В декабре 1969 г. на военном танкоремонтном заводе начала действовать линия по модернизации танков "Центурион" - замене бензинового двигателя "Метеор" и механической трансмиссии с ручной коробкой передач на дизель "Теледайн Континенталь" AVDS-1790-2AС (модификация AVDS-1790-2A; здесь "С" - от "CENTURION") и гидромеханическую трансмиссию "Аллисон" CD850-6 (затем CD850-6А) с полуавтоматической коробкой передач. Кроме этого, в конструкцию танка вносилось большое количество других изменений. Так, поскольку оригинальный двигатель имел водяное охлаждение, а AVDS-1790-2AС - воздушное, пришлось полностью перестроить моторное отделение - оно было удлинено и приподнято, в результате задняя верхняя часть корпуса танка имеет характерный горб. На надгусеничных полках установлены воздушные фильтры ф. "Дональдсон" в бронированных коробах (в оригинале там находились выхлопные патрубки двигателя). Заменена вся электросистема в корпусе, но сохранены электроприводы башни. Спереди и сзади корпуса установлены фары, как на М48 и М113.
В 1970 г. модернизировано 185 танков, в 1971 г. - 248, 1972 г. - 258, итого 691 (по другому источнику, в 1970 г. и 1971 г. - цифры те же, в 1972 г. - 276, итого 709). Модернизация продолжалась и в 1973-1974 гг., точные данные отсутствуют. В одном из источников говорится, что только за 19 дней войны Судного Дня завод завершил модернизацию 135 "Центурионов". Другой источник сообщает, что к началу войны 1973 г. АОИ имела 787 модернизированных и 222 не модернизированных "Центурион" (итого, 1,009). Они составляли половину израильского танкового парка к началу войны (2,029; в иных источниках встречаются цифры 2,032, "примерно 2,100" и 2,119). Точно известно, то на 01.04.1973 Израиль имел 2,009 танков, в т.ч. 975 "Центурион" (48.5%).
Численность "Центурион" в АОИ после войны 1973 г. различные источники оценивают так: справочник IISS - 900 в 1975-77 гг., 1,000 в 1977-81 гг., 1,100 в 1981-88 гг., 1,080 в 1988-1999 гг., 800 в 1999-2002 гг.; "Джейнз" - 1,100 в 1990-1996 гг., 1,000 (включая тяжёлые БТР на базе "Центурион") - в 1997-99 гг.; JCSS - 1,100 в 1983-1990 гг., 1,050 в 1990-1995 гг., 1,025 в 1996-97 гг., 1,000 в 1999-2001 гг.
21.10.92 состоялась официальная церемония снятия танков "Центурион" с вооружения, но речь шла лишь о регулярных частях. В книге "Энциклопедический словарь войны Судного дня" (стр. 357) утверждается, что "Центурион" сняты с вооружения в 2000 г. Газета "Бамахане hа-шавуа" писала 24.04.2001 и 29.06.2001 о замене "Центурион" в некоторых резервистских частях в 1999-2001 гг. (в первом случае речь шла об одной из резервистских бронетанковых дивизий, во втором - о резервистском танковом батальоне). Снимаемые с вооружения танки переоборудуются в тяжёлые БТР и БРЭМ...
Модернизированный в 1970-1974 гг. (с новым двигателем и трансмиссией) танк получил название "Шот Каль". Дословно это означает "лёгкий Шот", что символизирует возросшую подвижность танка, однако имеет место игра слов - "Каль" - это сокращение от "Континенталь", по названию фирмы-изготовителя двигателя. Различаются следующие модели:
- "Шот Каль" (он же "Шот Каль Алеф", т.е. "Шот Каль" Мк.1 или Мк.A) - начальный модернизированный образец.
- "Шот Каль Бет" (т.е. Мк.2 или Мк.В) - приводы управления башней и пушкой заменены с электрических на гидравлические, такие же, как на танке М48А3. По названию производителя приводов ("Кадилак Гейдж") "Шот Каль Бет" называли ещё и "Шот Каль Кадилак Гейдж". Модернизация Мк.А в Мк.В проходила с середины до конца 70-х гг., по одному из источников общее количество модернизированных машин было невелико, эти танки получила всего 1 бронетанковая бригада.
- "Шот Каль Гимель" (т.е. Мк.3 или Мк.С) - в дополнение к приводам "Кадилак Гейдж" танк получил стабилизатор вооружения фирмы "Ханивел", такой же как на М60А1. Выхлоп выведен назад - 2 характерных патрубка. Динамомашина с силой тока в 300 ампер заменена на генератор с силой тока 650 ампер, т.е. двигатель модифицирован в вариант AVDS1790-2AG (G - от GENERATOR). Впоследствии танк получил навесную динамическую защиту "Блейзер" ф. "Рафаэль" и новые дымовые гранатомёты CL-3030 ф. ИМИ (данные изменения выполнены на всех моделях "Шот"). Есть данные, что "Шот Каль Гимель" получил систему управления огнём (СУО), но подробностей нет. Модернизация Мк.В в Мк.С проходила с конца 70-х по начало 80-х гг.
- "Шот Каль Далет" (т.е. Мк.4 или Мк.D; он же "Барак-Ор") - в дополнение к предыдущим усовершенствованиям, танк получил новую СУО "Барак-Ор" ("Барак" на иврите - "молния", "Ор" - "свет"), включающую ЭВМ (электронный баллистический вычислитель) ф. "Эльбит", оптику и электрооптику ф. "Эль-Оп" (по-видимому, базируется на СУО танка "Меркава Мк.1", известная под коммерческим названием "Матадор Мк.1"). Установлен теплоизоляционный кожух на ствол пушки, пелемёты М1919 "Браунинг-03" заменены на MAG-58. Модернизация Мк.С в Мк.D проходила примерно в 1984-1988 гг.
- "Шот Каль hей" (т.е. Мк.5 или Мк.E) - имеет СУО "Галь" ("Волна"), такую СУО ставили на модернизированные М60А1. Изготовлен только 1 прототип этой модели, в настоящее время он находится в музее бронетанковых войск АОИ в Латруне.
(Waronline)
Модернизация Центурионов в Тель а-Шомере, примерно 1970 (via):
Видим новые фары, "горбатую" крышу МТО и коробки с воздушными фильтрами по бокам последнего:
Готовый экземпляр:
Где-то, когда-то:
Учения 188-й бригады на Голанах, 1971:
В сегодняшнем посте в основном Война Судного Дня:
Вероятно, тогда же:
Сирийский фронт. В начале войны оборону на Голанах держали две танковые бригады, обе с Центурионами - 188-я и только что переброшенная на север 7-я. Часто пишут, что первая держала северный сектор, а вторая южный. Это не совсем точно; поначалу подразделения обеих бригад были разбросаны по всему фронту; уже в ходе боёв было принято решения для большего порядка переподчинить всё, что севернее Кунейтры, 7-й, а всё, что южнее - 188-й. Сирийское наступление в северном секторе, на участке, впоследствии прозванном "долиной слёз", продолжалось до четвёртого дня войны (9-го октября) и закончилось несколько неожиданно, очевидно по приказу сверху; на тот момент в 7-й бригаде оставалось семь танков. В южном секторе сирийцы прорвали фронт в районе Рафида и "нефтяной дороги", но не смогли превратить это в стратегический успех. 10-го октября последние сирийские части были вытеснены с Голан. Героическая оборона в первые дни войны придала Центуриону своего рода легендарный статус в АОИ.
В районе Маале Гамла:
"Нефтяная дорога":
Повреждённый танк в "долине слёз":
Танки 7-й бригады:
Кунейтра:
Танки 679-й бригады:
Тель Ахмар:
Тель Шамс:
Отвод войск, Тель Шамс и Кунейтра, 1974:
Египетский фронт. Здесь в памяти народной больше остались Магахи и большие потери первого этапа войны; и репутация первых изрядно (и ПМСМ большей частью незаслуженно) пострадала ввиду вторых. Впрочем, на долю Центурионов тоже хватило экшна:
По довоенным Центурионы 7-й бригады должны были буксировать к каналу "роликовый мост", но в связи с отбытием бригады на Голаны эта роль досталась Магахам. Центурионы по этому мосту только переправлялись:
С элементами другого, понтонного моста:
И переправа по нему же:
Танк 217-й бригады:
Повреждённые танки:
Подбитые танки, оставшиеся в Суэце:
И ещё где-то у египтян:
Выставка трофеев в Каире:
И ещё - испытания штурмового моста, 1976:
Церемония, 1977:
(Реувен Милон)
Операция Литани, 1978; на втором фото видны крепления для динамической защиты (о которой подробнее в следующем посте):
(Национальная Фотоколлекция, Моше Мильнер)
(Национальная Фотоколлекция, Моше Мильнер)
В том же 1978-м в танковой школе появились инструкторши: