Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Тель Микне.



(Опять с nehag_sus)

- Подводя итоги деятельности Иегошуа бин Нуна, автор одномённой книги не преминул отметить, что план завоевания Ханаана ещё не выполнен до конца; и среди прочих недозахваченных - "пять князей пелиштимских: азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский" (13:3). Про Ашдод, Ашкелон и Гат я уже писал давным-давно; с Газой придётся подождать; так что сегодня - очередь Экрона.
- В той же книге Иегошуа Экрон упоминается в главе 15 как часть надела Иуды и в главе 19 как часть надела Дана.
- После смерти Иегошуа "покорил Йеуда Азу с пределами ее, и Ашкелон с пределами его, и Экрон с пределами его" (Судьи 1:18); интересно, но в Септуагинте наоборот, не вышло у него с этими городами.
- В Шмуэль I 4-6 филистимляне одержали победу над израильтянами при Эвен-Эзер, захватили ковчег завета и поставили его сперва в Ашдоде, потом в Гате и наконец в Экроне; результатом всякий раз были неприятности, от разрушения идола Дагона до эпидемии "тхорим" (в современном иврите это слово означает геморрой).

И призвали Пелиштимляне жрецов и чародеев, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? Скажите нам, как отослать нам его в место его? И сказали те: если вы отсылаете ковчег Б-га Исраэйлева, то не отсылайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, почему не оставляет вас рука Его. И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? И те сказали: по числу князей Пелиштимских пять техорим золотых и пять мышей золотых, ибо казнь одна была для всех и для князей ваших. Сделайте же изображения техорим ваших и изображения мышей ваших, губящих страну, и воздайте славу Б-гу Исраэйлеву; может быть, Он смягчит руку Свою (наказание) над вами и над Б-гами вашими, и над землею вашею... И возьмите ковчег Г-сподень, и положите его в повозку, а золотые вещи, которые вы принесли Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку от него, и отпустите его, и пусть идет. И смотрите, если через свою границу взойдет он к Бэйт-Шемэшу, то Он сделал нам это великое зло; если же нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас, а постигло нас это случайно. И сделали люди эти так: взяли двух дойных коров и впрягли их в повозку, а телят их заперли дома. И поставили в повозку ковчег Г-сподень и ящик с золотыми мышами и с изображениями своих техорим. И пошли коровы прямо по дороге, по пути к Бэйт-Шемэшу; одною дорогою шли, идя с мычанием, и не отклонялись ни вправо, ни влево; а князья Пелиштимские следовали за ними до границы Бэйт-Шемэша.

- Там же, в главе 7, читаем: "И возвращены были Исраэйлю города, которые взяли Пелиштимляне у Исраэйля, от Экрона до Гата; и освободил Исраэйль пределы их из рук Пелиштимлян"; но в главе 17 объект снова заявлен как вражеский: "И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали Пелиштимлян до входа в Гай и до ворот Экрона. И падали убитые Пелиштимляне по дороге в Шаараим вплоть до Гата и до Экрона".
- С Экроном связан фатальный прокол израильского царя Ахазии (книга Царств II 1). Неудачно упавший монарх послал людей в Экрон, вопросить тамошнее божество Баал-Звува о своих перспективах; по пути посланцы встретили пророка Элиягу и узнали, что теперь точно конец.
- И ещё несколько упоминаний в Иеремии, Амосе, Цфании и Захарии.


(Экрон на фреске 13 века из собора в Ананьи; филистимляне куют "пять техорим золотых и пять мышей золотых"; wiki)

В 712-м ассирийский цар Саргон II осадил и взял Экрон. После смерти Саргона (705) новые вассалы Ассирии повидимому решили, что можно повернуть колесо истории вспять - и оказались неправы. Читателю наверняка известен иудейский взгляд на эти события, записанный в книге Царств II 18-19 и Хрониках II 32 - Сенаххериб "наехал" (701), но благодаря праведности царя Хизкиягу всё кончилось хорошо. В ассирийском изложении эта история выглядит несколько иначе, и Экрону в ней тоже находится место (а то с чего бы я её вспоминал). Мол, жители Экрона свергли верного Ассирии царя Пади, выдали его Хизкиягу и обратились за поддержкой к загранице; Сенаххериб пришёл, заграницу отогнал, смутьянов казнил, Иудею покошмарил, Хизкиягу осадил, вынудил заплатить выкуп и вернуть Пади, которого (и других лояльных вассалов) вознаградил частью экс-иудейских земель:

А у наместников, князей и людей города Экрона, которые Пади, их царя, принесшего союзническую присягу стране Ашшур, бросили в железные оковы и выдали его Хизкии, иудею, поступив враждебно и грешно, устрашились сердца их. Царей Египта, лучников, колесничих, конников царя Эфиопии — силы бесчисленные — призвали они против меня и те пошли им па помощь. В окрестностях города Альтакку предо мной ряды их были выстроены, и они точили свое оружие. Могуществом Ашшура, моего владыки, я сразился с ними и нанес им поражение. Колесничих и воинов царя египетского и колесничих царя эфиопского живьем в разгаре сражения захватили руки мои. Города Альтакку и Тампу я осадил, взял, захватил их добро. Я подступил к Экрону, правителей и князей, которые согрешили, я убил и трупы их повесил па кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону. Остатки их, не несущие на себе греха и преступления тех, кто неповинен, я велел пощадить. Пади, их царя, из Иерусалима я вывел и на трои владычества над ними посадил и дань моему владычеству наложил на него. А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, при-движением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил па них. Он же, Хизкия — ужасные блески моего владычества ниспровергли его, и вспомогательных воинов (?) и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тропами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом — всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал. И для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца.

В общем, ТАНАХ не акцентирует внимание на том, что из этой передряги иудейское царство вышло изрядно потрёпанным и измельчавшим; а Сенаххериб делает вид, что нафик ему не был нужен этот Иерусалим...

Ещё одно возможно релевантное упоминание есть в ассирийской надписи, повествующей о взятии Синаххерибом Азеки. После фрагмента, посвящённого собственно Азеке, автор продолжает:

(11) ...a royal [city] of the Philistines, which H[ezek]iah had captured and strengthened for himself...
(12) ...like a tree [standing out on a ridge ?...
(13) ...surrounded with great [to]wers and exceedingly difficult [its ascent ?
(14) ...palace like a mountain was barred in front of them and high is [its top ?
(15) ...it was dark and the sun never shone on it, its waters were situated in darkness and [its] overflow...
(16) ...its [mou]th was cut with axes and a moat was dug around it...
(17) [...warriors] skilled in battle he caused to enter into it, their weapons be bound (on them) to [offer battle...
(18) ...I caused the warriors of Amurru, all of them, to carry earth...
(19) ...against them. In the ninth time the great ... of his wall like a pot [of clays I smashed ?
(20) [cattle and she]ep I carried out of its midst [and counted as] spoil...


Название города в строчке 11 безнадёжно испорчено. Надав Нааман полагает, что речь может идти только об Экроне, хотя признаёт, что есть с такой расшифровкой некоторые проблемы... Ну, и конечно есть в ассирийских анналах более скучная информация - скажем о том, как сперва Асархаддон, а потом Ашшурбанипал обложили царя Экрона Икаусу данью.


(Осада Экрона на рельефе Саргона II)

Дальше информации немного.Согласно первой книге Маккавеев 10:89 и 13-й книге Иудейских древностей, в 147-м селевкиды (в лице Александра Баласа) передали хасмонеям (в лице Йонатана) "Аккарон и всю область его". Ещё несколько сот лет спустя объект отметился у Евсевия в качестве большой еврейской деревни; и ещё позже попал на карту из Медвы.

Современным исследователям далеко не сразу удалось идентифицировать Экрон; среди ранних идей были деревни Акир (Робинсон), Зикрин (Макалистер) и Катра (Олбрайт). Среди локаций, которыми занимался Олбрайт, был холм Тель Микне (Хирбет эль-Муканна); в 1924-м Олбрайт осмотрел его и предложил разместить в северо-восточной части холма Элтекэй из надела колена Дана (Иегошуа 19:44), он же упомянутый Синаххерибом (см. выше) Альтакку. В 1948-м к юго-западу от холма был вторично основан кибуц Ревадим (первая его инкарнация - в блоке Эцион, 1947 - сгинула в войну за независимость); и в какой-то момент в Управление Древностей поступил сигнал от кибуцника Натана Эйдлина, что всякие интересности есть не только на вершине холма, но и внизу. В 1957-м Йосеф Наве провёл повторный осмотр локации; обнаружил что да, город там когда-то был нехилый; и впервые совместил Тель Микне с Экроном. В 1981-96 Труде Дотан (Еврейский Университет) и Сеймур Гитин (Albright Institute of Archaeological Research) раскопали холм и в ходе последнего сезона нашли надпись, гласящую:

The temple (which) he built, 'kys son of Padi, son of Ysd, son of Ada, son of Ya'ir, ruler of Ekron, for Pt[ ]yh his lady, may she bless him, and prot[ec]t him, and prolong his days, and bless his [l]and.

Помимо Экрона, надпись упоминает уж знакомое нам имя Пади и вероятно Икаусу ('kys); кстати, по ТАНАХУ похожее имя носит царь Гата (Ахиш). Так что теперь оспаривать идентификацию Экрона с Тель Микне сложно... Интересно, что кроме Икаусу (возможно означающего "ахеец"), все имена в надписи семитские; филистимляне, видимо, уже порядком оближневосточились. Нааман обращает внимание и на то, что Икаусу указал целых четыре поколения своих предков, притом что обычно ограничивались одним-двумя. Почему так? Возможно, теоретизирует Нааман, его дед и прадед не были царями, а Пади был посажен на трон Саргоном; и Икаусу хотел подчеркнуть, что его род таки восходит к стародавним правителям города. Впрочем, это так, догадка. Что за Pt...yh неясно, некоторые усматривают связь с греческим культом Геи.

Накопали Дотан и Гитин следующее:
- Керамику из халколита и ранней бронзы.
- Поселение средней бронзы (17-16 века), как на "северо-восточном акрополе" (зона I на плане ниже), так и в "нижнем городе". В зонах III и X нашли фундамент опоясывавших поселение укреплений.
- Поселение поздней бронзы (16-12 века), ограниченное 10 акрами акрополя и видимо неукреплённое; в конце концов сгорело. Среди находок - египетская печать, скарабеи, импортная (кипрская и микенская) керамика и уничтоженный пожаром склад, где хранились кувшины с зерном, чечевицей и фигами.
- Филистимлянский город, опять большой, акров на 50; основан около 1175 до нашей эры; уничтожен около 975, подозревается фараон Сиамун или евреи. Стена из необожжённого кирпича, мегароноподобные строения, культовые помещения, очаги, характерная филистимлянская керамика в основном местного производства, итд.
- Городок железа II, опять только на акрополе. Необожжённая кирпичная стена, 7-метровой ширины башня из того же материала, облицованная камнем, строения, улицы...
- После ассирийского завоевания объект опять стал расти, и дорос акров до 75; но ближе к концу 7 века ассирийцы стали уже не те и ушли из наших палестин; после короткого египетского контроля Экрон сожгли ещё раз, на этот раз Навуходоносор (604). Городская стена с воротами (зона III), храмовый комплекс (в котором и обнаружили вышеупомянутую надпись; зона IV) и прочие строения, каменные алтари, масса посуды, большое количество ткацких грузил и 115 маслобоен общей производительностью 500-1000 тонн в год.
- Единственное строение 6 века в зоне III.
- Римско-византийско-исламское присутствие в зонах IV и V.

Раньше в Ревадим был музей, посвящённый Экрону, и в сети в качестве хранителя музея упоминается тот самый Натан Эйдлин. Но говорят, что музей был малопосещаем и некоторое время назад его закрыли.



Мы едем, едем, едем...



Иногда останавливаемся и Кучер ненадолго переквалифицируется в понтифика... то бишь в строителя мостов:



"Уф ! Наконец достигли мы..."



Нечто маслодавильное ?



Это точно маслодавильни:





Разбитое корыто ?



Дальше, мимо очередной маслодавильни:



Колодец и какое-то строение:



Колодец явно современный, во всяком случае в последней инкарнации; имеют ли археологи что сказать об инкарнациях предыдущих, я не знаю.





Каменюка рядом:



Крупный план строения; тоже, полагаю, не железный век:



Вот теперь "Уф ! Наконец достигли мы ворот Экрона". Городская стена:



Ворота:







Оглядываемся на колодец:



Теперь на холме, как видно, пчеловодствуют понемногу:



Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Tel Miqne-Ekron Summary of Fourteen Seasons of Excavation 1981-1996 and Bibliography 1982-2012
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, Supplementary Volume 5
Ekron under the Assyrian and Egyptian Empires By Nadav Na'aman
Sennacherib's "Letter to God" on His Campaign to Judah By Nadav Naʼaman (from Ancient Israel and Its Neighbors: Interaction and Counteraction)
Jewishvirtuallibrary.org
Tags: крепости, фотоотчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments