
(После монастыря Евфимия
Как мы помним из предыдущего поста, в 457-м году два отшельника пришли из Египта в лавру Евфимия:
два достопамятные отшельника, выйдя из горы Нитрийской, прибыли в Палестину и пришли к чудотворцу Евфимию, влекомые разошедшеюся всюду славой о нем. Они остались у нет каждый в отдельной келии: один был Каппадокиец родом, но имени Мартирий, другой же назывался Илия и происходил из Аравии. Весьма полюбив их обоих, просвещенный умом Евфимий часто призывал их на беседу, провидя прозорливым оком, что каждый из них в свое время будет преемником престола святого Апостола Иакова. Их он брал с собою в четырнадцатый день Января месяца в пустыню Кутила и Рува, и они пребывали с ним там до праздника ваий, имея с собою и славного Герасима и остальных отшельников, которые, приходя по воскресеньям, приобщались пречистых тайн из рук великого Евфимия. Так как лаврские келии были весьма тесны и неудобны — так распорядился им быть великий Евфимий — то по прошествии некоторого времени Илия ушел в Иерихон и выстроил себе келлию вне города, где созданы ныне его славные и знаменитые монастыри, а Мартирий, найдя пещеру к западу от Лавры, приблизительно в пятнадцати стадиях, безмолвствовал в ней, и там, с Богом, построил преславный монастырь.
(Житие св Евфимия, 48)
В 474-м Мартирий перешёл на другую работу - священиком в Церкви Гроба Господня; а ещё четыре года спустя дослужился до иерусалимского патриарха и оставался на этом посту до своей смерти в 486-м (Илия, кстати, занимал ту же должность в 494-516). Монастырь между тем рос и развивался под руководством некоего Павла и, видимо, не без содействия патриарха. Следующий пик строительной активности имел место лет сто спустя, при настоятеле Генесии. После землетрясения, персидского (614) и арабского (638) завоеваний монастырь был заброшен. В восьмом веке в западной части бывшего монастыря существовала ферма.
В 1874-м объект, известный тогда как Хирбат Муресас, посетили Кондер и Китченер из PEF; описание (доступное по ссылке в конце поста) говорит о разрушенном монастыре с церковью и водными резервуарами. Раскопки проводились в 1980-е Ицхаком Магеном. Сейчас объект большую часть времени заперт на замок и, насколько я понимаю, открывается только для групп по предварительному согласованию.
План монастыря; размер комплекса составлял примерно 80 на 70 метров.

Так это было:

Вдоль восточной стены:

Изначально в восточной стене было два входа; но в седьмом веке - видимо, из-за разбойных нападений - южный замуровали, а северный (на снимке)...

...оборудовали "бронедверью" в виде каменного диска 2.5 м диаметром:

Дальше:


Северо-восточная часть монастыря была отведена под конюшни:




Тут вроде тоже держали каких-то животных:

А здесь явно жил двуногий:

Дальше на юг. В этом помещении был похоронен настоятель Павел (и, согласно Мэрфи-О'Коннору, ещё девять человек, по всей вероятности его преемники):

Надгробие Павла в музее доброго самаритянина:

Атрий церкви:


Собственно церковь; под ней были обнаружены остатки более ранней церкви.



Всё ещё помещения церкви, насколько я понимаю:



Ещё южнее - второй вход (тот, что со временем был замурован):

Так называемая "часовня трёх священников"...

...поскольку надпись на мозаике гласит "Господь, помни в своём царстве о священниках Эльпидии, Иоанне и Георгии, и всей их общине во Христе":

Юго-восточный угол монастыря:

Складское помещение:

Водопровод в центральном дворе. Монастырь имел шесть резервуаров для сбора дождевой воды. Общий объём оценивается в совершенно потрясающие 20000-30000 кубометров. Резервуары недоступны простому праздношатающемуся но, пишет Рамон, есть планы оборудовать их для проведения концертов. Или были.


Западная часть монастыря; где-то там должна быть баня, но на переднем плане, видимо, ферма восьмого века:

Северо-запад - кухня и столовая, общим размером 31 на 25 метров:




Надпись на полу столовой гласит: "В дни нашего благочестивого отца Генесия, священника и архимандрита, была сделана эта работа во спасение его и его общины во Христе. Она была закончена в четвёртый день марта первого индикта." Иными словами, столовая была закончена в первый год пятнадцатилетнего цикла; по Рамону речь идёт о 568-м, Мэрфи-О'Коннор колеблется между 568-м и 583-м.



Помещения к востоку от столовой. Где-то там должна быть пещера с несколькими захоронениями и надписью, упоминающей уже знакомые нам имена - Эльпидий, Иоанн и Георгий. Возможно это та самая пещера, в которой жил Мартирий до постройки монастыря. Так или иначе, в кадр она не попала.


К северо-восточному углу монастыря в шестом веке пристроили постоялый двор размером 43 на 20 метров:

Одна из комнат:

Конюшня:

Часовня:

Мозаики:


Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Christian Tourist Routes Around the Holy City By Amnon Ramon (PDF)
The survey of western Palestine By C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Biblewalks