Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Хан аль-Туджар.



Многие археологические сайты наших палестин расположены в удобной близости от какого-нибудь шоссе. Ничего удивительного в этом, пожалуй, нет - иногда последнее следует проверенному веками маршруту, а иногда просто везёт - при нашей плотности дорожной сети глухих углов остаётся не так уж много - но всё же прикольно по дороге из пункта А в пункт Б проезжать мимо, допустим, средневекового замка или хотя бы турецкого постоялого двора. Вот и Хан аль-Туджар (каравансарай торговцев), он же Сук аль-Хан (прикаравансарайный рынок) вполне мог бы обслуживать пользователей шоссе номер 65 - если бы, конечно, не лежал в руинах сто с лишним лет. А что - реставрировать немного, вписать торговый центр, рядом открыть бензоколонку... ладно, занесло меня что-то...

Объект расположен около кибуца Бейт Кешет; одно строение (обычно именуемое "хан", каравансарай то есть) к востоку от шоссе, почти напротив ответвления к кибуцу; другое (обычно "крепость") к западу от шоссе и севернее означенного ответвления. В 70-е или 80-е его археологически разведал Цви Галь из Управления Древностей; а из таблички у ворот хана следует, что та же организация проводила работы по раскопке-расчистке в 1993-4 годах. Там же говорится, что объект родом из пятнадцатого века; примерно в 1581-м был расширен; и функционировал до 1902-го. Согласно дамасскому историку 15-16 веков ан-Нуайми (полное имя Абд аль-Кадир бин Мухаммад ан-Нуайми ад-Димашки), хан был построен его земляком, "главой купечества (рас аль-хаваджакия), знатным купцом, шарифом Шамс ад-Дином Абу Абдаллой Мухаммадом бин Али бин Абу Бакром, известному под прозвищем Ибн аль-Мазлак" (1353/4 - 1444).

Его отец был производителем кирпичей (лаббан), обладавший многочисленными покупателями, и державший свою лавку у Мечети Ялбуги. После того как он взростил своего сына, тот отправился в путешествие по морю.
Он рассказывал про себя, что во время своей первой торговой поездки он заработал сто тысяч динаров и восемьсот тысяч дирхемов. Мир раскрылся перед ним, и он начал зарабатывать огромные барыши. Он построил вдоль дороги из Дамаска в Каир большие каравансараи в Кунейтре, Джиср Йакуб, аль-Минья и Айюн ат-Туджар, выделив на их строительство более ста тысяч динаров. Все эти каравансараи были снабжены водой и отличались своей красотой. Никто из царей и халифов не мог сравниться с ним в деяниях подобных этому.
Он (т.е. Шамс ад-Дин) совершил множество благодеяний для дорог Хиджаза. Для жителей двух Благородных Харамов (т.е. Мекки и Медины) он выделил многочисленнные и богатые благотворительные фонды-вакфы. При Гробнице пророка Мухаммада в Медине (аль-Худжра ан-Набавия) он учредил (т.е. оплатил) ежегодное чтение молитв за мир (мусульман), и возжигание свечей и маслянных светильников.
Он, да помилует его Аллах, был одним из величайших людей своего времени: Он был наделен красноречием, отвагой и дерзновением. Ему случалось вступать в споры и судебные разбирательства с власть имущими. Его имя было знаменито во всех царствах. Он состоял в переписке с властелинами всех областей, и те исполняли его просьбы, а он – наделял их подарками. И его слово имело среди них вес. Так же и бедуины, оберегали и охраняли его караваны. Он был скрупулезным и весьма тщательным во взымании долгов. Как рассказывал аль-Асади, он любил (этот) мир, утопая в морях (его удовольствий), и не упуская не одну из его радостей.
Сказал Асади: (Построенные им) каравансараи он снабдил всем необходимым. За пределами Дамаска ему принадлежали земли вакфа и деревни.
За два года до его смерти, зрение его начало ослабевать, так что в итоге он почти что ослеп, уже мало что видя. (После этого) он начал вести скромный образ жизни, избегая роскоши.

(перевод Михаила Чернина)

Из 1581-го имеем два релевантных османских документа. Один - что мол в месте под названием Уюн аль-Туджар бродят беспредельщики-бедуины, кошмарят торговцев и пилигримов, грабят, убивают и так далее; надо бы построить там каравансарай с четырьмя башнями и назначить гарнизон. Другой - что великий визирь Синан-паша за свой счёт построил в Уюн аль-Туджар и Сасе какие-то здания, по соседству с профинансированными государством. Возможно, таким образом, что "крепость" - государственная, а "хан" (где потом отмечали мечеть Синана, см чуть ниже) - визарский. С крепостью туманнее; Галь на основании архитектуры предположительно отнёс его аж к эпохе Омейядов, т.е. 7-8 века. Петерсен считает такую раннюю датировку маловероятной.

Османский путешественник Эвлия Челеби побывал здесь не то в 1649-м, не то в 1660-м. Восточное здание (т.е. "хан") он описывает так:

Kвадратная крепость, построенная из камня посреди большого зелёного луга. Её периметр шестьсот шагов. Гарнизон состоит из смотрителя и 150 человек. У неё двойные железные ворота, обращённые на север. Внутри 40-50 комнат для гарнизона... Внутри находится мечеть Синана-паши, искусно построенная, светлая, со свинцовой крышей. Её окна украшены синим стеклом... Каждая стена - 80 футов. У святилища три изящных высоких минарета.... и семь куполов. По каждую сторону крепости есть каравансарай с восьмью лавками. Снаружи строений нет, кроме заброшенной общественной бани.

Западное к тому времени уже заброшено:

В двухстах шагах к западу от этой крепости есть другая, древняя, [хорошо сохранившаяся] как если бы только что была построена. В ней нет других строений. Её ворота расположены на восточной, приподнятой стороне. Периметр шестьсот шагов. У неё восемь смотровых башен, но она необитаема. Когда наступает зима, там держат овец и коз из {восточной} крепости.

Итальянца Джованни Марити (1760-е) объект приводит в восторг вплоть до некоторой потери адекватности:

Двигаясь из Тверии на запад, вы прибываете в Эль-Нет-Тесджиар, или Место Торговцев. Я был потрясён элегантностью и великолепием его стен. Инкрустированные красивейшим мрамором {ась ?} с большим вкусом, они издали оповещают о волшебном дворце, особенно когда освещены солнцем. Будучи угнетён меланхолией после Тверии, я обнаружил, что мои чувства пробудились... Я не был обманут в своих ожиданиях. В Эль-Нет-Тесджиар оживлённая торовля. Каждый понедельник здесь устраивают ярмарку, с торговцами из разных стран. Там много ткани, скота и провизиии различных видов; в этом отношении не хуже богатейших рынков Европы. Это место встречи караванов,направляющихся в Великий Каир; и паша Дамаска останавливается здесь со всем двором во время ежегодной поездки в Иерусалим.

Европейские визитёры девятнадцатого века обнаруживают каравансарай уже обветшавшим и лишь частично функциональным. Бэкингем (около 1816) тоже пишет про ярмарки по понедельникам, привлекающие толпы из четырёх-пяти тысяч покупателей; но остальное время место совершенно заброшено. Из двух зданий "сарацинский форт" в хорошем состоянии, караванарай разрушен в большей степени. Над входом в последний арабская надпись; внутри маленькие лавочки, комнаты, "хороший колодец" в центре итп. Более-менее в том же духе высказываются Робинсон и Кондер, только у последнего ярмарочный день переместился на четверг. Возможно "до 1902 года" в табличке - это тоже про ярмарки ?

Синан-паша:


(wiki)

Схема из отчёта PEF; расположение и внешние контуры зданий более-менее соответствуют, но с интерьером хана британские учёные что-то нафантазировали:



И современная табличка с уточнённым планом хана:



Изнанка той же (северо-западной) башни, что на заглавном фото:



Попытка отойти чуть подальше и сфотографировать всю северную стену; результат так себе:



Зато нашлись ещё каменюки; вероятно, здесь был изображённый Кондером et al источник:







Ворота:





Внутри примерно так:





"Западный зал":



Где-то в северо-восточном углу строения:



Очевидно, ворота старой части хана:





Что там дальше - без бутылки не понять:









Общий вид руин примерно с юга на север:



Теперь обратно, вдоль восточной стены:



Вход:







Вид на крепость:



Юго-восточная башня крепости снаружи и изнутри:





Южная стена:



Восточная стена; где-то там были ворота:



Обхожу вокруг; вот северо-восток:





Северная стена:



Башня в середине северной стены:





Западная стена:





Лучше всего сохранилась облицовка юго-западной башни:





И на прощание - так выглядит хан со стороны крепости:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
A gazetteer of buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
Travels Through Cyprus, Syria, and Palestine; with a General History of the Levant By Giovanni Mariti
Travels in Palestine Through the Countries of Bashan and Gilead, East of the River Jordan By James Silk Buckingham
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea : a journal of travels in the year 1838 by Edward Robinson Eli Smith
The survey of western Palestine (1881)
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) Volume Two: B-C By Moshe Sharon
Отчёт ЖЖ-юзера indy424
Tags: каравансараи, крепости, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Недонамерок 2.

    Обкатка КШМ Офек на базе сначала Меркавы 2, а потом 3 идёт уже давно. 3 июня "войска технологии и логистики" представили переделку Меркавы 3,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments