Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Мост Дочерей Иакова.



В процессе выкладывания в ЖЖ результатов своих фотоохот на различные "три с половиной камня в чистом поле" я несколько раз касался окрестностей "Моста Дочерей Иакова" (ивр. Гешер Бнот Яаков, ар. Джиср Банат Якуб), а вот до самого моста руки как-то не доходили. Ну так вот он. Вернее, даже два - на переднем плане (частично скрытый деревом) новый дорожный мост на 91-м шоссе, построенный в 2007-м. На заднем (севернее) виден мост Бейли, по которому шоссе проходило до того.

Существовавший здесь брод через Иордан известен с весьма стародавних времён, поскольку дорога Дамаск - Палестина - Египет, удобных мест для переправы в верховьях Иордана немного и всё такое. Ещё в средние века брод связывали с именем Иакова. Крестоносцы отчего-то решили, что именно здесь Иаков переходил реку, возвращаясь в Эрец Исраэль после двадцатилетнего пребывания у Лавана, и окрестили локацию бродом Иакова (лат. Vadum Iacob или Vadum Jacob). У мусульман существовала традиция, что на этом самом месте Иакову сообщили о прискорбном инциденте с продажей его сына в рабство, и соответственно на названии Байт аль Ахзан (дом скорби). По крайней мере дважды стороны (очевидно, не договорившись об этимологии) устраивали по соседству более-менее масштабные выяснения отношений - в 1157-м Балдуин III благополучно снял осаду Баниаса Нур ад-Дином, но на обратном пути попал в засаду и был сильно бит; при следующем Балдуине, в 1178-м, тамплиеры начали строить здесь замок, однако год спустя Саладин наложил вето.

Логично, чтобы на месте популярного брода рано или поздно появился мост. Кое-где в сети можно прочитать, что таковой существовал ещё в римский период; но похоже, что это чьи-то довольно отфонарные догадки. Впервые "мост Иакова" (Джиср Якуб) упоминает египетский историк Ибн Абд аль-Захир в 1266-м; на рубеже 13-14 веков сирийский географ аль-Димашки отметил "мост Иакова под крепостью Иакова" (Каср Якуб) - вероятно, имеется в виду разрушенный тамплиерский замок ? Мост упоминают и еврейские паломники; так, в итинерарии рабби Мешулама из Вольтерры, изданном в 1481-м - читаем: "из Дамаска я направился в Цфат, что в святой земле, и за 10 миль до Цфата пересёк мост отца нашего Яакова". Аналогично, у рабби Моше Басолы (1521): "я вышел из Цфата в Дамаск, с б-жьей помощью; в 9 милях от Цфата пересекают Иордан по каменному мосту, который называют мостом Яакова; говорят, что там перешёл Яаков, возвращаясь из Харана". Каравансарай в этих местах впервые отмечается в 1444-м. Османский источник 1555/6 годов докладывает о сборе платы за пользование мостом (за год собрали 25 тысяч акче), а другой в 1577-м о наличии здесь конюшни для нужд почтовой службы. В конце 18 века паша Акко Ахмед Джезар починил мост. В 1799-м здесь побывали французские солдаты; и по итогам похода мост и каравансарай, а также место столкновения с турками неподалёку отсюда, отметились у наполеоновского картографа Жакотена.

Bnot-Yaakov-bridge-jacotin-map-1799-1

Когда и почему в названии объекта появились дочери, непонятно. Впервые мы видим этот вариант названия как раз на карте Жакотена - Gesr Benat Iaqoub или Pont des Filles de Jacob. Есть мнение (вроде его впервые озвучил некий священник Б. З. Фридман в 1898-м), что изначально имелись в виду не дочери того самого Иакова, а монахини из монастыря Св. Иакова в Цфате, который (согласно этой версии) кормился из денег, взимавшихся за пользование переправой.

В ПМВ здесь немного постреляли; отступая из Палестины в 1918-м, турки взорвали один пролёт моста и оставили на месте отряд; последний оказал 27-го сентября некоторое сопротивление британцам, но быстро оказался под угрозой окружения и последовал за главными силами. Кресвелл (via Petersen) побывал здесь в 1919-м и оставил нам следующее описание:

Мост из четырёх арок, западная из хороших каменных блоков, вторая взорвана, третья похожа на первую; четвёртая шире, стороны скреплены двумя металлическими балками с S-образными концами, и она очевидно современная. Камни первой и третьей арок большие, многие с грубой серединой и отёсанными полями, золотисто-коричневого оттенка... Между первой аркой и западным берегом есть нерегулярности в кладке, но в других местах она однородная. Кладка первой арки не одинакова по ширине моста, туннель выложен более мелкими камнями. С северной стороны две опоры выполнены в виде буквы V, третья же стоит на длинной полосе земли, делающей это менее важным. Пролёт над четвёртой аркой уже остальных. Ограждение новое, из маленьких базальтовых блоков.

В мандатные времена чуть восточнее сабжа проходила граница между английскими и французскими владениями; посему ещё на пару километров восточнее появилась французская таможня; британцы, насколько я понимаю, держали у моста лишь небольшой пост, таможенников же поселили в Рош Пине. Тем временем продвигалась программа осушения болот в долине Хула; массивные опоры старого арочного моста частично перегораживали русло и мешали нормальному отводу воды; посему в 1933-м Syro Agricultural Company построила однопролётный мост метрах в 300 ниже по течению; и в 1934-м старый мост был снесён; вроде сохранилась небольшая часть восточного пролёта, надо будет поискать. Простоял новый мост гораздо меньше старого - тёмной ночью 16 на 17 июня 1946-го года Хагана взорвала его в порядке борьбы с англосаксонскими колониалистами; всего в ту ночь взлетело на воздух девять (из запланированных одиннадцати) мостов на шоссейных и железных дорогах Палестины. Мандатные власти построили вместо поврежённого мост Бейли. Через полтора года (11 января 1948-го) Хагана разнесла и его тоже; дальше в википедии (со ссылками на местную прессу тех лет) как-то туманно - вроде англичане опять построили, но потом почему-то сами разобрали, но когда в начале июня сирийская армия захватила Мишмар а-Ярден, мост здесь вроде был. В 1949-67 сирийский плацдарм к западу от Иордана являлся демилитаризованной зоной, и время от времени там стреляли. После нашего захвата Голан в 1967-м израильские военные инженеры проапгрейдили или заменили мост Бейли (появился второй ярус "боковин"); а потом был добавлен ещё один, для движения в противоположном направлении. В 2007-м вместо южного моста построили новый бетонный, а северный закрыли для движения.

...А ещё возле моста искали и находили следы деятельности первобытных людей. Начали в 1930-е Дороти Гаррод и Моше Штекелис, продолжил в 1960-е Ицхак Гилад, закончила (на данный момент) в 1989-97 Наама Горен-Инбар. Пишут, что люди объявились там примерно 790 тысяч лет назад; они оставили после себя большое количество простых каменных орудий и свидетельства систематического разведения огня в одних и тех же местах.













Картина английского художника Дэниела Орме на основании рисунка, сделанного британским офицером Фрэнсисом Спилсбери в ходе уже упомянутой (анти)наполеоновской кампании 1799-го года; как видим, пока у моста три пролёта.


(wiki)

Рисунок 1807 года; подозреваю, что автор - испанский путешественник Доминго Бадия-и-Леблих, он же Али Бей аль-Аббаси, но доказать не могу. :)



1912:


(Leo Kahan)

1918; как и сказано у Кресвелла, к этому моменту пролётов стало четыре; здание у западной оконечности моста - турецкий пост (до середины 30-х, видимо, им же пользовались британские пограничники).


(IWM)









Вероятно, 1919:

Bnot Yaakov bridge, circa 1919, Creswell Archive
(Архив Кресвелла)

Bnot Yaakov bridge, circa 1918, Creswell Archive
(Архив Кресвелла)

1920:


(Коллекция Мэтсона via wiki)

1932:



1934:


(wiki)

Только что построенный британский мост, 1935:


(Руди Гольдштейн via Ynet)

1937:

D20-052
(Золтан Клугер, Национальная фотоколлекция)

Аэрофотоснимок того же года; к северу от моста видим остатки разрушенного; на западном берегу Иордана - Мишмар а-Ярден; на восточном - остатки каравансарая; рядом, видимо, новый британский пограничный пост:


(Коллекция Мэтсона)

Фото без даты, но явно не раньше 1946-го:



1948:



1949:



1951; в левом верхнем углу так называемая "нижняя таможня":



1967; ближайшие грузовики буксируют что-то похожее на французские 155-мм гаубицы обр. 1950:



1968:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Yoaview.com 1,2
Gazetteer of Building in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Bridges in Medieval Palestine By Andrew Petersen
Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange
Tags: мосты, фотоотчёты
Subscribe

  • Од а-Шарон - Бейт а-Неара.

    Не то в 1930-м, не то в 1946-м Тельавивский муниципалитет приобрёл участок в будущем центре тогда ещё не существовавшего города Од а-Шарон. До…

  • Бейт Даган - Часть вторая, военная.

    (Выношу из старого поста) С 1920-х возле деревни Бейт Даджан, на нынешнем перекрёстке Бейт Даган, находился небольшой пост мандатной полиции.…

  • Бней Даром.

    В 1948-м кибуц Кфар Даром был осаждён египетской армией и в итоге оставлен 8 июля, непосредственно перед окончанием "первого перемирия". В 1949-м…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments