(Опять с nehag_sus)
- Подводя итоги деятельности Иегошуа бин Нуна, автор одномённой книги не преминул отметить, что план завоевания Ханаана ещё не выполнен до конца; и среди прочих недозахваченных - "пять князей пелиштимских: азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский" (13:3). Про Ашдод, Ашкелон и Гат я уже писал давным-давно; с Газой придётся подождать; так что сегодня - очередь Экрона.
- В той же книге Иегошуа Экрон упоминается в главе 15 как часть надела Иуды и в главе 19 как часть надела Дана.
- После смерти Иегошуа "покорил Йеуда Азу с пределами ее, и Ашкелон с пределами его, и Экрон с пределами его" (Судьи 1:18); интересно, но в Септуагинте наоборот, не вышло у него с этими городами.
- В Шмуэль I 4-6 филистимляне одержали победу над израильтянами при Эвен-Эзер, захватили ковчег завета и поставили его сперва в Ашдоде, потом в Гате и наконец в Экроне; результатом всякий раз были неприятности, от разрушения идола Дагона до эпидемии "тхорим" (в современном иврите это слово означает геморрой).
И призвали Пелиштимляне жрецов и чародеев, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? Скажите нам, как отослать нам его в место его? И сказали те: если вы отсылаете ковчег Б-га Исраэйлева, то не отсылайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, почему не оставляет вас рука Его. И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? И те сказали: по числу князей Пелиштимских пять техорим золотых и пять мышей золотых, ибо казнь одна была для всех и для князей ваших. Сделайте же изображения техорим ваших и изображения мышей ваших, губящих страну, и воздайте славу Б-гу Исраэйлеву; может быть, Он смягчит руку Свою (наказание) над вами и над Б-гами вашими, и над землею вашею... И возьмите ковчег Г-сподень, и положите его в повозку, а золотые вещи, которые вы принесли Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку от него, и отпустите его, и пусть идет. И смотрите, если через свою границу взойдет он к Бэйт-Шемэшу, то Он сделал нам это великое зло; если же нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас, а постигло нас это случайно. И сделали люди эти так: взяли двух дойных коров и впрягли их в повозку, а телят их заперли дома. И поставили в повозку ковчег Г-сподень и ящик с золотыми мышами и с изображениями своих техорим. И пошли коровы прямо по дороге, по пути к Бэйт-Шемэшу; одною дорогою шли, идя с мычанием, и не отклонялись ни вправо, ни влево; а князья Пелиштимские следовали за ними до границы Бэйт-Шемэша.
- Там же, в главе 7, читаем: "И возвращены были Исраэйлю города, которые взяли Пелиштимляне у Исраэйля, от Экрона до Гата; и освободил Исраэйль пределы их из рук Пелиштимлян"; но в главе 17 объект снова заявлен как вражеский: "И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали Пелиштимлян до входа в Гай и до ворот Экрона. И падали убитые Пелиштимляне по дороге в Шаараим вплоть до Гата и до Экрона".
- С Экроном связан фатальный прокол израильского царя Ахазии (книга Царств II 1). Неудачно упавший монарх послал людей в Экрон, вопросить тамошнее божество Баал-Звува о своих перспективах; по пути посланцы встретили пророка Элиягу и узнали, что теперь точно конец.
- И ещё несколько упоминаний в Иеремии, Амосе, Цфании и Захарии.
(Экрон на фреске 13 века из собора в Ананьи; филистимляне куют "пять техорим золотых и пять мышей золотых"; wiki)
В 712-м ассирийский цар Саргон II осадил и взял Экрон. После смерти Саргона (705) новые вассалы Ассирии повидимому решили, что можно повернуть колесо истории вспять - и оказались неправы. Читателю наверняка известен иудейский взгляд на эти события, записанный в книге Царств II 18-19 и Хрониках II 32 - Сенаххериб "наехал" (701), но благодаря праведности царя Хизкиягу всё кончилось хорошо. В ассирийском изложении эта история выглядит несколько иначе, и Экрону в ней тоже находится место (а то с чего бы я её вспоминал). Мол, жители Экрона свергли верного Ассирии царя Пади, выдали его Хизкиягу и обратились за поддержкой к загранице; Сенаххериб пришёл, заграницу отогнал, смутьянов казнил, Иудею покошмарил, Хизкиягу осадил, вынудил заплатить выкуп и вернуть Пади, которого (и других лояльных вассалов) вознаградил частью экс-иудейских земель:
А у наместников, князей и людей города Экрона, которые Пади, их царя, принесшего союзническую присягу стране Ашшур, бросили в железные оковы и выдали его Хизкии, иудею, поступив враждебно и грешно, устрашились сердца их. Царей Египта, лучников, колесничих, конников царя Эфиопии — силы бесчисленные — призвали они против меня и те пошли им па помощь. В окрестностях города Альтакку предо мной ряды их были выстроены, и они точили свое оружие. Могуществом Ашшура, моего владыки, я сразился с ними и нанес им поражение. Колесничих и воинов царя египетского и колесничих царя эфиопского живьем в разгаре сражения захватили руки мои. Города Альтакку и Тампу я осадил, взял, захватил их добро. Я подступил к Экрону, правителей и князей, которые согрешили, я убил и трупы их повесил па кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону. Остатки их, не несущие на себе греха и преступления тех, кто неповинен, я велел пощадить. Пади, их царя, из Иерусалима я вывел и на трои владычества над ними посадил и дань моему владычеству наложил на него. А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, при-движением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил па них. Он же, Хизкия — ужасные блески моего владычества ниспровергли его, и вспомогательных воинов (?) и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тропами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом — всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал. И для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца.
В общем, ТАНАХ не акцентирует внимание на том, что из этой передряги иудейское царство вышло изрядно потрёпанным и измельчавшим; а Сенаххериб делает вид, что нафик ему не был нужен этот Иерусалим...
Ещё одно возможно релевантное упоминание есть в ассирийской надписи, повествующей о взятии Синаххерибом Азеки. После фрагмента, посвящённого собственно Азеке, автор продолжает:
(11) ...a royal [city] of the Philistines, which H[ezek]iah had captured and strengthened for himself...
(12) ...like a tree [standing out on a ridge ?...
(13) ...surrounded with great [to]wers and exceedingly difficult [its ascent ?
(14) ...palace like a mountain was barred in front of them and high is [its top ?
(15) ...it was dark and the sun never shone on it, its waters were situated in darkness and [its] overflow...
(16) ...its [mou]th was cut with axes and a moat was dug around it...
(17) [...warriors] skilled in battle he caused to enter into it, their weapons be bound (on them) to [offer battle...
(18) ...I caused the warriors of Amurru, all of them, to carry earth...
(19) ...against them. In the ninth time the great ... of his wall like a pot [of clays I smashed ?
(20) [cattle and she]ep I carried out of its midst [and counted as] spoil...
Название города в строчке 11 безнадёжно испорчено. Надав Нааман полагает, что речь может идти только об Экроне, хотя признаёт, что есть с такой расшифровкой некоторые проблемы... Ну, и конечно есть в ассирийских анналах более скучная информация - скажем о том, как сперва Асархаддон, а потом Ашшурбанипал обложили царя Экрона Икаусу данью.
(Осада Экрона на рельефе Саргона II)
Дальше информации немного.Согласно первой книге Маккавеев 10:89 и 13-й книге Иудейских древностей, в 147-м селевкиды (в лице Александра Баласа) передали хасмонеям (в лице Йонатана) "Аккарон и всю область его". Ещё несколько сот лет спустя объект отметился у Евсевия в качестве большой еврейской деревни; и ещё позже попал на карту из Медвы.
Современным исследователям далеко не сразу удалось идентифицировать Экрон; среди ранних идей были деревни Акир (Робинсон), Зикрин (Макалистер) и Катра (Олбрайт). Среди локаций, которыми занимался Олбрайт, был холм Тель Микне (Хирбет эль-Муканна); в 1924-м Олбрайт осмотрел его и предложил разместить в северо-восточной части холма Элтекэй из надела колена Дана (Иегошуа 19:44), он же упомянутый Синаххерибом (см. выше) Альтакку. В 1948-м к юго-западу от холма был вторично основан кибуц Ревадим (первая его инкарнация - в блоке Эцион, 1947 - сгинула в войну за независимость); и в какой-то момент в Управление Древностей поступил сигнал от кибуцника Натана Эйдлина, что всякие интересности есть не только на вершине холма, но и внизу. В 1957-м Йосеф Наве провёл повторный осмотр локации; обнаружил что да, город там когда-то был нехилый; и впервые совместил Тель Микне с Экроном. В 1981-96 Труде Дотан (Еврейский Университет) и Сеймур Гитин (Albright Institute of Archaeological Research) раскопали холм и в ходе последнего сезона нашли надпись, гласящую:
The temple (which) he built, 'kys son of Padi, son of Ysd, son of Ada, son of Ya'ir, ruler of Ekron, for Pt[ ]yh his lady, may she bless him, and prot[ec]t him, and prolong his days, and bless his [l]and.
Помимо Экрона, надпись упоминает уж знакомое нам имя Пади и вероятно Икаусу ('kys); кстати, по ТАНАХУ похожее имя носит царь Гата (Ахиш). Так что теперь оспаривать идентификацию Экрона с Тель Микне сложно... Интересно, что кроме Икаусу (возможно означающего "ахеец"), все имена в надписи семитские; филистимляне, видимо, уже порядком оближневосточились. Нааман обращает внимание и на то, что Икаусу указал целых четыре поколения своих предков, притом что обычно ограничивались одним-двумя. Почему так? Возможно, теоретизирует Нааман, его дед и прадед не были царями, а Пади был посажен на трон Саргоном; и Икаусу хотел подчеркнуть, что его род таки восходит к стародавним правителям города. Впрочем, это так, догадка. Что за Pt...yh неясно, некоторые усматривают связь с греческим культом Геи.
Накопали Дотан и Гитин следующее:
- Керамику из халколита и ранней бронзы.
- Поселение средней бронзы (17-16 века), как на "северо-восточном акрополе" (зона I на плане ниже), так и в "нижнем городе". В зонах III и X нашли фундамент опоясывавших поселение укреплений.
- Поселение поздней бронзы (16-12 века), ограниченное 10 акрами акрополя и видимо неукреплённое; в конце концов сгорело. Среди находок - египетская печать, скарабеи, импортная (кипрская и микенская) керамика и уничтоженный пожаром склад, где хранились кувшины с зерном, чечевицей и фигами.
- Филистимлянский город, опять большой, акров на 50; основан около 1175 до нашей эры; уничтожен около 975, подозревается фараон Сиамун или евреи. Стена из необожжённого кирпича, мегароноподобные строения, культовые помещения, очаги, характерная филистимлянская керамика в основном местного производства, итд.
- Городок железа II, опять только на акрополе. Необожжённая кирпичная стена, 7-метровой ширины башня из того же материала, облицованная камнем, строения, улицы...
- После ассирийского завоевания объект опять стал расти, и дорос акров до 75; но ближе к концу 7 века ассирийцы стали уже не те и ушли из наших палестин; после короткого египетского контроля Экрон сожгли ещё раз, на этот раз Навуходоносор (604). Городская стена с воротами (зона III), храмовый комплекс (в котором и обнаружили вышеупомянутую надпись; зона IV) и прочие строения, каменные алтари, масса посуды, большое количество ткацких грузил и 115 маслобоен общей производительностью 500-1000 тонн в год.
- Единственное строение 6 века в зоне III.
- Римско-византийско-исламское присутствие в зонах IV и V.
Раньше в Ревадим был музей, посвящённый Экрону, и в сети в качестве хранителя музея упоминается тот самый Натан Эйдлин. Но говорят, что музей был малопосещаем и некоторое время назад его закрыли.
Мы едем, едем, едем...
Иногда останавливаемся и Кучер ненадолго переквалифицируется в понтифика... то бишь в строителя мостов:
"Уф ! Наконец достигли мы..."
Нечто маслодавильное ?
Это точно маслодавильни:
Разбитое корыто ?
Дальше, мимо очередной маслодавильни:
Колодец и какое-то строение:
Колодец явно современный, во всяком случае в последней инкарнации; имеют ли археологи что сказать об инкарнациях предыдущих, я не знаю.
Каменюка рядом:
Крупный план строения; тоже, полагаю, не железный век:
Вот теперь "Уф ! Наконец достигли мы ворот Экрона". Городская стена:
Ворота:
Оглядываемся на колодец:
Теперь на холме, как видно, пчеловодствуют понемногу:
Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Tel Miqne-Ekron Summary of Fourteen Seasons of Excavation 1981-1996 and Bibliography 1982-2012
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, Supplementary Volume 5
Ekron under the Assyrian and Egyptian Empires By Nadav Na'aman
Sennacherib's "Letter to God" on His Campaign to Judah By Nadav Naʼaman (from Ancient Israel and Its Neighbors: Interaction and Counteraction)
Jewishvirtuallibrary.org