
Проезжая по 40-му шоссе мимо Гедеры, внимательный автомобилист может разглядеть к западу от дороги, в просветах между деревьями, нечто любопытное (ну, или не очень любопытное - не могу же я решать за автомобилиста, что входит в его круг интересов). К югу от нечта есть поворот на грунтовку, ведущую прямо к воротам, так что удовлетворить любопытство несложно. Но сперва вернёмся к темам, которые мы уже вспоминали в связи со строительством семи крепостец на северной границе - а именно к арабскому восстанию 1936-39 годов и рекомендациям британского консультанта Чарльза Тегарта по подавлению оного; ибо перед нами, ясен пень, тегартовых рук дело.
Беспорядки в мандатной Палестине случались и до середины 30-х, но в целом полиция работала, так сказать, в режиме мирного времени. Во-первых предполагалось, что полиции следует быть ближе к народу - в идеале в каждой дыре должны присутствовать полисмены, частично из местных; во-вторых, она должна не очень дорого обходиться налогоплательщику. К концу 20-х годов полиция располагала 113-ю участками, зачастую маленькими, профинансированными по остаточному принципу и, разумеется, никак не укреплёнными. Когда в 1936-м грянула большая буза, оказалось что малочисленные контингенты, частично укомплектованные неблагонадёжными "туземцами", не в силах поддерживать порядок. Зачастую сами участки подвергались нападениям - их громили, уносили оружие... судя по приведённым Кройзером примерам, как правило обходилось без смертоубийств; но всё равно крайне неприятно. В сентябре 1938-го командующий британскими войсками в Палестине и Трансиордании генерал Роберт Хэйнинг решил сосредоточить полицию в городах, а большую часть сельской местности поручить заботам армии. Такое положение, однако, не могло быть постоянным, тем более что в Европе назревали проблемы куда большего масштаба, и войска из Палестины в любой момент могли забрать. Месяц спустя Хэйнинг постановил создать комиссию для изучения вопроса о дальнейшей дислокации полицейских подразделений - сколько участков следует иметь, где и какие. Комиссия приступила к работе 23 ноября; возглавил её Тегарт, которому составили компанию представители полиции, армии и управления общественных работ.
Комиссия взяла за образец форт трансиорданского Арабского Легиона в Вади Рам, построенный в 1930-31; он представлял собой прямоугольное здание с внутренним двором и двумя угловыми башнями. На этой основе наметили три базовых варианта - 1st Class Police Station (городской), 2nd Class Police Station (сельский) и Police Post (вспомогательный). Гарнизон форта должен был составлять 30 или более человек. Проекты предусматривали жильё для полицейских и их семей, чтобы по возможности избавить персонал от внешнего давления. И, понятное дело - железобетонные стены, стальные двери, башни с амбразурами, водный резервуар, генератор, радиосвязь, в идеале - размещение на открытой местности в окружении "колючки". Каждый вариант допускал дальнейшую кастомизацию, например с целью размещения правительственных учреждений. В общей сложности комиссия рекомендовала строительство 77 участков - 17 первого класса, 37 второго и 23 поста; инициатива получила название PBP (Police Building Programme). Форты "расставили" так, чтобы обеспечить сносное покрытие территории и контроль над железными и главными автомобильными дорогами.
В мае 1939-го Тегарт покинул Палестину, и дальше процесс шёл без него. 11 августа 1939 года (то есть примерно к моменту окончания арабского восстания) британский минфин выделил деньги на первые 11 участков; в их числe наши старые знакомые police posts возле деревень Латрун, Ирак Суэйдан и Джифтлик; а также участок 2 класса Бейт Гуврин. 16 февраля 1940 утвердили второй этап программы, предусматривавший возведение ещё 44 штук, в том числе отмечавшиеся у меня Цемах (2 класс), Сарафанд эль-Хараб (2 класс) и Абу Гош (пост). Сокращению подверглись в основном участки первого класса, из которых "уцелел" только один, в Рамле. В некоторых случаях вместе с полицейским участком в форте размещался штаб - Div HQ, и иногда вместе с ним District HQ; пара объектов (один из трёх в Шхеме и один из двух в Рамле) значатся в списке исключительно в качестве штабов. Порой компанию полиции составляли те или иные правительственные учреждения - суд, почта и телеграф, таможня, управление общественных работ, земельное управление итд. В стандартный частично двухэтажный, частично одноэтажный прямоугольник означенное не вписывалось, и некоторым фортам добавили третий этаж. На первое место по размеру вышел District HQ + Div HQ + 2nd Class Police Station (+ офисы всех перечисленных организаций) в Газе. Иногда объекты не возводили с нуля, а достраивали ранее имевшиеся здания; так, участок Наалаль до "тегартизации" был однотипным с Батани, а форт в Беэр-Шеве поглотил и предшественника, и заодно османскую административную "сарайю".
Осуществление проекта поручили управлению общественных работ. Разработкой проектов фортов руководил Фредерик Фостер-Тернер; под его началом состояли 12 архитекторов, 13 инспекторов и куча прочего персонала - так, в июне-июле 1940-го одних
Форты Тегарта на карте из книги Кройзера; на сей раз нас интересуют красные точки, относящиеся к программе PBP:


"Тегарт" в Гедере есть форт 2 класса, значащийся в списках как Катра по имени ближайшей деревни; объект был построен Солель Боне на первом этапе программы PBP, вроде бы на основе существовавшего участка. 27 сентября 1944 года ревизионисты из Эцель устроили налёт на отделение полиции в Катре и скрылись с пулемётом и 10 винтовками; параллельно атаке подверглись участки в Хайфе, Калькилии и Бейт-Даджане. В 1948-м начальник гарнизона (насчитывавшего примерно 20 британских и 15 арабских полицейских) по слухам собирался передать крепостцу арабам, но после проведённой с ним беседы в духе "вокруг полно наших, и такой кунштюк может их очень расстроить" сдал объект бригаде Гивати. До 90-х годов здание использовалось силовыми структурами, включая, по свидетельству профессора Эли Гейслера, неконвенциональный эпизод в 1967-м. Потом оно некоторое время служило "центром абсорбции" для репатриантов из Эфиопии, а с начала 2000-х заброшено.
Вход; надпись на будке гласит "премия обнаружившему украденную машину":

Форт с севера:

С юга:

Но фотогеничнее всего - с юго запада:

Юго-западная башня:

Амбразуры:


Лестница:

Второй этаж:

За дверью:

По скобам можно подняться на третий этаж, где оказывается довольно тесно. Почти весь этаж занят бетонным цилиндром; лаз между ним и стеной выглядит так:

Цилиндр легко идентифицируется как резервуар:

Дальше деревянный помост, второй ряд бойниц (замурованы) и крыша:


Резервуар, вид сверху:

Крыши западного и южного крыльев:


Дверь рядом с резервуаром позволяет погулять по крыше двухэтажного западного крыла:


Одноэтажное северное крыло:

Дальше на восток - 40-е шоссе, дома Гедеры и холм Тель Катра:

А на запад - какие-то бараки и природа:

Спустимся и пройдём внутрь западного крыла:

Разруха:


Лестница:

Галерея второго этажа:

Продолжение разрухи:


Теперь обратимся к южному крылу:


Опять же, разгром и запустение:

Ловушки для неосторожного посетителя; если я не один такой ненормальный исследователь развалин - будьте крайне осторожны, ям вроде этой возле форта немало...

Парадный вход у "тегартов" обычно находится в торцовом двухэтажном крыле, но здесь он в одноэтажном восточном, и над ним башня. Видимо, эта нерегулярность есть результат "тегартизации" старого участка.

Тот же кусок здания со двора:

Вид со двора на западное крыло:

Небольшое строение в центре двора:

Чуть южнее форта стоит небольшой жилой дом:





Несколько дронофотоснимков, 2023:



Единственная попавшаяся мне историческая фотография; 1944:

(Институт Жаботинского)
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
גד קרויזר - הטיגארטים - הקמת מצודות המשטרה הבריטית בארץ ישראל 1938-1943