Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Soldiering on.


(Архив Пальмаха)

Танк М4А2 "Шерман" стал первым, переданным английскими солдатами 14 мая 1948 г. (день провозглашения Независимости Израиля) в руки представителей "Хагана" ... Ещё один такой танк найден на свалке металлолома летом 1948 г., а с ноября 1948 г. начали поступать 30 М4А1 (со 105-мм гаубицей М4), купленные в Италии. Все эти танки были по сути металлоломом с неисправной ходовой частью, без пулемётов, оптики, средств связи и т.п., но главное - с выведенным из строя орудием (затвор снят, в стволе автогеном проделаны отверстия). Лишь 4 "Шермана" были полностью восстановлены до конца войны, ещё 5 были на ходу, но без пушек и использовались как учебные и тягачи.

На ноябрь 1949 г. на ходу было 14 танков "Шермана", но только 4 из них имели пушки - три 75-мм танковую пушку М3 и один - 75-мм полевую пушку Круппа. В дальнейшем пушки Круппа были установлены ещё на 5 "Шерман". И только в середине 1950 г., после закупки 50 пушек М3 во Франции, появилась возможность завершить ремонт "итальянских" танков. Все 6 "Шерман", ранее вооружённые пушкой Круппа, были перевооружены на гаубицы М4.

В феврале 1949 г. в Италии были куплены как металлолом ещё 41 "Шерман". Однако попытка вывести их в ноябре 1949 г. не удалась, танки были конфискованы, а Израиль получил денежную компенсацию. В конце 1950 г. в Израиль прибыли 14 "Шерман", купленных на Филипинах. 12 из них были М4А3 с 8-цилиндровым V-образным двигателем "Форд", мощностью 500 л.с., в то время как на почти всех более ранних "Шерман" АОИ стоял звёздообразный двигатель "Континенталь" R-975 мощностью 350 л.с. (в АОИ данный двигатель сокращённо называли "Конт"). Два других были М4А1 с двигателями "Континенталь". В 1951 г. во Франции были куплены 40 "Шерман" модели М4А4 с пушками М3, но с двигателем R-975. Первые 7 из них прибыли в декабре 1951 г., остальные - до конца 1952 г. Если на начало 1951 г. в АОИ имелся 31 исправный танк "Шерман" (26 с пушкой М3 и 5 с "Крупп"; кроме того, 1 танк с М4 находился на ремонте), то на конец 1953 г. - 76 (30 "итальянских", 40 "французских" и 6 "филипинских", все с М3).

В начале 1954 г. было принято принципиальное решение сосредоточиться на закупках "Шерман" в состоянии металлолома с последующим их ремонтом и модернизацией в Израиле. В августе-сентябре 1954 г. 55 танков были куплены во Франции, в начале 1955 г. из Англии прибыли 10 "Шерман Мораг" (Flail, с минным тралом), ещё 2 таких танка были получены из другого источника. К апрелю 1955 года общее количество неисправных "Шерман" в Израиле составило 121, а в конце августа 1955 г. - 131. Таким образом, вместе с 76 боеспособными танками, Израиль имел 207 "Шерман". Из 131 неисправного танка 2 были по-сути пустыми корпусами, 4 имели дизельный двигатель (т.е. по-видимому были модели М4А2), а 3 были некими гибридами, не поддававшимися точной классификации.

К середине 1956 г. были отремонтированы и переданы в войска 12 "Шерман" с гаубицей М4 (на 26.10.56 их было 13). Кроме того, в АОИ имелось около 70 "Шерман" на ходу, но без пушек - они ожидали модернизации, включавшей установку 75-мм французских пушек М-50. Число танков с пушками М3 выросло незначительно - до 80-82 (на 26.10.56 их было 79, возможно - только исправных). Летом-осенью 1956 г. в Израиль из Франции прибыло 40 "Супер Шерман" (см. ниже) - по 20 20.08.56 и 27.09.56. В конце октября 1956 г. из Франции были получены 48 "Шерман" с 76.2-мм пушками М1 - 17 прибыли 20.10.56, ещё 31 - 27.10.56. Дополнительные 52 танка этого типа (а также 10 танков-бульдозеров и 10 БРЭМ М32) прибыли в ноябре-начале декабря 1956 г.

Всего в 1948-1965 гг. были куплены около 620 танков "Шерман":
1948-9 51
1951-3 61
1954 120
1955 10
1956 160 (Включая танки-бульдозеры и БРЭМ М32)
1957 40
1958 8
1963 49
1964 113
1965 3

До сотни "Шерман" захвачены у Египта в войнах 1956 и 1967 гг. (включая М4/FL10 - "Шерман" с башней FL10 от лёгкого танка АМХ-13). Часть танков, включая большинство трофейных, сразу использовались для переоборудования в самоходные артиллерийские установки, самоходные 160-мм миномёты и др...

После войны было стандартизировано два типа "Шерманов" - танк с 75-мм пушкой М3 и танк огневой поддержки со 105-мм гаубицей М4. Они получили обозначения "Шерман дегем Алеф" (т.е. "Шерман" Мк.1 или Мк.А) и "Шерман дегем Бет" (т.е. "Шерман" Мк.2 или Мк.В) соответственно ("дегем" на иврите означает "модель"). В 1956 г. от этих обозначений отказались и с тех пор танки "Шерман" обозначались в Израиле по типу установленной на них пушки. Различались следующие модели:
- Шерман М-1 - танки М4А1Е3 и М4А1Е8 "Шерман" с 76.2-мм пушкой М1 (см. отдельный пост). Танки модели М4А1Е8, имевшие подвеску HVSS (с горизонтальными пружинами, гусеница шириной 24 дюйма), стали называться "Супер Шерман" М-1 или просто "Супер Шерман".
- Шерман М-3 - с 75-мм пушкой М3.
- Шерман М-4 - со 105-мм гаубицей М4 (см. отдельный пост).
- Шерман М-50 - с 75-мм французской пушкой CN75-50... (см. отдельный пост).
- Шерман М-51 - со 105-мм французской пушкой М-51... (см. отдельный пост).

В 1956 г. на вооружении было до 180 боеготовых "Шерман" моделей М-1, М-3, М-4 и М-50 (всего - 205, причём по-видимому имеются в виду только отремонтированные или прошедшие проверку Службой вооружений образцы, поскольку, как уже было сказано выше, 207 "Шерман" Израиль имел ещё в августе 1955 г., а с тех пор было получено ещё 88, и это не считая танков, прибывших после начала войны). В 1967 г. на вооружении было 515 боеготовых "Шерман" (107 М-1, 231 М-50 и 177 М-51), а всего - 522 танка этого типа. Впрочем, по другому источнику на 04.06.67 в АОИ имелось 494 исправных "Шерман": 146 М-1, 173 М-50 (как "Континенталь", так и "Кеминс") и 175 М-51... В 1973 г. на вооружении был 341 "Шерман" М-50 (только "Кеминс") и М-51, причём точно известно, что уже на 01.01.72 танков М-1 и М-50 "Континенталь" в АОИ не было.

(Waronline)

История первого Шермана в АОИ подробнее раскрыта в другой статье.

Танк, из излишков британской армии, должен был быть уничтожен вместе с ещё 600 боевыми машинами в рамках эвакуации королевских сил из Эрец-Исраэль... танки, хранившиеся на 142-й базе тылового обеспечения британской армии в Тире, возле Хайфы, отвозились по дороге Бейт-Орен - Атлит, и там скатывались в глубокое русло Вади Фалах (ручей Орен). После этого основные узлы танков взрывались, чтобы исключить возможность их восстановления в будущем. Благодаря связям, установленным закупщиками Хаганы в Хайфе с британскими солдатами, занимавшимися уничтожением танков, была достигнута "договорённость", что один танк будет загружен на трейлер в районе Бейт-Орен, а откуда переброшен дальше в Тель-Авив. Трейлер, стоявший на автомобильной свалке в Тель-Авиве из-за отсутствия подходящих шин, был восстановлен специально для этой операции людьми Хаганы, работниками дорожно-строительных компаний "hа-Мегафер" и "Солель Бонэ". Проделав непростой путь, в ходе которого шины лопались одна за другой, трейлер с танком добрался субботним утром 15 мая до автотранспортной мастерской на территории ярмарки {"Базовая мастерская номер 1" Хаганы в Тель Авиве}.

На стадии приёма танка на учёт, решено было дать ему абсолютно "кашерное" имя. Поскольку в тот же день у Шимшона Резника, командира мастерской, родился сын, решено было назвать танк именем новорожденного - "Меир". Гораздо менее празднично настроены были Йосеф (Джо) Крейден и Аркадий Сафрут, осмотревшие танк и пришедшие к неутешительному выводу, что танк к боевому применению негоден, ввиду следующих причин:
1. Даже если будет возможность починить двигатели танка, запчасти для текущего обслуживания отсутствуют.
2. Механизм башни не действует, из-за отсутствия кольца башни.
3. Многих частей просто недостаёт.
Но Генштаб не согласился просто так отказаться от танка, и приказал приложить все усилия к его ремонту и возвращению в строй. Так, с многочисленными импровизациями по ходу дела, на танк была установлена 20 мм зенитная пушка "Испано-Суиза", вставленная в трубу большего диаметра, внешне напоминавшая оригинальную пушку танка.

Первое боевое крещение "Меир" принял утром 3 июня, в ходе атаки бригады "Кармели" на город Дженин. Но танк так и не принял участия в атаке, из-за поломки в механизме сцепления, обнаружившейся сразу после начала движения. В результате, танк был возвращён в Тель-Авив через несколько дней. "Меир", вместе с двумя танками "Кромвель", украденными у британской армии 29 июня 1948 г., составили роту "тяжёлых" танков, вторую роту в 82-м батальоне 8-й бригады, приняли участие во многих операциях во время Войны за Независимость. Впоследствии в состав роты был введён танк М4А3 "Шерман", собственное имя "Тамар". 29 декабря, в ходе операции "Хорев", в бою с египетскими силами к северу от Бир-Лахфан, гусеница "Меира" была повреждена противотанковым огнём, а гусеница "Тамар" порвана в следствии подрыва на мине. 30 декабря танк "Кромвель" отбуксировал "Тамар" в тыл, а "Меир" ввиду невозможности эвакуации был подорван и брошен.

(Waronline)

"Меир":



"Тамар" в Аудже:



Ещё "Тамар" в районе Ауджи:


(Архив Пальмаха)

Вроде тоже Ауджа, и похоже что тоже "Тамар". При этом с одной стороны танка на фото двигатель не Ford GAA (как положено M4A3), a Континенталь (как у M4/M4A1); с другой стороны задняя плита вроде не от M4 (нет характерного выреза), но и не от M4A3 (должна спускаться ниже уровня надгусеничных полок). Взяли M4A3, заменили двигатель и немного обкорнали заднюю плиту ?





Два Шермана и полугусь с 6-фунтовкой в районе Рафиаха; справа, кажется, "Тамар":


(Архив Пальмаха)

В районе Халуцы:


(Архив Пальмаха)

Шерманы 82-го батальона в районе Эль-Ариша:


(Архив Пальмаха)


(Архив Пальмаха)

Макдональд (первый слева) и Фланнаган (четвёртый), уже знакомые нам по истории с похищением Кромвелей:



Шерман и Кромвель:



Два Шермана и Кромвель:

Cromwell-Shermans-idf-4lj-1

Шерман следует за 6-фунтовым хафтрэком и Кромвелем:


(Архив Пальмаха)

Ещё 1948:


(Архив Пальмаха)


(Архив Пальмаха)

1949, парад в Хайфе:

D740-012
(Национальная фотоколлекция)

1949, парад:


(Давид Эльдан)

1951, учения:

D367-037
(Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция)

1952, учения:







1953, парад:



7-я бригада на том же параде:



1954, парад:

D368-073
(Национальная фотоколлекция)

И опять же 7-я бригада:

D368-072
(Национальная фотоколлекция)

1955, парад:


(Моше Придан)

И учения:



1955-59:


(Давид Харрис)

1956, парад в Хайфе:

D726-089
(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)

1956, учения:



D369-011
(Тедди Браунер, Национальная фотоколлекция)

Тоже 1956:



Синай:



D328-139
(Национальная фотоколлекция)

Подбитый израильский (судя по номеру и пулемёту BESA) Шерман:



1957:

D369-010
(Национальная фотоколлекция)


(Национальная фотоколлекция)

Тоже 1957, вывод войск с Синая:

M4-Sherman-Staghound-idf-withdraws-from-sinai-195703-oeh-1

Парад, очевидно в Хайфе, без даты (потому что значащийся в имени файла 1965-й явно неверен):





Израиль был не единственным пользователем Шерманов на Ближнем Востоке. Так, википедия сообщает нам, что Египет уже в 1948-м располгал несколькими экземплярами, и в дальнейшем пополнял запасы в Великобритании (пока не сдружился в середине 50-х с СССР). Последние 30 машин были переданы 20-й палестинской дивизии в Газе и сгинули в 1967-м.

Египетские Шерманы в Каире, 1952:






(AP)

1954:





Подбитый египетский танк, 1956:



Тоже, насколько я понимаю:

M4-Sherman-egyptian-sinai-1956-4lj-1



Ещё жертва синайской кампании, чья-то:


(Давид Рубингер)

Египетские трофеи в Израиле:





В Сирии тоже водились; подробности мне, увы, неизвестны.



Латрун, M4 на водонапорной башне:





Ещё один из латрунских Шерманов; видимо, корпус у него от M4A4, а двигатель от M4A2:


Tags: египет, израиль, сирия, сша, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments