Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Набратейн.



Одна из многочисленных античных синагог Галилеи - Набратейн ака Набурия - находится в лесу Бирия, что к северу от Цфата. Раскопки проводили в 1905-м Хайнрих Коль и Карл Ватцингер; и в 1980-81 Эрик и Кэрол Мейерс. Последние выделили три этапа:
- Первоначальное здание было построено примерно в 135-м году (если так, то это наиболее ранняя известная синагога в Галилее). Это было почти квадратное сооружение (11.2 м запад-восток, 9.35 север-юг); главный вход с юга и ещё одна дверь в северо-восточном углу; возвышения (предположительно для хранения свитков и чтения Торы) по сторонам южного входа; скамьи вдоль трёх других стен; два ряда по две колонны.
- Примерно в 250-м синагогу нарастили с северной стороны, добавив в каждый ряд ещё по одной колонне; с юга пристроили портик на четырёх колоннах. Получилась базилика размером 11.2 на 13.85 метров. Вероятно, была разрушена землетрясением 363-го года.
- После полутора веков запустения деревня была заселена примерно в 500-м; согласно надписи на притолоке (хранится в Музее Израиля), синагога была снова построена "490 лет после разрушения {храма}", т.е. в 564-м. Здание растянули ещё немного на север (11.6 на 16.9 м) и добавили ещё пару колонн. Примерно в 700-м синагога и деревня были окончательно заброшены.

Мейерсам традиционно возражает Джоди Магнес. Основываясь на ими же опубликованном отчёте, последняя настаивает на совершенно иной интерпретации:
- Синагога изначально была базиликой, соответствующей "третьей фазе"; возможно датируется тем самым 564-м годом; или в 564-м только отремонтирована, но всё равно никак не старше второй половины четвёртого века.
- Была несколько перестроена (без радикального изменения плана) в конце седьмого века, и просуществовала до конца восьмого.
- И вообще, мол, у некоторых авторов (на которых Магнес не показывает пальцем) прослеживается стремление "натянуть сову на глобус", чтобы примирить византийскую дату на притолоке с архитектурой, которая считалась характерной для более ранних, т.н. "галилейских" синагог. Теперь, насколько я понимаю, от старого деления синагог на три хронологически последовательных и архитектурно чётко различимых типа - "галилейские" (2-3 века), "промежуточные" (4 век) и "византийские" (начиная с 5 века) - постепенно отказываются; подробнее см., например, здесь или здесь.

Раскопано ещё несколько зданий к западу от синагоги; остальная деревня изучена слабо. Приблизительные оценки площади селения разнятся от 10 до 40 дунамов, а оценки населения от 200 до 1000 душ. Чем жило это население, пока тоже неясно; есть мнение, что местная почва делала масштабную сельскохозяйственную деятельность не слишком перспективной; возможно здесь складировали и распределяли какие-либо товары, к примеру оливковое масло.

Средневековые паломники, а за ними и современные авторы, идентифицировали Набратейн с деревней Неворайя; про последнюю мы знаем исключительно потому, что в раввинистической литературе упоминается мудрец третьего-четвёртого веков по имени "Яаков из Неворайи". Пример такого паломнического отчёта оставил нам анонимный ученик Рамбана, 1272: "...Оттуда мы пошли в Набратейн. Рядом с долиной, на склоне горы, близко к нашему пути, находится праведник {т.е. могила оного, ясное дело}. Говорят, что это рабби Яаков из Неворайи." Все истории с упоминанием Яакова происходят в Тире или Кейсарии. Следует заметить, что источники оценивают его неоднозначно. То (в Мидраш Шмуэль) толкование Яаковом писания заслуживает одобрение других мудрецов; то (Берешит Раба) его галахические постановления не соответствуют мнению более авторитетного рабби Хагая, следует признание ошибок и, между прочим, порка; a тo (Коэлет Раба) персонаж и вовсе попадает в список еретиков. Кое-кто из современных исследователей даже осторожно предполагает, что Яаков мог быть иудео-христианином; но это так, неподтверждённая догадка...



Таблички дают нам представление о количестве античных синагог в тех краях:



И о трёх фазах по Мейерсам:



Дополнение из сети - реконстрикция поздней синагоги:


(Meyers, E. M. and Meyers, C. L. Excavations at Ancient Nabratein: Synagogue and Environs)

Фасад:





Традиционный walkaround:







Интерьер, с севера на юг:



И с юга на север:



Отдельно взятая колонна:



Руины соседних строений:













Ещё немного каменюк и просто пейзажи:





Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Ancient Synagogues - Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research By Rachel Hachlili
The Ancient Synagogue from Its Origins to 200 C.E.: A Source Book
Ancient Synagogue Seating Capacities: Methodology, Analysis and Limits By Chad S. Spigel
Review: The Ancient Synagogue at Nabratein By Jodi Magness
Between Texts and Archaeology: Nabratein and Jacob of Kefar Nevoraia in Rabbinic Literature By Steven Fine
Ancient-synagogues.com
Tags: синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments