Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Док.



(Продолжение похода с Летающим Верблюдом)

Перекошенный горизонт на снимке - не баг, а фича; иначе никак не удавалось уместить в кадре монастырь Каранталь и стену на вершине одноимённой горы (тоже монастырь, только недостроенный). Итак, выбравшись из Вади Кельт, мы направились на эту самую вершину. Монастырь Каранталь (итал. qaranta = 40) в программу не входил, и потому я пока только вкратце упомяну сорокадневный пост Иисуса и сопутствовавшие искушения. Интернет упорно утверждает, что высота горы 360 метров над уровнем моря, что даёт нам порядка 600 метров разницы с расположенным у подножия Иерихоном. Но судя по показаниям альтиметра braude, над уровнем моря там 115 метров, т.е. 360 - это высота над Иерихоном.

Другое название горы - Джабель ад-Дук; оно, как и источник Айн Дук или Айн Дуюк у подножия, напоминают нам о хасмонейской крепости Док из Первой маккавейской книги, 16:15. Мол, здесь один из братьев-маккавеев, Шимон, погиб от рук своего коварного зятя:

Птоломей же, сын Авува, поставлен был военачальником на равнине Иерихонской и имел много серебра и золота; ибо он был зять первосвященника. И надмилось сердце его, и захотел он овладеть страною, и делал коварные замыслы против Симона и сыновей его, чтобы погубить их. Между тем Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их, пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, в сто семьдесят седьмом году в одиннадцатом месяце - это месяц Сават. И с коварством принял их радушно сын Авувов в небольшую крепость, называемую Док, им устроенную, и сделал для них большой пир, и спрятал там людей. И когда опьянел Симон и сыновья его, тогда встал Птоломей и бывшие при нем, взяли оружия свои и вошли к Симону во время пира и убили его и двух сыновей его и некоторых из служителей его.

По Флавию, уцелевший третий сын Шимона Иоанн Гиркан осадил Док, но в итоге негодяй "ушёл":

Птолемей отступил в одну из крепостей, именно Дагон, расположенную вблизи Иерихона. Тем временем Гиркан, получив по наследству первосвященническое достоинство и путем жертвоприношений с самого начала умилостивив Предвечного, выступил походом на Птолемея и приступил к указанной крепости (Дагону). Тут он сначала одерживал победы, но в конце концов должен был уступить, исключительно благодаря чувству сострадания к своей матери и братьям. Птолемей, выведя последних на [крепостную стену], стал "подвергать их на глазах у всех оскорблениям и угрожал сбросить их вниз, если Гиркан не прекратит осады. Хотя Гиркан старался овладеть этою местностью, однако считал нужным щадить и наиболее близких людей и не давать их в обиду и приостановил свои нападения. Однако мать его воздела руки к небу и стала умолять его не поддаваться ради нее, но с большею ревностью и старанием взять место и отомстить врагу за насилия, причиненные его близким. При этом она заметила, что и бесславная смерть в мучениях приятна, если только врагу придется поплатиться за все совершенные им изуверства. Эти слова матери придали Гиркану известную бодрость все-таки взять крепость приступом, но когда он увидел, как мать его подвергают побоям и оскорблениям, он пал духом и уступил из чувства жалости к ней. Таким образом осада затянулась надолго, пока наконец не настал тот год, в который иудеям не приходится работать; это, подобно седьмому дню недели, обыкновенно происходит каждый седьмой год. Освободясь по этой причине от войны, Птолемей казнил братьев Гиркана и мать его и после этого отправился к Зенону, носившему прозвище Котила и бывшему в то время правителем города Филадельфии.
(Иудейские древности 13:8:1; и в немного иных выражениях в Иудейской войне 1:2:3)

Медный слиток рекомендует "копать семь кубитов под восточным углом цитадели Дока, чтобы найти двадцать два таланта серебра". Медный список вообще много где рекомендует копать; некоторые пробовали следовать его указаниям, но результаты пока нулевые.

Вероятно, в двенадцатом веке здесь были какие-то укрепления крестоносцев; паломник Теодорих (около 1175-го) писал, что"вершина горы Карантана и её подземные пещеры полны припасов и оружия тамплиеров, которые не могли бы иметь более сильную и лучше расположенную крепость, к неудовольствию неверных". Боаз и Прингл называют объект Docus / Duk / Castellum Abrahami; откуда и почему "замок Авраама", они не поясняют; но Прингл, пересказывая Теодориха, мельком упоминает "сад Авраама" внизу, у источника. Больше информации об этой крепости, видимо, нет никакой.

Кроме фортификаторов, гора приглянулась монахам. Повидимому, здесь находился один из первых монастырей Иудейской пустыни - лавра Дука, основанная около 340-го св. Харитоном и продержавшаяся до персидского завоевания 614-го. Потом были латинские монахи 12-го века (до Айюбидов); и наконец не то греческие, не то грузинские, а может и те и другие (их выгнали мамлюки в конце 14-го); дальше имеем только редких паломников. В 1874-м гора была приобретена греко-православной патриархией. Последняя пристроила к тому, что осталось от исторического монастыря на склоне горы комплекс, известный нам ныне как монастырь Каранталь. Вершину тоже начали было застраивать, но работы остановились из-за Первой Мировой войны и коллапса основного спонсора в лице Российской империи.

Первыми из исследователей наверх забрались Виктор Герен (я пока не понял, когда именно, но явно не позже 1874-го) и Кондер с Китченером (1873). Последние углядели на вершине основания стен прямоугольной крепости, примерно 250 на 100 футов, плюс разрушенную часовню, и приписали всё это крестоносцам; хотя скорее отмеченные британцами остатки укреплений принадлежали античному Доку. После шестидневной войны сюда несколько раз ходили на разведку израильские археологи. Среди находок - фрагмент акведука и водные резервуары.

Вперёд, к цели !



Вот она, левее антенны:



Иудейская пустыня как она есть:









На юге видим высокую гору, где была другая хасмонейско-иродианская крепость, Кипрос:



Ещё немного, ещё чуть-чуть...



Близок Каранталь, да не укусишь но говорят, с этой стороны не пускают:





Остался последний рывок...



...и мы на вершине:









Церковь:









Из древностей на глаза попались только капители и фрагменты колонн; хасмонейские ли они, византийские или франкские - не берусь судить:







Постройка в южной части монастыря:









Внизу - Иерихон:



Древний Тель Султан:



И недревняя гостиница Интерконтиненталь со знаменитым казино, возвышающаяся над лагерем беженцев Акабат Джабер:



Теперь самая утомительная часть маршрута:







Неужели мы были воооон там ???



Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: Volume 1 By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas
Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine: Samarie 1 By Victor Guérin
The survey of western Palestine, volume 3 p 173, p 201
Lasapienzatojericho.it
Tags: крепости, фотоотчёты, церкви и монастыри
Subscribe

  • Тель Авив - Аэропорт Сде Дов.

    В 1937-м мэр Тель Авива Исраэль Роках обратился к мандатным властям с задумкой открыть в городе собственный аэропорт, поскольку в условиях…

  • Тель Авив - Таможня.

    Построенная британцами на исходе ПМВ узкоколейка Яффа - Лод имела небольшое ответвление на север, к линии фронта; оно покидало основную линию в…

  • Яара - Форт.

    Как я уже докладывал узкому кругу своих читателей шесть лет назад, в начале 1938-го года британский консультант Чарльз Тегарт набросал список мер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments