Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Тель Рехов.



(Опять с nehag_sus)

Холм с арабским названием Тель ас-Сарем расположен в пяти километрах к югу от Бейт Шеана, в той же несносно жаркой, но богатой монооксидом дигидрогена, плодородной и потому издавна плотно заселённой долине. В семи километрах к востоку, уже на иорданской территории, находится ещё один известный древний город - Пелла; а вообще городищ больших и малых здесь десятки. Наш объект - самый большой тель в израильской части бейтшеанской долины; его площадь примерно 10 га, из которых половина приходится на так называемый "верхний тель" (в южной части холма, высота 20 метров над окружающей низменностью и 116 под уровнем моря) и половина на нижний (8-10 метров). В окрестностях холма было/есть несколько источников.

В начале 20 века Абель и Олбрайт предложили идентифицировать Тель ас-Сарем с городом Рехов. Место с таким названием фигурирует в нескольких текстах второго тысячелетия до н.э., начиная с аккадских писем минус 15 века из Та'анаха. В частности, стела фараона Сети I (минус 13 век) из Бейт Шеана сообщает нам, что ряд городов долины - Пелла, Хамат (Тель эль-Хамма дальше к югу) итп - восстали против египетского контроля; но Рехов не последовал их дурному примеру. Чуть более поздний Папирус Анастаси помещает Рехов неподалёку от реки Иордан. Около 920-го года Шешонк внёс Рехов рядом с Бейт Шеаном в надпись в Карнаке, посвящённую его палестинской кампании. ТАНАХ игнорирует наш объект; Рехов из книги Иегошуа (19:28, 21:31) расположен в наделе Ашера в западной Галилее. Есть мнение, что релевантен фрагмент из Шмуэля II 10: "И увидали Аммонитяне, что стали они ненавистны Давиду; и послали Аммонитяне нанять Арамейцев Бэйт-Рехова и Арамейцев Цовы... И вышли Аммонитяне, и выстроились для битвы у входа во врата; а Арамейцы Цовы и Рехова и люди Това и Маахи (стояли) отдельно в поле."; по другому мнению (например Мазар) в виду имеется какая-то заграница. Но вернёмся к вопросу об идентификации Тель ас-Сарема с Реховом. Помимо подходящего расположения в районе Бейт Шеана и Иордана, к делу подшивают наличие в километре к югу от объекта могилы некоего шейха ар-Рихаба; и Евсевия, поместившего в четырёх милях от Бейт Шеана город Роов.

Вероятно не в последнюю очередь из-за отсутствия библейского контекста археологи долгое время не торопились копать Тель Рехов. Только в 1997-м приступили иерусалимцы под началом Амихая Мазара, и продолжали до 2012-го. Нашли следы небольшого, но хорошо укреплённого города ранней бронзы (начало 3-го тысячелетия до н.э.) в южной части холма. За этим началом последовал тысячелетний перерыв; и только в позднюю бронзу (примерно минус 15 век) здесь вырастает большой неукреплённый ханаанейский город, на все вышеупомянутые 10 га. Наш объект, таким образом, оказался в противофазе со многими другими местными населёнными пунктами, как раз переходившими от среднебронзового расцвета к упадку. Мазар проявляет особый интерес к археологическим слоям IV - VI, отнесённых к "железному веку II", он же 10-9 века до нашей эры. Первый из этих слоёв он приписывает "единому царству", с некоторыми оговорками. Мол, город перешёл под еврейский контроль без катастрофических разрушений, и когда это случилось, не вполне понятно. Есть признаки того, что в начале железного века население было по крайней мере частично ханаанейским; но дальше имеем израильское царство. Во второй половине минус 9 века Рехов всё-таки спалили, вероятнее всего Хазаэль в ходе арамо-израильских войн. Впрочем, традиционно несогласный Исраэль Финкельштейн считает город ханаанейским, а разрушение - ссылаясь на данные радиоуглеродного анализа - сдвигает на вторую четверть 9 века и приписывает Израильскому царству.

Исходя из типичной для того времени плотности 250 человек на гектар, население "железного" города составляло около 2500. В отличие от большей части других городов, где в то время стены активно строили из камня или по крайней мере на каменном фундаменте, здешние строители начинали и заканчивали необожжёнными кирпичами. Это несколько озадачивает археологов - мол, каменное основание явно лучше, не размывается дождями; всего в нескольких километрах Гильбоа, где этого камня завались; не иначе руководствовались непонятной местной традицией. Камни иногда закладывались под пол, но обычно последний просто земляной. Стены обычно состояли из одного ряда кирпичей, 0.5-0.6 м в толщину, изнутри обмазывались глиной. К концу периода строители придумали новую и необычную гитику - укладывать в основание стен и пола слои ветвей. Исследователи видят признаки того, что в 10 веке Рехов пострадал от землетрясения, разрушившего многие дома; и осторожно предполагают, что ветки - попытка добавить сейсмоустойчивости; они находят здесь параллель с современной техникой, предусматривающей установку в нижний части фундамента стальных "роликов" (надо бы погуглить). К тому же слою конца 10 и 9 веков относится другая необычность - прямо посреди города обнаружили пчеловодческое хозяйство (о котором ниже); это первое археологическое свидетельство того, что в библейской "земле, текущей молоком и мёдом" таки водился настоящий всамделишный пчелиный мёд, а не какой-нибудь финиковый или фиговый суррогат. Среди более мелких находок выделяют два кувшина с надписями, в которых упоминается имя "Нимши"; ещё один такой нашли на Тель Амаль, шесть километров к северо-западу. В ТАНАХе Нимши звали не то отца, не то деда израильского царя Иегу (см. Мелахим I 19, Мелахим II 9). Возможно, стало быть, что Иегу - из этих мест.

После разрушения города в минус 9 веке нижняя часть холма была заброшена. Верхняя (слой III) обзавелась сначала казематной линией обороны с метровыми стенами и по крайней мере одной башней; а позже 9-метровой толщины стеной; и всё из того же необожжённого кирпича. Эти меры, однако, не остановили ассирийцев (вероятно 732). Далее имеем ряд захоронений, в основном ассирийских, и незначительные признаки иной активности (слой II). С минус 7 века холм пустовал, за исключением маленькой средневековой деревни (слой I).



За колючей проволокой скрывается зона раскопок G:



Кстати, вот план раскопок. Большая часть усилий археологов была сосредоточена в зоне C в северо-западной части холма.

Tel-Rehov-excavations-plan-wro-1
(It Is the Land of Honey: Beekeping at Tel Rehov)

Вершина, вид на юг:



На запад, в сторону Гильбоа:



И на север; слева видим уже знакомую нам зону G, за ней - C и D.



Рассмотрим последние поближе:



D - это то, что прямо на склоне. Здесь насчитали одиннадцать слоёв, начиная с 15 века до нашей эры. Среди прочего где-то здесь был ханаанейский дворец 14 века из необожжённых кирпичей; в 13-м на его месте построили другое здание. В соседнем дворе нашли рабочее место бронзовых дел мастера. Упоминают разные здания 12-11 веков. Чего не нашли, так это укреплений.



Зона C. Пишут, что здесь имеем улицу и площадь; и, естественно, разные строения вокруг, как административные, так и жилые. В одном из домов (ему было присвоено обозначение CP) археологи собрали богатый урожай культовых принадлежностей, а также остракон с надписью (вроде бы) Элиша. Они, естественно, моментально вспомнили одноимённого пророка, родом из Авель-Мехола (см. Мелахим I 19:16) - предположительно Тель Абу Сус, километров 10 на юго-восток. И, между прочим, данный пророк связан с вышеупомянутым Иегу - как мы помни, предположительно местным уроженцем (послал одного из своих учеников помазать Иегу на царство). Стало быть, есть некоторые основания считать, что в доме CP мог жить и работать именно этот Элиша.











Располагавшееся где-то в южной части зоны C пчеловодческое хозяйство мы не разглядели, поэтому придётся ограничиться иллюстрациями из статьи. Как уже говорилось выше, оно располагалось прямо посреди города. Исследователи делают из этого вывод, что хозяйство принадлежало большой шишке, возможно местному правителю; кого-нибудь попроще за такое самого бы пчёлам скормили по головке бы не погладили. Ульи представляли собой цилиндры из глины, смешанной с травой, длиной сантиметров 80 см и диаметром 40, при толщине стенок 4 см. Один конец цилиндра был запечатан, кроме небольшого отверстия для входа/выхода крылатых тружеников; другой закрывался съёмной глиняной крышкой для удобства двуногих экспроприаторов. Ульи были организованы в три параллельных секции, разделённых широкими проходами. Каждая секция насчитывала минимум три ряда в высоту; в лучше всего сохранившейся (восточной) насчитали 20 ульев в длину; всего, стало быть, предполагают 180 или больше. Участок был огорожен стеной по крайней мере с трёх сторон. Внутри некоторых цилиндров нашли следы сгоревших сот, воска, пыльцы местных растений и даже останки одной пчелы. Интересно, что пчела оказалась не местная, а анатолийская. Кто-то не ленился возить рои с территории нынешней Турции ? Такого рода ульи/секции существовали на Ближнем Востоке до последнего времени, если не до наших дней; пишут, что каждый подобный улей может дать 3-5 кг мёда и 0.5-0.7 кг воска в год. В конце-концов соседям надоело предприятие было разрушено, возможно землетрясением; участок покрыт 80-сантиметровым "слоем разрушений" и застроен поверх.

Tel-Rehov-apiary-wro-1
(A Yamim, from It Is the Land of Honey: Beekeping at Tel Rehov)

Tel-Rehov-apiary-wro-2
(A Yamim, from It Is the Land of Honey: Beekeping at Tel Rehov)

Теперь самое время вернуться к Ономастикону Евсевия и позденантичной реинкарнации Рехова: "Роов (Ροώβ), через который прошли соглядатаи с Иисусом, и есть селение Роов в 4 милиариях от Скифополя, бывшее отлученным Левитам". Как мы помним, собственно Тель Рехов в римский/византийский период пустовал; но к северо-западу от его подножия кое-что было. В конце 60-х кибуцники из Эйн а-Нацив нашли рядом с 90-м шоссе фрагменты перегородки с изображением меноры и небольшой клад из 28 золотых монет 7 века. В результате Управление Древностей провело там пять сезонов раскопок и обнажило руины синагоги 5-7 веков. Пол здания украшала мозаика с простым геометрическим орнаментом из чёрных ромбов и двумя надписями. Одна из них - арамейскоязычное посвящение кому-то. Другая - длинный ивритский текст, касающийся правил "субботнего года" и взимания десятины. Ныне этот текст находится в Музее Израиля. В Эйн а-Нацив, есть реплика мозаики; увы, я об этом узнал только задним числом. Стены, толщиной 80 см, были сложены из необработанных камней разного размера. Сохранились остатки фресок, в том числе опять же ивритских и арамейских надписей. В конце 7 века синагога была разрушена при неизвестных обстоятельствах. При британском мандате в этом месте располагалась арабская деревня Фарвана; деревня была занята бригадой Гивати 10 мая 1948-го в ходе операции Гид'он и вскоре разрушена.



Tel-Rehov-synagogue-plan-imj-1
(Wall Paintings in the Synagogue of Rehov)

Смотреть там сейчас не на что:









Просто птицы:



Продолжение следует.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
It Is the Land of Honey - Eretz Israel Museum
Rehov.org
Does Rehob of the Beth-Shean Valley appear in the Bible ? By Israel Finkelstein
Wall Paintings in the Synagogue of Rehov: An Account of Their Discovery By Fanny Vitto
BibleWalks
Tags: синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Хирбет Балата.

    (Продолжение похода с Мидрешет Арей Гофна) Предыдущий фотоотчёт заканчивался крепостью на седловине между холмами. К востоку от нас - излучина…

  • Хирбет Банат Бар.

    (По следам похода с Мидрешет Арей Гофна) Цреда упоминается в ТАНАХе в качестве родины Иеровоама из колена Эфраима, первого царя…

  • Баркан - Хирбет эль-Бурак.

    Посреди большого пустыря, окружённого с запада самарийским поселением Баркан, а с прочих сторон одноимённой промзоной, можно обнаружить руины…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments