Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Нахаль Прат - от Эйн Прат до Эйн Мабоа.



Сезонная речка Прат течёт с запада на восток по Иудейской пустыне и впадает в Иордан неподалёку от Мёртвого моря. Вдоль речки три значительных источника - Эйн Прат (по-арабски Айн Фара), Эйн Мабоа (Айн Фавар) и Эйн Кельт. Арабское название нижней части ущелья - Вади Кельт - прилепилось теперь ко всей речке и используется ПМСМ чаще, чем ивритское Нахаль Прат. В сегодняшнем отчёте - пара слов и много фотографий с прогулки под руководством nehag_sus от Эйн Прат почти до Эйн Мабоа; и наоборот, относительно много букв о Фаранской лавре, что на заглавной картинке, но лишь с парой видов издали.

Занятно, что слово "монастерион" впервые встречается в первом веке, у еврея Филона Александрийского. Разумеется, Филон имел в виду нечто отличное от привычного нам значения; описывая секту терапевтов, он между прочим отметил, что

"В каждом доме есть священное место, которое называется семнейон и монастерион, где они, уединившись, совершают таинства благочестивой жизни. Они не вносят туда ни хлеба, ни питья, ни чего-либо другого, необходимого для нужд тела, но лишь законы, прорицания пророков, гимны и другие книги, при помощи которых они приумножают и совершенствуют знание и благочестие."

Христианское же монашество зародилось в третьем веке в Египте. Есть мнение, что примером первым отшельникам-христианам мог послужить культ Сераписа и мол возможно даже кое-кто из отцов основателей сам из "монахов Сераписа"; другие категорически отрицают подобные инсинуации. Христианская традиция считает предшественниками монахов-отшельников Илью-пророка, который скрывался от гнева царя Ахава у потока Хараф (кстати, по некоторым данным, как раз Вади Кельт), Иоанна Крестителя и лично Христа, проведшего сорок дней в одиночестве в пустыне. Так или иначе, феномен быстро пересёк границы Египта и направился туда, где действовали означенные лица. Примерно в 308-м Иларион из Тавафы основал первый в Палестине монастырь в окрестностях Газы. Двадцать лет и два года спустя усилиями св. Харитона настал черёд Иудейской пустыни. Согласно житию, Харитон был родом из Иконии (теперь турецкая Конья); в правление Аврелиана он был взят под стражу и подвергнут пыткам за отказ поклоняться языческим богам. Но затем

...император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Находясь в дороге между Византией и Ираклией, он был сначала устрашен с Небес великим громом, который предуказал скорую его смерть, а потом во время того же путешествия он был убит своими домашними и таким жалким образом окончил свою земную жизнь. По смерти его гонение на христиан прекратилось, и из изгнания, оков и темницы были освобождаемы узники Христовы...

С того времени святый Харитон, украшенный ранами Христов воин, отрекся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошел он путем трудным и стал живым мертвецом — умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса, он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошел в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте Дух Свой. Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и увели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере.


Внезапно:

...в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждою, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь. Избавившись от смерти, святый Харитон освободился с помощью Божиею от уз и нашел в той пещере великое множество золота, которое разбойники собрали в течение многих лет разбоями своими. Богатство это, недобрыми средствами приобретенное разбойниками, святый Харитон истратил на пользу, ибо часть его роздал нищим, церквам и монастырям, а на остальное построил на том месте обитель, по имени Фаре, и, обратив разбойничью пещеру в церковь, собрал здесь братию.

Позже Харитон снова ушёл в пустыню и основал ещё два монастыря - на иерихонской горе Искушения и в ущелье Нахаль Ткоа. Согласно житию, он не придавал особенного значения месту, где будет похоронен; но поскольку настоятели монастырей настоятельно просили выбрать, назвал Фаранскую лавру. В начале следующего века в лавре подвизалась другая ключевая фигура в истории палестинского монашества - св. Евфимий; а также друг его Феоктист (основатель монастыря в Нахаль Ог):

Этот великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, прибыл в Иерусалим на двадцать девятом году жизни {т.е. в 405-м году} и, поклонившись святому Кресту и святому Воскресению и прочим честным местам, и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от святого града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего. Однако он научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость, и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся... Он имел некоего соседа, по имени Феоктиста, мужа богоносного... Прожив пять лет в Фаране, он, вместе с блаженным Феоктистом, удалился...
(Житие Евфимия Великого)

Про дальнейшую судьбу монастыря читаем у Баландина:

Монастырь Харитона в Фаре, основанный преподобным в 330 году, в VIII веке, судя по всему, еще существовал (имя этой лавры встречается в церковных летописях, и в посланиях того или другого епископа или аввы). В 1903 году заброшенное место Фаранской лавры было приобретено в собственность Русской Духовной Миссии иеросхимонахом Пантелеймоном, настоятелем Афонской Русской обители Воздвижения Честного Креста. Сегодня эта территория принадлежит Русской Православной Церкви (белой) и имеет наблюдающего иеромонаха.

По последним данным разведки, с 1990-х и до сих пор там живёт русский монах, тоже по имени Харитон.

Св. Харитон на гравюре 16-го века:


(Рафаэль Саделер, по рисунку Мартина де Воса)

И на иконе 17-го:


(wiki)

Монастырь в 1930-е:

Faran-monastery-1930s-fbaz-1

Итак, поехали... сперва по извилистой дороге спускаемся из поселения Алмон/Анатот к Нахаль Прат:



Вид с востока на Алмон, ущелье и монастырь св. Харитона:



На дне ущелья; немного выдвигаемся на запад, к Эйн Прат:



Какие-то посторонние скалолазы:



Здесь был акведук, изначально посторенный при Хасмонях для снабжения водой дворцов ниже по ущелью. Девайс продолжал функционировать до византийского периода. В седьмом веке поверх оригинального жёлоба из каменных блоков уложили керамическую трубу. В 1919-м кто-то из семьи Хуссейни ещё раз обновил часть акведука ниже Эйн Мабоа, прибегнув на сей раз к бетону.



Кучер и почти все:



Нечто имеющее отношение к монастырю ?



Ещё монастырское ?





Монастырь там; подойти ближе, увы, не было времени:



Раскопки никогда не проводились, но в 1980-е археологи побродили вокруг разглядели всякое (церковь, часовни, большой резервуар, пещеру - вероятное место первой церкви) и нарисовали план:


(JSP 13)

Источник Эйн Прат:





Дальше на запад нельзя:



Разворачиваемся и идём обратно на восток:



Проходим насосную станцию, построенную британцами в 1927-м:





Привал:



Снова акведук:



На северном берегу что-то виднеется:



Идём дальше:





И опять акведук - то хасмонейский жёлоб, то уложенная поверх него омейядская труба:







На этот раз приваливаться не будем:



Маленький водопад:





И ещё раз акведук:





Местами в разобранном виде:



Здесь он пересекал ущелье:





Дальше:











Просто камень:



Дальше:





А горы всё выше, а горы всё круче...





Приток по имени Нахаль Михмаш:



Финиш. По этой дороге можно было дойти до пульсирующего источника Эйн Мабоа, но времени опять не оказалось - надо было перегонять машины.



Фотографии: в picasa web albums.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
JSP-13 - Corpus of Christian Sites in Samaria and Northern Judea
Allaboutjerusalem.com
П. Платонов - Дети Израиля на Святой Земле
Отчёт ЖЖ-юзера ryjenkaya
Отчёт ЖЖ-юзера ir_maverick
Отчёт ЖЖ-юзера arigolda
Отчёт ЖЖ-юзера lyolik_il
Отчёт ЖЖ-юзера hist_etnol
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Отчёт ЖЖ-юзера father_ingwar
Tags: водопровод, фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В эфире - израильская военщина.

    (Национальная фотоколлекция) На фото - радистка из бригады Голани в декабле 1948-го. Рядом её орудие труда - Wireless no 19, в период ВМВ…

  • Баркан - Хирбет эль-Бурак.

    Посреди большого пустыря, окружённого с запада самарийским поселением Баркан, а с прочих сторон одноимённой промзоной, можно обнаружить руины…

  • Бяка-Закаляка кусачая.

    Ирландские миротворцы и их MOWAG Piranha в Ливане, 2012. 2019: 2020: Пора домой, 2020:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments