
(Продолжение похода с Летающим Верблюдом)
Перекошенный горизонт на снимке - не баг, а фича; иначе никак не удавалось уместить в кадре монастырь Каранталь и стену на вершине одноимённой горы (тоже монастырь, только недостроенный). Итак, выбравшись из Вади Кельт, мы направились на эту самую вершину. Монастырь Каранталь (итал. qaranta = 40) в программу не входил, и потому я пока только вкратце упомяну сорокадневный пост Иисуса и сопутствовавшие искушения. Интернет упорно утверждает, что высота горы 360 метров над уровнем моря, что даёт нам порядка 600 метров разницы с расположенным у подножия Иерихоном. Но судя по показаниям альтиметра
Другое название горы - Джабель ад-Дук; оно, как и источник Айн Дук или Айн Дуюк у подножия, напоминают нам о хасмонейской крепости Док из Первой маккавейской книги, 16:15. Мол, здесь один из братьев-маккавеев, Шимон, погиб от рук своего коварного зятя:
Птоломей же, сын Авува, поставлен был военачальником на равнине Иерихонской и имел много серебра и золота; ибо он был зять первосвященника. И надмилось сердце его, и захотел он овладеть страною, и делал коварные замыслы против Симона и сыновей его, чтобы погубить их. Между тем Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их, пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, в сто семьдесят седьмом году в одиннадцатом месяце - это месяц Сават. И с коварством принял их радушно сын Авувов в небольшую крепость, называемую Док, им устроенную, и сделал для них большой пир, и спрятал там людей. И когда опьянел Симон и сыновья его, тогда встал Птоломей и бывшие при нем, взяли оружия свои и вошли к Симону во время пира и убили его и двух сыновей его и некоторых из служителей его.
По Флавию, уцелевший третий сын Шимона Иоанн Гиркан осадил Док, но в итоге негодяй "ушёл":
Птолемей отступил в одну из крепостей, именно Дагон, расположенную вблизи Иерихона. Тем временем Гиркан, получив по наследству первосвященническое достоинство и путем жертвоприношений с самого начала умилостивив Предвечного, выступил походом на Птолемея и приступил к указанной крепости (Дагону). Тут он сначала одерживал победы, но в конце концов должен был уступить, исключительно благодаря чувству сострадания к своей матери и братьям. Птолемей, выведя последних на [крепостную стену], стал "подвергать их на глазах у всех оскорблениям и угрожал сбросить их вниз, если Гиркан не прекратит осады. Хотя Гиркан старался овладеть этою местностью, однако считал нужным щадить и наиболее близких людей и не давать их в обиду и приостановил свои нападения. Однако мать его воздела руки к небу и стала умолять его не поддаваться ради нее, но с большею ревностью и старанием взять место и отомстить врагу за насилия, причиненные его близким. При этом она заметила, что и бесславная смерть в мучениях приятна, если только врагу придется поплатиться за все совершенные им изуверства. Эти слова матери придали Гиркану известную бодрость все-таки взять крепость приступом, но когда он увидел, как мать его подвергают побоям и оскорблениям, он пал духом и уступил из чувства жалости к ней. Таким образом осада затянулась надолго, пока наконец не настал тот год, в который иудеям не приходится работать; это, подобно седьмому дню недели, обыкновенно происходит каждый седьмой год. Освободясь по этой причине от войны, Птолемей казнил братьев Гиркана и мать его и после этого отправился к Зенону, носившему прозвище Котила и бывшему в то время правителем города Филадельфии.
(Иудейские древности 13:8:1; и в немного иных выражениях в Иудейской войне 1:2:3)
Медный слиток рекомендует "копать семь кубитов под восточным углом цитадели Дока, чтобы найти двадцать два таланта серебра". Медный список вообще много где рекомендует копать; некоторые пробовали следовать его указаниям, но результаты пока нулевые.
Вероятно, в двенадцатом веке здесь были какие-то укрепления крестоносцев; паломник Теодорих (около 1175-го) писал, что"вершина горы Карантана и её подземные пещеры полны припасов и оружия тамплиеров, которые не могли бы иметь более сильную и лучше расположенную крепость, к неудовольствию неверных". Боаз и Прингл называют объект Docus / Duk / Castellum Abrahami; откуда и почему "замок Авраама", они не поясняют; но Прингл, пересказывая Теодориха, мельком упоминает "сад Авраама" внизу, у источника. Больше информации об этой крепости, видимо, нет никакой.
Кроме фортификаторов, гора приглянулась монахам. Повидимому, здесь находился один из первых монастырей Иудейской пустыни - лавра Дука, основанная около 340-го св. Харитоном и продержавшаяся до персидского завоевания 614-го. Потом были латинские монахи 12-го века (до Айюбидов); и наконец не то греческие, не то грузинские, а может и те и другие (их выгнали мамлюки в конце 14-го); дальше имеем только редких паломников. В 1874-м гора была приобретена греко-православной патриархией. Последняя пристроила к тому, что осталось от исторического монастыря на склоне горы комплекс, известный нам ныне как монастырь Каранталь. Вершину тоже начали было застраивать, но работы остановились из-за Первой Мировой войны и коллапса основного спонсора в лице Российской империи.
Первыми из исследователей наверх забрались Виктор Герен (я пока не понял, когда именно, но явно не позже 1874-го) и Кондер с Китченером (1873). Последние углядели на вершине основания стен прямоугольной крепости, примерно 250 на 100 футов, плюс разрушенную часовню, и приписали всё это крестоносцам; хотя скорее отмеченные британцами остатки укреплений принадлежали античному Доку. После шестидневной войны сюда несколько раз ходили на разведку израильские археологи. Среди находок - фрагмент акведука и водные резервуары.
Вперёд, к цели !

Вот она, левее антенны:

Иудейская пустыня как она есть:




На юге видим высокую гору, где была другая хасмонейско-иродианская крепость, Кипрос:

Ещё немного, ещё чуть-чуть...

Близок Каранталь,


Остался последний рывок...

...и мы на вершине:




Церковь:




Из древностей на глаза попались только капители и фрагменты колонн; хасмонейские ли они, византийские или франкские - не берусь судить:



Постройка в южной части монастыря:




Внизу - Иерихон:

Древний Тель Султан:

И недревняя гостиница Интерконтиненталь со знаменитым казино, возвышающаяся над лагерем беженцев Акабат Джабер:

Теперь самая утомительная часть маршрута:



Неужели мы были воооон там ???

Фотографии: в wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: Volume 1 By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas
Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine: Samarie 1 By Victor Guérin
The survey of western Palestine, volume 3 p 173, p 201
Lasapienzatojericho.it