египта в лавру Евфимия:

два достопамятные отшельника, выйдя из горы Нитрийской, прибыли в Палестину и пришли к чудотворцу Евфимию, влекомые разошедшеюся всюду славой о нем. Они остались у нет каждый в отдельной келии: один был Каппадокиец родом, но имени Мартирий, другой же назывался Илия и происходил из Аравии. Весьма полюбив их обоих, просвещенный умом Евфимий часто призывал их на беседу, провидя прозорливым оком, что каждый из них в свое время будет преемником престола святого Апостола Иакова. Их он брал с собою в четырнадцатый день Января месяца в пустыню Кутила и Рува, и они пребывали с ним там до праздника ваий, имея с собою и славного Герасима и остальных отшельников, которые, приходя по воскресеньям, приобщались пречистых тайн из рук великого Евфимия. Так как лаврские келии были весьма тесны и неудобны — так распорядился им быть великий Евфимий — то по прошествии некоторого времени Илия ушел в Иерихон и выстроил себе келлию вне города, где созданы ныне его славные и знаменитые монастыри, а Мартирий, найдя пещеру к западу от Лавры, приблизительно в пятнадцати стадиях, безмолвствовал в ней, и там, с Богом, построил преславный монастырь.
(Житие св Евфимия, 48)

В 474-м Мартирий перешёл на другую работу - священиком в Церкви Гроба Господня; а ещё четыре года спустя дослужился до иерусалимского патриарха и оставался на этом посту до своей смерти в 486-м (Илия, кстати, занимал ту же должность в 494-516). Монастырь между тем рос и развивался под руководством некоего Павла и, видимо, не без содействия патриарха. Следующий пик строительной активности имел место лет сто спустя, при настоятеле Генесии. После землетрясения, персидского (614) и арабского (638) завоеваний монастырь был заброшен. В восьмом веке в западной части бывшего монастыря существовала ферма.

В 1874-м объект, известный тогда как Хирбат Муресас, посетили Кондер и Китченер из PEF; описание (доступное по ссылке в конце поста) говорит о разрушенном монастыре с церковью и водными резервуарами. Раскопки проводились в 1980-е Ицхаком Магеном. Сейчас объект большую часть времени заперт на замок и, насколько я понимаю, открывается только для групп по предварительному согласованию.

План монастыря; размер комплекса составлял примерно 80 на 70 метров.



Так это было:



Вдоль восточной стены:



Изначально в восточной стене было два входа; но в седьмом веке - видимо, из-за разбойных нападений - южный замуровали, а северный (на снимке)...



...оборудовали "бронедверью" в виде каменного диска 2.5 м диаметром:



Дальше:





Северо-восточная часть монастыря была отведена под конюшни:









Тут вроде тоже держали каких-то животных:



А здесь явно жил двуногий:



Дальше на юг. В этом помещении был похоронен настоятель Павел (и, согласно Мэрфи-О'Коннору, ещё девять человек, по всей вероятности его преемники):



Надгробие Павла в музее доброго самаритянина:



Атрий церкви:





Собственно церковь; под ней были обнаружены остатки более ранней церкви.







Всё ещё помещения церкви, насколько я понимаю:







Ещё южнее - второй вход (тот, что со временем был замурован):



Так называемая "часовня трёх священников"...



...поскольку надпись на мозаике гласит "Господь, помни в своём царстве о священниках Эльпидии, Иоанне и Георгии, и всей их общине во Христе":



Юго-восточный угол монастыря:



Складское помещение:



Водопровод в центральном дворе. Монастырь имел шесть резервуаров для сбора дождевой воды. Общий объём оценивается в совершенно потрясающие 20000-30000 кубометров. Резервуары недоступны простому праздношатающемуся но, пишет Рамон, есть планы оборудовать их для проведения концертов. Или были.





Западная часть монастыря; где-то там должна быть баня, но на переднем плане, видимо, ферма восьмого века:



Северо-запад - кухня и столовая, общим размером 31 на 25 метров:









Надпись на полу столовой гласит: "В дни нашего благочестивого отца Генесия, священника и архимандрита, была сделана эта работа во спасение его и его общины во Христе. Она была закончена в четвёртый день марта первого индикта." Иными словами, столовая была закончена в первый год пятнадцатилетнего цикла; по Рамону речь идёт о 568-м, Мэрфи-О'Коннор колеблется между 568-м и 583-м.







Помещения к востоку от столовой. Где-то там должна быть пещера с несколькими захоронениями и надписью, упоминающей уже знакомые нам имена - Эльпидий, Иоанн и Георгий. Возможно это та самая пещера, в которой жил Мартирий до постройки монастыря. Так или иначе, в кадр она не попала.





К северо-восточному углу монастыря в шестом веке пристроили постоялый двор размером 43 на 20 метров:



Одна из комнат:



Конюшня:



Часовня:



Мозаики:





Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Christian Tourist Routes Around the Holy City By Amnon Ramon (PDF)
The survey of western Palestine By C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Biblewalks
Tags: мозаики, фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments