Как известно в наших краях каждому карапузу, в период с Войны за Независимость до Шестидневной Иерусалим был разделён на израильскую (западную) и иорданскую (восточную) части. Стороны укрепились, загородились колючей проволокой, и с опаской посматривали друг на друга в прицелы, а случалось что и нажимали на спусковые крючки. Результаты нажатий показали, что позиции Арабского Легиона не по зубам имеющемуся в распоряжении солдат иерусалимской бригады вооружению. Стрелковка и 82-мм базуки - не самые эффективные средства разрушения каменных зданий (к тому же впоследствии выяснилось, что внешними стенами из известняка/доломита скрывался железобетон), а притащить что-нибудь более тяжёлое запрещало соглашение о прекращении огня. Конечно, иногда "если нельзя, но очень хочется, то можно", но всё же приходится оставаться в рамках приличий. Ладно, перестрелки - полбеды; но что делать, если начнётся "по-настоящему" ? Выкатывать по горам под огнём на прямую наводку восьмитонные 155-мм гаубицы - удовольствие крайне сомнительное...
Стали инженеры из "группы Ласкова" думать, как тут быть, и придумали девайс, получивший название "Мит'ан Яалом" ("[взрывное] устройство Бриллиант"); чуть позднее "бриллиант" заменили на скромную букву "ламед" в честь, естественно, начальника подразделения. Полагаю, решение доставить к цели взрывчатку при помощи принципа реактивного движения напрашивалось, но (опять же спекулирую) взрыв на поверхности не дал бы нужного эффекта, а чтобы заколотить (подобно артиллерийскому снаряду) ВВ вглубь стены была бы нужна уж очень быстрая и очень прочная ракета. Итог размышлений состоял из двигателя от 80-мм ракеты (видимо эрликоновской, как у Мит'ан 90), металлического корпуса с четырьмя стабилизаторами, содержащихся в оном корпусе 5.5 кг ТНТ и - last but not least - предзаряда, в качестве которого выступал кумулятивный заряд к упомянутой 82-мм базуке (на верхней картинке, сделанной в музее Батей а-Осеф, только одна из двух ракет оснащена предзарядом). Срабатывавший при ударе предзаряд проделывал в стене углубление, в которое влетало всё остальное, а затем с задержкой взрывался основной заряд. Пусковая представляла собой двойной рельс длиной 2.5 метра и весила 200 кг.
Пусковые потихоньку затащили на позиции, расположенные в специально выделенных помещениях жилых домов, повернули в нужном направлении, жёстко закрепили, проделали в соответствующих стенах окошки и прикрыли их деревянными ставнями. Всего было оборудовано шесть ПУ: две на "позиции Турджмана" у перехода Мендельбаума; по одной на позициях Штейнминца, Арье, Лулав и угловой позиции напротив горы Сион. Будущим пользователям сообщили, что в их распоряжение поступил девайс для разбрасывания листовок; то же самое написали на ящиках с ракетами.
5 июня 1967-го арабо-израильский конфликт полыхнул по-настоящему, и в то же утро Иордания вступила в войну на стороне Египта. В 11:20 поступило распоряжение начать "агитацию". Солдаты иерусалимской бригады распаковали, подключили, крутанули ручки и слегка ошалели от запустившихся в замкнутом пространстве ракетных двигателей. Впрочем, по другую сторону фронта ошалели больше. Утверждается, что все шесть иорданских укреплений были полностью разрушены, и все занимавшие их легионеры погибли; а один вовремя вышедший в туалет офицер, мол, решил, что противник применил ядерное оружие. На второй день войны была идея применить вундерваффе против позиции "жёлтые ставни" в районе Абу-Тор, но в итоге, насколько я понимаю, не понадобилось. Источник информации - полковник Игаль Мило - пишет только, что по пути он попал под обстрел, спрятался в киоске за холодильником и заснул. :)
"Мит'ан Ламед, листовки":
Кто сказал, что пять кило ТНТ агитируют хуже листовок ?
Иорданская позиция до и после. Олег Грановский подсказывает, что на картинке позиция у перехода Мандельбаума, повидимому обозначенная на израильских картах как Бейт Тазиз.
Один экземпляр выставлен в музее на Арсенальной Горке:
P.S. Интересно, это первый тандемный боеприпас, или кто-то успел раньше ?
Источник:
יפת"ח במלחמה לשחרור ירושלים, 5-7 יוני 1967 - אל"מ (מיל') יגאל מילוא