Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Тулкарем - Железнодорожная станция.



(По следам прогулки с "амитим ле-тиюлим")

Как я уже писал когда-то, в ПМВ турки проложили 1050-миллиметровую железнодорожную дорогу из Афулы (на "дороге долины", связанной с хиджазской) через Тулкарем в Лод (на линии Яффа - Иерусалим). От Тулкарема дополнительное ответвление вело в сторону Хадеры; там рубили лес на шпалы и дрова. Потом дорогу прибрали к рукам британцы; они переделали линию Лод - Тулкарем - Хадера на стандартную 1435-миллиметровую колею и соединили с Хайфой. Ветка Афула - Тулкарем осталась узкоколейкой; то ли потому, что на ней был тоннель, не рассчитанный на британскую колею; то ли потому, что "дорогу долины" тоже переделывать не стали; в Тулкареме, стало быть, приходилось делать пересадку. Туррет пишет, впрочем, что 5-км отрезок ветки, от Тулкарема до каменоломни Нур аш-Шамс, снабдили двойной 1050/1435-мм колеёй.

С 1948-го, естественно, железная дорога Афула - Тулкарем стала неактуальной, и в 1960-е была разобрана иорданцами. Касательно же линии Лод - Хадера, после прекращения огня в 1949-м она почти полностью оказалась по израильскую сторону границы; исключение составил небольшой отрезок возле Тулкарема, и потому в августе того же года была проложена объездная колея чуть западнее. Потом проложили новую железную дорогу ближе к берегу, и в 1969-м старую линию закрыли; сегодня используется лишь небольшая её часть, а остальное разобрано нафик; говорят, рельсы пошли служить сионизму на линии Бар Лева.

Сегодня мы виртуально побываем на той самой заброшенной в войну за независимость станции Тулкарем, теперь на территории промзоны Ницаней Шалом; и заодно увидим ещё пару мест - британский мемориал к северо-востоку от промзоны и железнодорожный мост через речку Теэним к юго-западу от неё же, оставшийся на израильской территории и использовавшийся до 1969-го.

В качестве иллюстрации к вышеизложенному - карта османских железных дорог в ПМВ:


(wiki)

Сперва за забор, к британскому мемориалу времён ПМВ. Тулкарем был взят британцами 19 сентября 1918-го в ходе так называемой "битвы при Мегидо". Основной экшн имел место при прорыве турецкой обороны намного южнее, и сам город был занят 60-й лондонской дивизией после лишь незначительного сопротивления. К западу от города некоторое время существовало военное кладбище, но позже основную массу погибших вроде бы перезахоронили в Хайфе, и от кладбища остался небольшой мемориал.





По пути:







Почти на месте:



Согласно надписям на пирамидке, здесь похоронены три индийских солдата, 80 египетских рабочих (уж не железной ли дорогой ли они занимались ?), один немец (точно железнодорожник) и семь турок; имена указаны только для двух индусов и немца.





Теперь обратно к промзоне и через неё - к станции. Здание со сторожевой будкой наверху; будка, надо полагать, британская. Чтобы не путаться в дальнейшем, присвоим этому зданию номер 1.



Народ, конечно, полез наверх:



Здесь была армия:



Следы былой роскоши:





Так вот ты какой, Тулкарем:





В будку:



"Эдинбург":



Дальше некуда:



К западу от номера 1 видим два похожих двухэтажных здания; назовём северное 2 а южное 3. Итак, номер 2:







Туалет:



Номер 3:











Наверх:





Писишка времён британского мандата:



Ну, а это - ещё чуть западнее - пусть будет номер 4:





Водонапорная башня к северу от станции; сейчас она расположена на территории какого-то завода по производству каких-то металлических ёмкостей:



Аэрофотоснимок станции, 1918:



Станция в 1917-19 в различных ракурсах. С севера:



С северо-востока:



С юга:





Видим водонапорную башню и здания 2 и 3. Номер 1 ещё не построен. Но зато к югу от башни и к западу от зданий 2 и 3 стояло двучэтажное здание, ныне разрушенное. Вероятно, здание 4 - это его уцелевшее северное крыло. Вот ещё две фотографии "пропавшего" здания, с западной и восточной сторон соответственно:





Дальше - по машинам и к железнодорожному мосту через речку Теэним. На заднем плане - шоссе номер 6.



Пришли:









Выглядит речка так себе, а пахнет ещё хуже...



Но вернёмся к мосту:







"Кто-то энд ко, Мидлсборо, Англия":



По другую сторону забора - вроде деревня Ирта; в деревне, к слову, есть мечеть, которую некоторые евреи считают могилой дочерей Иакова; источник традиции неясен.



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Hedjaz Railway By R. Tourret
Tags: железные дороги, мемориалы, мосты, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Недонамерок 2.

    Обкатка КШМ Офек на базе сначала Меркавы 2, а потом 3 идёт уже давно. 3 июня "войска технологии и логистики" представили переделку Меркавы 3,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Недонамерок 2.

    Обкатка КШМ Офек на базе сначала Меркавы 2, а потом 3 идёт уже давно. 3 июня "войска технологии и логистики" представили переделку Меркавы 3,…