Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

О британском вкладе в разработку Меркавы.

Chieftain-israel-1967-f-1

Если я правильно понимаю, ещё в начале 60-х, когда Израиль покупал в Великобритании очередную партию Центурионов, стороны проявляли заинтересованность в сделке по будущему танку Chieftain, тогда ещё в разработке. К середине десятилетия британцы новую машину практически допилили; а в Израиле как раз всерьёз решили наладить лицензионное производство танков, и после рассмотрения кандидатуры AMX-30 остановились на Чифтене. В начале 1967-го два экземпляра были отправлены в наши края на обкатку (операция Hotshot 2), проходившую в районе Нахаль Цин в Негеве. Вскоре случилась Шестидневная война; Дунстан приводит историю о том, что британский МИД прислал требование срочно отодвинуть их танки от границы, а то как бы кто-нибудь чего не подумал; на что израильтяне якобы ответили в духе "не волнуйтесь, мы отодвинули границы" (звучит как байка, но автор, вроде, вполне серьёзен). Так или иначе, сотрудничество продолжилось; в декабре 1967-го и феврале 1968-го прибыли ещё две пары танков, усовершенствованных для использования в условиях пустыни (операции Rissole 1 и 2 соответственно). Но в 1969-м давление со стороны арабских стран привело к отмене сделки и отзыву танков. Таль пишет, что поворот на 180 градусов был поначалу встречен в Израиле с пониманием, но потом всплыла информация, что принципиальное решение не продавать Чифтены Израилю было принято гораздо раньше, и островитяне просто не спешили информировать партнёра (тем временем продолжая скармливать ему подержанные Центурионы). В порядке догадки - возможно, одной из причин скрытности было желание "позволить" АОИ помочь в вылизывании продукта, тем более что планировалась его поставка кое-каким клиентам со сходным климатом. Так или иначе, после срыва сделки сионисты пораскинули мозгами и решили делать свой танк...

НГШ Рабин и главный танкист Таль позируют на фоне Чифтена, 1967:



Вроде тоже у нас:

Chieftain-israel-prfb-1

Самым массовым покупателем Чифтена стал Иран (около 900 штук, плюс 41 БРЭМ и 14 мостоукладчиков):









Кроме того, в Иране наладили производство мало чем отличающейся машины, поименованной Мобарез (воин):



2016:



На ремонте, 2017:

Chieftain-repair-iran-2017-inlj-1

Chieftain-repair-iran-2017-inlj-3

Chieftain-repair-iran-2017-inlj-2

Chieftain-repair-iran-2017-inlj-4

Ещё одним клиентом стал Кувейт (175 штук); Чифтены 35-й бригады принимали участие в короткой войне с Ираком и большей частью были выведены из строя...



...а меньшей пересекли границу Саудовской Аравии:





То ли экс-иранские, то ли экс-кувейстские машины на иракских танкокладбищах, обильно украшенные американскими граффити:









Видимо, часть трофеев Саддам выдал иранской оппозиции:




(АФП, 2003)

Вроде около 2015-го в Ираке приступили к восстановлению Чифтенов (см. 1,2):

Chieftain-repaired-iraqi-army-c2015-inlj-1

Chieftain-AMX-10P-iraqi-army-mosul-2016-spz-1

Chieftain-repaired-iraq-c2016-inlj-2

И ещё об Иране. Для такого важного клиента был специально сделан вариант с более мощным двигателем, другой трансмиссией и прочими изменениями, названный Шир (лев) 1; шли работы над следующим вариантом, Шир 2. Однако поставки первого были сорваны исламской революцией, и в итоге машины отправились в Иорданию, где получили обозначение Халид (274 штуки); кроме того, Иордания получила порядка 90 экс-иранских машин из Ирака. Наработки же по Шир 2 британцы использовали в Челленджере.





И (чисто для полноты картины) 27 Чифтенов купил Оман:


(wiki, 1981)

Ссылки:
Chieftain Main Battle Tank 1965-2003 By Simon Dunstan
Military-quotes.com
Tags: великобритания, израиль, иордания, иран, кувейт, оман, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments