Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Бейт Шеан - Хан аль-Ахмар и железнодорожная станция.



Я собирался начать пост с пары слов в защиту мамлюков - дескать, хоть они и снесли некоторые прибрежные города (с их точки зрения, потенциальные плацдармы крестоносцев) так качественно, что те лежали в руинах многие века, но кое что и строили, к примеру мосты и каравансараи. Оказалось, впрочем, что эту пару слов я уже сказал когда-то, и как раз в связи со стратегической дорогой, связывавшей Египет с Сирией, и конкретно мостом около мошава Нетив а-Асара, что к югу от (когда-то разрушенного мамлюками) Ашкелона. На противоположной окраине нашей маленькой, но гордой страны, мамлюкская транспалестинская дорога проходила (по словам Шарона) через Ладжун (Мегидо), Зирин (Израэль), зачем-то делала крюк на юг-восток к Бисану (Бейт Шеану), снова поворачивала на север и наконец пересекала Иордан к югу от Кинерета. В 1308-м году по распоряжению наиба (это очень большая шишка, типа помощника султана) Сайф ад-Дина Салари аль-Мансури аль-Насири к северу от Бисана построили постоялый двор. Мамлюкская надпись на известняковом блоке 3.2 на 0.6 м., некогда установленном над входом, сообщает нам следующее (цитирую по Шарону):

Has ordered the construction of this blessed caravanserai the slave (who is) in need of allah, the Exalted, who hopes for the mercy of his Lord, Salar b. Abdallah al-Maliki al-Nasiri al-Mansuri, the governor general of all the honorable Islamic provinces, may Allah strengthen his victories. And he made it a religious endowment (waqf) and consecrated it and dedicated it for the benefit of the people who come and go. (He did this) seeking the face of Allah, the Exalted, and (wishing) to please him. May Allah, the Exalted, to accept this benevolent deed from him. It took place on I Jumada I 708 (=17/10/1308). And this (was accomplished) under the supervision of the needy for Allah, the Exalted, Baktamur as-Sayfi, his lieutennt in Damascus, the (divinely) protected. And this was the architectural work of the needy for Allah, the Exalted, Nasir b. Yusuf.

Двор называли "Хан аль-Ахмар", т.е. "красный каравансарай"; предполагается, что из-за красноватой местной почвы. При османской власти большее значение приобрёл другой маршрут, через Тверию, и соответственно другие каравансараи; наш же объект постепенно захирел и развалился. В 1822-м Буркхардт ещё упоминает его как остановку на караванном пути в Дамаск; в 1870-м, по Герену, он был уже заброшен и частично разрушен. Чуть позже здесь побывал Кондер, обмерил и начертил план. До наших дней дожила только часть восточного крыла; она стоит себе потихоньку на пустыре между 71-м шоссе и промзоной Бейт Шеана.

Просто так - неуказанный каравансарай на картине Шарля-Теодора Фрера, около 1850:



И ещё один экземпляр, от Сергея Судейкина (1914):

Sudeykin-Karavansaray-1911-acr-1

План бейт-шеанского каравансарая. Прямоугольное здание с внутренним двором, 270 футов запад-восток на 235 север-юг, ширина галерей 37 футов, вход с севера. Сохранившийся фрагмент отмечен чёрным.

Beit-Shean-Khan-al-Ahmar-plan-ap-1

Вид со стороны промзоны:



Но подходить удобнее со стороны шоссе:











Интерьер:







Что-то в последнее время у меня ни один отчёт не обходится без железнодорожной тематики. Вот и здесь - по другую сторону шоссе видим одно из строений старой железнодорожной станции на "дороге долины", в 59.2 км от Хайфы. Станция функционировала с 1904-го по 1948-й. Это конкретное строение недавно реставрировали; насколько я понимаю, здесь жил персонал станции.





Большая часть станции в нескольких сот метрах к западу, по обе стороны насыпи современной железной дороги:



Вроде тоже жильё персонала:









Внутри:







По другую сторону насыпи; ближайшее здание тоже реставрировано (несколько лет назад было так); это бывший склад:









Водонапорная башня и туалет:









Главное здание станции на фотографии примерно 1939-го года; по странному совпадению, именно это здание я пропустил, хотя оно тоже сохранилось; насколько я понимаю, его немного видно на левом краю панорамной фотографии станции (см выше).



Оно же:

Beit-Shean-RW-station-old-yn-1

До новой станции рукой подать; кажется, её открытие состоялось на следующий день после моего неофициального визита. Если историческая ветка вела дальше и соединялась с Хиджазской, то новая, по крайней мере пока, здесь заканчивается.



Фотографии: в wikimedia commons 1,2

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) Volume Two: B-C By Moshe Sharon
A Gazetteer of of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
The survey of western Palestine, volume II
Travels in Syria and the Holy Land By John Lewis Burckhardt
Tags: железные дороги, каравансараи, фотоотчёты
Subscribe

  • Джифтлик - Форт.

    Некоторые форты Тегарта строилась не с нуля, а были получены путём доработки существовавших зданий. Самый наглядный пример - форт Джифтлик в…

  • Хамат Гадер - Железнодорожная станция.

    (По следам поездки с Кешет Йонатан) После Самаха османская железная дорога поворачивала на восток, возвращалась к реке Ярмук, долго и трудно…

  • Хамат Гадер - Сирийский санаторий.

    (По следам поездки с Кешет Йонатан) В 1920-е некто Сулейман Надиф-бек (или Насиф-бек) получил от мандатных властей концессию на использование…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments