(По следам прогулки с "амитим ле-тиюлим")
Как я уже писал когда-то, в ПМВ турки проложили 1050-миллиметровую железнодорожную дорогу из Афулы (на "дороге долины", связанной с хиджазской) через Тулкарем в Лод (на линии Яффа - Иерусалим). От Тулкарема дополнительное ответвление вело в сторону Хадеры; там рубили лес на шпалы и дрова. Потом дорогу прибрали к рукам британцы; они переделали линию Лод - Тулкарем - Хадера на стандартную 1435-миллиметровую колею и соединили с Хайфой. Ветка Афула - Тулкарем осталась узкоколейкой; то ли потому, что на ней был тоннель, не рассчитанный на британскую колею; то ли потому, что "дорогу долины" тоже переделывать не стали; в Тулкареме, стало быть, приходилось делать пересадку. Туррет пишет, впрочем, что 5-км отрезок ветки, от Тулкарема до каменоломни Нур аш-Шамс, снабдили двойной 1050/1435-мм колеёй.
С 1948-го, естественно, железная дорога Афула - Тулкарем стала неактуальной, и в 1960-е была разобрана иорданцами. Касательно же линии Лод - Хадера, после прекращения огня в 1949-м она почти полностью оказалась по израильскую сторону границы; исключение составил небольшой отрезок возле Тулкарема, и потому в августе того же года была проложена объездная колея чуть западнее. Потом проложили новую железную дорогу ближе к берегу, и в 1969-м старую линию закрыли; сегодня используется лишь небольшая её часть, а остальное разобрано нафик; говорят, рельсы пошли служить сионизму на линии Бар Лева.
Сегодня мы виртуально побываем на той самой заброшенной в войну за независимость станции Тулкарем, теперь на территории промзоны Ницаней Шалом; и заодно увидим ещё пару мест - британский мемориал к северо-востоку от промзоны и железнодорожный мост через речку Теэним к юго-западу от неё же, оставшийся на израильской территории и использовавшийся до 1969-го.
В качестве иллюстрации к вышеизложенному - карта османских железных дорог в ПМВ:
(wiki)
Сперва за забор, к британскому мемориалу времён ПМВ. Тулкарем был взят британцами 19 сентября 1918-го в ходе так называемой "битвы при Мегидо". Основной экшн имел место при прорыве турецкой обороны намного южнее, и сам город был занят 60-й лондонской дивизией после лишь незначительного сопротивления. К западу от города некоторое время существовало военное кладбище, но позже основную массу погибших вроде бы перезахоронили в Хайфе, и от кладбища остался небольшой мемориал.
По пути:
Почти на месте:
Согласно надписям на пирамидке, здесь похоронены три индийских солдата, 80 египетских рабочих (уж не железной ли дорогой ли они занимались ?), один немец (точно железнодорожник) и семь турок; имена указаны только для двух индусов и немца.
Теперь обратно к промзоне и через неё - к станции. Здание со сторожевой будкой наверху; будка, надо полагать, британская. Чтобы не путаться в дальнейшем, присвоим этому зданию номер 1.
Народ, конечно, полез наверх:
Здесь была армия:
Следы былой роскоши:
Так вот ты какой, Тулкарем:
В будку:
"Эдинбург":
Дальше некуда:
К западу от номера 1 видим два похожих двухэтажных здания; назовём северное 2 а южное 3. Итак, номер 2:
Туалет:
Номер 3:
Наверх:
Писишка
Ну, а это - ещё чуть западнее - пусть будет номер 4:
Водонапорная башня к северу от станции; сейчас она расположена на территории какого-то завода по производству каких-то металлических ёмкостей:
Аэрофотоснимок станции, 1918:
Станция в 1917-19 в различных ракурсах. С севера:
С северо-востока:
С юга:
Видим водонапорную башню и здания 2 и 3. Номер 1 ещё не построен. Но зато к югу от башни и к западу от зданий 2 и 3 стояло двучэтажное здание, ныне разрушенное. Вероятно, здание 4 - это его уцелевшее северное крыло. Вот ещё две фотографии "пропавшего" здания, с западной и восточной сторон соответственно:
Дальше - по машинам и к железнодорожному мосту через речку Теэним. На заднем плане - шоссе номер 6.
Пришли:
Выглядит речка так себе, а пахнет ещё хуже...
Но вернёмся к мосту:
"Кто-то энд ко, Мидлсборо, Англия":
По другую сторону забора - вроде деревня Ирта; в деревне, к слову, есть мечеть, которую некоторые евреи считают могилой дочерей Иакова; источник традиции неясен.
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Hedjaz Railway By R. Tourret