Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Хирбет Кеяфа.



Жил да был в иудейском предгорье, на северном краю долины Эла, холм высотой 328 метров над уровнем моря; а на холме руины, носившие арабское название Хирбет Кеяфа (этимология неизвестна). Руины эти были известны исследователям начиная с Виктора Герена (примерно 1860), но не казались чем-то особенно перспективным. Около 1875-го здесь побывал Кондер и обнаружил только груды камней; в 1932-м Димитрию Барамки из мандатного Управления Древностей попалось на глаза что-то похожее на основание башни; было несколько визитёров в 1990-е (поскольку Бейт Шемеш начал разрастаться к югу, и хотелось ещё раз взглянуть, что может попасть под бульдозер). Наконец, в 2005-м Саар Ганор из Управления Древностей разглядел что-то указывающее на железный век; посему, в 2007-м холм начали копать под началом Йосефа Гарфинкеля из иерусалимского университета и копали до 2013-го. Одним из археологов, участвовавших в раскопках, был indy424, и года три назад он водил туда ЖЖистов (но я, увы, не смог принять участие и восполнил пробел только недавно, благодаря nehag_sus), а также прочитал лекцию (которая к счастью есть в сети). И вот теперь скромный краевед-любитель я попытается разобраться, как и почему наш объект, очень мало кому известный ещё десять лет назад, вдруг вышел на первые полосы, и с чем его теперь есть. Разумеется, в ходе своих дилетантских попыток постичь истину я напишу изрядное количество чуши и околесицы, поэтому буду рад поправкам и дополнениям от знающих людей. Вот и присказке конец, можно начинать сказку.

Сказка начинается в Европе примерно восемнадцатого века, где горстка нечестивых отщепенцев потянула свои грязные руки к Писанию, чтобы принизить, опошлить и подорвать доверие... Сорри, занесло... В общем, некоторые учёные мужи попытались путём анализа текста Библии понять, когда, кем и в какой обстановке она была написана. Больше всего, разумеется, досталось Пятикнижию. К концу девятнадцатого века оформилась и по сей день доминирует "документальная гипотеза", согласно которой первые четыре книги состоят из трёх источников (т.н. Яхвист, Элогист и Жреческий кодекс), мелко нарезанных и перемешанных; отдельный источник представляет собой Второзаконие (Дварим). К середине двадцатого гипотетическому и вероятно коллективному автору Второзакония решили приписать следующие книги, до Царств включительно плюс, возможно, часть Иеремии; предположительно автор начал работу в Иудейском царстве в минус седьмом веке, а закончил уже в вавилонском изгнании; и, опять же предположительно, ставил перед собой релевантные в тот момент политические цели. Следовательно, в полный рост встал вопрос - насколько мы можем полагаться на информацию, содержающуюся в "исторических книгах" ? Что из сказанного, например, про "единое царство" Давида и Соломона, соответствует действительности, а что не совсем или даже совсем не ? Ну, и другие вопросы, но нас в данный момент интересует именно этот.

Между тем, пока кабинетные учёные с увеличительными стёклами в руках изучали текст, их более мобильные коллеги добрались до Святой Земли и приступили к исследованиям на местности. В 1830-е - 50-е Эдвард Робинсон распознал во множестве арабских деревень и заброшенных руин места, упомянутые в Писании, и заслужил у потомков прозвище "отец библейской географии". Последующие поколения исследователей вооружились лопатами, научились выделять и датировать культурные слои, и так далее. Библия предоставляла археологам контекст, в который можно было вписать свои порой весьма впечатляющие находки; и в свою очередь, находки подтверждали контекст. Энтузиасты, такие как Уильям Олбрайт, даже заключили, что нет причины сомневаться в исторической достоверности (в общих чертах) истории патриархов и исхода; а уж с вышеупомянутыми Давидом и Соломоном тем более всё ясно. Наиболее наглядным археологическим подтверждением реальности "единого царства" стали массивные шестикамерные ворота, обнаруженные при мандате в Мегидо, а потом израильским археологом Игаэлем Ядином в Хацоре и Гезере. Три указанных города особо упоминаются среди строительных программ Соломона; датировка - десятый век до нашей эры - подходила; сходство и монументальность ворот (и других элементов соответствующих слоёв) подтверждали, что в указанный период значительные области Эрец Исраэль находились под властью единого государства, способного концентрировать усилия для осуществления крупных строительных проектов. В общем, ништяк. Правда, время шло, а патриархи с исходом всё не находились; а по мере накопления информации и уточнения датировок стали всплывать нестыковки и с более поздними книгами - к примеру, Иерихон в период предполагаемого визита Иегошуа переживал глубокий упадок, и штурмовать там было особенно нечего...

Начиная примерно с 1970-х на поле боя вышел новый тренд, оппонентами прозванный "библейским минимализмом". Наиболее радикальные позиции заняли несколько библеистов из Дании и Великобритании. Между авторами имелись расхождения, и видимо было бы ошибкой говорить о единой "минималистской" теории, но они сходились на том важном моменте, что Библия была написана даже позднее, чем предполагалось ранее, а именно в персидский или даже греческий период; и что даже если в её основу лёг подлинный исторический материал, выделить его из позднейших наслоений не представляется возможным, а стало быть - нафик всё, что не имеет внебиблейских подтверждений; при этом и к способности археологии прояснить ситуацию они, насколько я понимаю, относились скептически. По указанному адресу среди прочего отправлялись Давид с Соломоном и их царство - мол, вероятный позднейший миф, призванный обосновать чьи-то политические претензии. Более умеренные формы минимализма получили значительное распространение, в том числе и в наших краях. Гнездом порока стал Тель-Авивский университет, а архизлодеем - профессор Исраэль Финкельштейн. После того, как в 1993-м в Тель Дане нашли стелу с упоминанием "дома давидова", Финкельштейн не спорит с историчностью Давида, но настаивает, что не было никакого "единого царства" десятого века до н.э.; что Давид был чем-то местного "шейха", правившего кучкой деревень; что в девятом веке формируется полноценное Израильское царство, а Иудея становится настоящим государством только в восьмом, после уничтожения Израиля ассирийцами. Он ссылается на археологический материал, указывающий на то, что Иудея минус десятого века выглядят слишком скромно для центра "региональной державы"; мол, речь идёт о двух десятках населённых пунктов с общим населением порядка пяти тысяч человек, из них несколько сот в Иерусалиме. Постройки в Мегидо, Хацоре и Гезере Финкельштейн предлагает "омолодить" на несколько десятков лет и приписать Израильскому царству, ну и так далее. Более традиционные археологи окопались в иерусалимском Еврейском университете. Так, один из виднейших "иерусалимцев", Амихай Мазар, соглашается, что всё вплоть до захвата Ханаана невозможно рассматривать как исторический материал; но начиная с судей - другое дело (подробнее см. здесь).

...Небольшое отступление. К историческим вопросам в нашей маленькой ближневосточной стране отношение довольно нервное, в том числе - или даже особенно - у широких масс. В тех или иных академических дискуссиях многим видится чуть ли не эпическое сражение за право современного Израиля на существование. Подозреваю, что некоторые учёные не против и видят в такой ситуации возможность "попиариться"; но это исключительно предположение. Так или иначе, время от времени какая-нибудь археологическая новость, возможно подтверждающая какую-то библейскую историю, вихрем проносится по сети, и в воздух под крики "ура" взмывают виртуальные чепчики. Разумеется, сплошь и рядом Финкельштейну и ко приписывают антиизраильскую мотивацию (типа, а иначе почему он обижает нашего Давида ?). К слову, из "радикальных минималистов" кое-кому, похоже, таковая была не чужда (во всяком случае, заголовок книги Кита Вайтлэма "The Invention of Ancient Israel" с подзаголовком "The Silencing of Palestinian History" наводят на определённые подозрения); но достаточная ли это причина, чтобы объявлять врагами всех подряд ? Конец отступления...

И вот, как уже говорилось выше, в 2007-м "иерусалимец" Йосеф Гарфинкель начинает раскопки на скромном холме в иудейском предгорье, и находит... драматическая пауза... город, который:
1) датируется концом одиннадцатого или началом десятого века до нашей эры, т.е. примерно эпохой Давида;
2) с монументальными укреплениями и прочими фичами, свидетельствующими о наличии настоящего государства;
3) с особенностями, указывающими на еврейскую/иудейскую принадлежность.

Так Гарфинкель изображает позицию традиционалистов, минималистов и свою касательно хронологии Израильского и Иудейского царств:



Стало быть, уели минималистов ? Давид не был "шейхом", а правил настоящим всамделишным государством, с крепостями и всем положенным ? Именно так, утверждает Гарфинкель. Впрочем он согласен, что существование "единого царства" остаётся под вопросом. Оппоненты пока что ведут арьергардные бои, отстреливаясь предположениями, что город, возможно, всё же чуть более поздний и израильский. Или всё же ханаанейский. И вообще, что минимализм - это не про детали биографии Давида, а про то, как, зачем и когда была написана Библия. Огонь на подавление ведётся и по отдельным тезисам (см ниже).



Теперь чуть подробнее собственно о руинах. По сравнению с объектами а-ля Мегидо, с десятками теснящихся культурных слоёв, Хирбет Кеяфа весьма "проста". Под скромными османскими, византийскими и греческими остатками был обнаружен город железного века - овал площадью 23 дунама, окружённый казематной стеной длиной 700 метров; предполагаемое население 500-600 человек. По словам археологов, город существовал всего несколько десятков лет, после чего по неясным пока причинам был оставлен населением и уже потом слегка разграблен (филистимлянами ?). Среди железновечных руин специалисты нашли оливковые косточки, подвергли последние радиоуглеродному анализу и получили, если мне склероз не врёт, с 90-процентной вероятностью 1020-975 годы до нашей эры. Укрепления из массивных камней, порой в несколько тонн; заранее проложенные под строениями дренажные каналы; кувшины с метками, вероятно обозначавшими владельца или служившими для налоговой отчётности - одним словом, похоже на полноценное государство с организацией, планированием и бюрократией.

Откуда мы знаем, говорит Гарфинкель, что речь идёт о еврейском и иудейском (то есть относящемся к Иудейскому царству) городе ? По его словам:
1) Планировка - казематная стена и примыкающие к ней вплотную дома, использующие казематы как "задние комнаты" - характерна для иудейских городов, например - Тель Беер Шева или Тель Бейт Мирсим. Оппоненты отмечают, что примеры относятся к более позднему периоду.
2) Кулинарные пристрастия (среди тысяч костей животных отсутствуют свиные) и методы готовки (круглые "поддоны" для выпечки хлеба) нехарактерны для филистимлян и ханаанеев. "Тельавивец" Надав Нааман возражает, что свинонеедство - слабый аргумент; мол, в Бейт Шемеше их тоже не ели, хотя по Хроникам 28:18 "пелиштимляне вторглись в города низменности и юга Йеудеи, и захватили Бэйт-Шэмэш, и Айалон, и Гедэйрот, и Сохо, и пригороды его, и Тимну, и пригороды ее, и Гимзо, и пригороды его, и поселились там".
3) Более 600 ручек от кувшинов с серией выдавленных пальцем углублений вписываются в известный по более поздней Иудее "обычай" метить ручки при помощи печатей.
4) Был найден обломок черепка с фрагментом надписи протоханаанейским шрифтом. По мнению ряда специалистов надпись ивритская, о чём свидетельствует глагол "аль таас" (не делай), отсуствующий в других семитских языках.
5) Город находится на границе Иудеи и владений филистимлян, примерно там, где по Библии бились Давид и Голиаф.
6) Культовые принадлежности. Нашли несколько керамических и каменных "домиков", вероятно моделей святилища, в которых просматриваются определённые параллели с описаниями иерусалимского храма. На этих моделях, а также на другой находке - каменном алтаре - нет изображений людей или животных. Финкельштейн ядовито комментирует, что он видел много мест, где не находили изображений; и отмечает, что в более поздних населённых пунктах Иудеи изображения как раз находили.
7) Этого нет по ссылке выше, но из лекции indy424 я припоминаю, что расположение святилищ внутри частных домов, а не в отдельных зданиях, тоже считается доводом в "нашу" пользу.


(Гийом Куртуа, via)

Среди прочего в городе обнаружились массивные четырёхкамерные ворота в количестве двух; как правило, города того времени имели только одни ворота. В частности по этой причине Гарфинкель идентифицирует найденный город с Шаараим ("двое ворот"), упомянутым в истории о победе Давида над Голиафом.

Пелиштимляне же собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Йеудее, и расположились станом между Сохо и Азэйкою, в Эфэс-Даммиме. А Шаул и Исраэйльтяне собрались и расположились станом в долине Эйла и приготовились к войне с Пелиштимлянами. И Пелиштимляне стояли на горе с одной стороны, а Исраэйльтяне на горе с другой стороны, а между ними – долина... И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали Пелиштимлян до входа в Гай и до ворот Экрона. И падали убитые Пелиштимляне по дороге в Шаараим вплоть до Гата и до Экрона.
(Шмуэль I 17).

Шаараим появляется также в списке городов, выделенных после захвата Ханаана колену Иуды (Иегошуа 15:36), и в этом есть некоторая проблема - город-то более поздний; но можно предположить, что упоминание у Иегошуа - анахронизм. Баба Яга, само собой против: Финкельштейн и Фанталкин заявляют, что южные ворота - и не ворота вовсе, а результат "реконструкции" на ровном месте; поселение в Хирбет Кеяфа, по их мнению, могло принадлежаать к гипотетическиму "раннеизраильскому" образованию с центром в районе Гивона. Нааман предположил, что наш объект - это возможно филистимлянский Гов из Шмуэль II 21:18-19: "И было позже еще сражение с Пелиштимлянами в Гове; тогда Сиббхай Хушатянин поразил Сафа, который был из потомков Рафы. И еще было сражение с Пелиштимлянами в Гове; и поразил Эльханан, сын Яарэй-Оргима Бэйтлэхэмского, Гольята Гаттиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой." (интересная цитата, кстати). Что же касается Шаараим, то Нааман не уверен, что в этом топониме есть двойственное число и полагает, что искать этот город следует западнее - мол, скорее всего имелись в виду символические "ворота" из Иудеи в филистимлянский Гат. В более поздней статье тот же Нааман выдвинул гипотезу, что Хирбет Кеяфа - часть ханаанейского анклава, зажатого между израильтянами и филистимлянами. Другие исследователи предлагают Нетаим из Хроник I 4:23 или Адитаим из того же Иегошуа 15:36. Игаль Левин из Бар Илана считает, что перед нами круглый укреплённый лагерь, упомянутый в Шмуэль I 17:20: "И встал Давид рано утром, и оставил овец сторожу, и взял ношу, и пошел, как повелел ему Ишай; и пришел к кругу (стана), а войска, становившиеся в строй, кричали на (поле) брани". И это только те идеи, на которые я наткнулся.

Из другой добычи: оружие (железные мечи, топор, наконечники копий), керамика (в том числе кипрская и филистимлянская), египетские "скарабеи"...

В начале греческого периода (конец четвёртого века, судя по монетам) населённый пункт пережил короткий период возрождения. Поверх остатков казематной стены возвели новую, сплошную, толщиной 1.2 м; западные ворота сохранили, южные заблокировали. Вдоль стены построили некоторое количество домов. Возможно, полагает Гай Штибель, новая власть задумала здесь опорный пункт. Так или иначе, вскоре снова это всё забросили - то ли больше не нуждались; то ли из-за каких-то обстоятельств, связанных с войнами диадохов; да мало ли... Потом имеем византийскую постройку на вершине холма, похожую на форт; и османскую ферму.

Итак, приближаемся:



Западные ворота:



И немного стены:



Порог:



Дренажный канал:



Ворота изнутри:



И всякая всячина вокруг - зона раскопок D (поближе) и B (подальше):



На горизонте - мошав Зхария:



Здесь хорошо видно, что городская стена была казематной - т.е. двойной, разделённой поперечными перегородками на отдельные помещения-казематы:



На горизонте - Тель Азека:



Ещё один фрагмент казематной стены, уже в южной части города (зона C):





Южные ворота; невысокий бурый холмик визуально над левой частью ворот - Тель Сохо:



Здесь тоже есть дренажный канал:



А это что за дыры ?



Вид снаружи; каменюки по бокам ворот внушают:





Финкельштейн и Фанталкин, как уже говорилось выше, утверждают, что до реконструкции никаких ворот здесь не было, и в доказательство приводят эту фотографию:



Возвращаемся в город:



В этой комнате держали скотину; в наличии столбы, к которым её привязывали (кое-где вроде даже сохранились следы от верёвок) и корыто для корма. По другую сторону комнаты расположен аномально широкий каземат (к сожалению, на снимке он не виден); археологи считают этот каземат основанием сторожевой башни.



Три помещения (два в зоне C и одно в зоне D) распознали как культовые. Перед нами одно из них. Видим скамью, что-то вроде очага... ещё где-то по соседству валялась вероятная мацева, но опять-таки в кадр не попала:



Идём дальше:



Ещё древности, в северной части периметра (зона F):





На вершину холма мы почему-то не поднялись, пришлось приехать ещё раз:



Здесь (зона A) видим византийскую постройку:





Из-под неё выглядывает общественное здание (возможно дворец) железного века:







Дыры в земле:





Должна быть ещё маленькая зона E на востоке (фрагмент стены); её я не нашёл...

Продолжение следует.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Khirbet Qeiyafa Archaeological Project
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера janataha: 1, 2
Отчёт ЖЖ-юзера javax_slr
Отчёт ЖЖ-юзера draco20_08
Отчёт ЖЖ-юзера vladfe
Tags: крепости, фотоотчёты
Subscribe

  • Тель Бурна.

    Как уже говорилось недавно про Тель Зайт, претендующий на идентификацию с библейской Ливной - есть на это высокое звание и другие претенденты, в…

  • Тель Зайт.

    Холм Тель Зайт находится в километре с небольшим к западу от кибуца Гальон, чуть севернее 353-й дороги и чуть южнее сезонной речки Гуврин.…

  • Кирьят Гат - Хурват Патот.

    В 2013-м году Саар Ганор и Рина Авнер проводили раскопки в промзоне Кирьят Гата и наткнулись на остатки мозаичного пола церкви, датированного 6-м…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Тель Бурна.

    Как уже говорилось недавно про Тель Зайт, претендующий на идентификацию с библейской Ливной - есть на это высокое звание и другие претенденты, в…

  • Тель Зайт.

    Холм Тель Зайт находится в километре с небольшим к западу от кибуца Гальон, чуть севернее 353-й дороги и чуть южнее сезонной речки Гуврин.…

  • Кирьят Гат - Хурват Патот.

    В 2013-м году Саар Ганор и Рина Авнер проводили раскопки в промзоне Кирьят Гата и наткнулись на остатки мозаичного пола церкви, датированного 6-м…