
(Из поездки с
Гора Карн (рог) Сартаба расположена в долине Иордана, километрах в 25 к северу от Иерихона и в 45 к югу от Бейт Шеана. Мишна (Рош а-Шана 2:4) помещает здесь промежуточный пункт для передачи евреям диаспоры сигнала о начале нового месяца:
А ГДЕ ЗАЖИГАЛИ СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ? С МАСЛИЧНОЙ ГОРЫ НА САРТЕВУ, А С САРТЕВЫ - НА ГРИПИНУ, С ГРИПИНЫ же - НА ХАВРАН, И С ХАВРАНА - НА БЕЙТ-БИЛТИН; А С БЕЙТ-БИЛТИНА - ОТТУДА НЕ ДВИГАЛИСЬ дальше, НО сигнальщик ВОДИЛ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ, ПОДНИМАЛ И ОПУСКАЛ, ПОКА НЕ ВИДЕЛ ВСЮ ДИАСПОРУ ПЕРЕД СОБОЮ - ПЫЛАЮЩУЮ СЛОВНО КОСТЕР.
В 1866-м Чокке предположил идентифицировать Сартабу с хасмонейско-иродианской крепостью Александрион. Возражений не последовало. Этот Александрион мельком всплывает у Страбона, писавшего на рубеже нашей эры:
Помпей... приказал разрушить все стены и, насколько возможно, уничтожить разбойничьи гнезда и казнохранилища тиранов. 2 таких разбойничьих притона представляли собой крепости, расположенные в горных проходах по направлению к Гиерикунту {это он Иерихон так обозвал ?}, — Фрекс и Тавр; другие — Александрий, Гирканий, Махерунт и Лисиада и те, что около Филадельфии, а также Скифополь близ Галилеи.
(География 16 2:40)
Но главный наш информатор, естественно, чуть более поздний Флавий; объект неоднократно упоминается в Иудейских древностях и в начале Иудейской войны. Наиболее ранний контекст - 13-я книга ИД (16:3); мол, там (а ещё в Гиркании и Махероне) царица Саломея Александра (Шломцион, 76-67 до н.э.) хранила свои сокровища. Представляется вероятным, что крепость была построена её мужем Александром Янаем (103-76 до н.э.) и названа в его честь. После смерти Александры её сыновья Гиркан и Аристобул повздорили и за поддержкой обратились к
Выслушав их, Помпей признал факт насилия, совершенного Аристобулом, и затем с ласковыми увещаниями отправил их домой, обещая явиться в их страну и там привести все в порядок, лишь только покончит все с набатейцами. Пока же он просил их держаться спокойно. Вместе с этим он отличил Аристобула, чтобы удержать его от организации восстания в стране и от занятия проходов. Впрочем, Аристобул действительно так и сделал: он не стал ожидать всего того, что ему обещал Помпей, но отправился в город Дий, а оттуда в Иудею. На это Помпей разгневался и, собрав войско, предназначенное для похода против набатеян, равно как вспомогательные отряды из Дамаска и прочей Сирии, во главе всех римских войск двинулся на Аристобула. Миновав Пеллу и Скифополис, он прибыл в Корею, самый северный город Иудеи, и отсюда отправил в прекрасную, воздвигнутую на вершине горы крепость Александрией, куда бежал Аристобул, [гонца] с предложением явиться к Помпею. Аристобул, побуждаемый многими не воевать с римлянами, покинул крепость и, уговорившись с братом относительно дальнейшего правления, вернулся затем, с разрешения Помпея, назад в крепость. Так поступал он и во второй, и в третий раз, постоянно льстя себя надеждою овладеть еще царством и притворяясь покорным исполнителем всех решительно приказаний Помпея, но вместе с тем каждый раз возвращаясь назад в свою крепость, чтобы не лишать себя опоры и иметь возможность готовиться [там] на случай войны, постоянно опасаясь, как бы власть не перешла все-таки к Гиркану. Когда же [в конце концов] Помпей приказал ему сдать крепость и лично поручить это своим военачальникам (иначе нельзя было сделать это), то Аристобул хотя и повиновался, но сделал это со злобою в сердце, вернулся затем в Иерусалим и стал готовиться [там] к войне.
(Иудейские древности 14 3:3)
Позже Авл Габиний осаждал здесь сына Аристобула, Александра. А решив проблему, снёс эту лубяную избушку от греха подальше (минус 57-й год, ИД 14 5:3). А там и вовсе пропал хасмонейский дом, и да здравствует Ирод. Около минус 37-го последний поручил своему брату Ферору отстроить объект (15:4). В этой крепости он держал свою жену Мариамну и тёщу Александру, пока ездил на поклон к Октавиану (ИД 15 6:5); сюда возил на экскурсию приближённого Октавиана, Марка Агриппу (ИД 16 2:1); арестовал местного коменданта по обвинению в сговоре с сыновьями от Мариамны, Аристобулом и Александром (никакого разнообразия в именах; 10:4); а когда казнил этих самых сыновей в Себастии, то здесь похоронил их под покровом ночи (11:7).
В 1981-4 Йорам Цафрир и Ицхак Маген провели на вершине Сартабы три сезона раскопок под эгидой Иерусалимского университета и Администрации Иудеи и Самарии. Они выделили три периода - хасмонейская крепость; иродианский зал (от зала в частности сохранились фрагменты колонн в форме сердечка, но что-то мы их не заметили); и следы обитания в первом веке нашей эры, вероятно оставленные римским гарнизоном. Представляется вероятным, что римляне удерживали крепость в период Великого Восстания (поэтому в основной части Иудейской войны о ней ни слова) и оставили её ближе к концу века. В какой-то момент объект - вероятно, уже долгое время заброшенный - был разрушен землетрясением.

Нам, туда:


Итак, перемагендавидясь...


Скамейка с видом на долину Иордана:

Снова вперёд:

Пройденный путь:

Впереди видны резервуары:



Ещё немного, ещё чуть чуть...


We did it !

Здесь была крепость:



Ещ один взгляд на долину Иордана:

Работа охотников за древностями ?


Интересная каменюка:

На обратном пути:


Фотографии: в wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, volume 1
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера
Отчёт ЖЖ-юзера