Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Джуб Юсуф.



Начнём со всем знакомой истории, приключившейся с библейским Иосифом:

И сказал Исраэйль Йосэйфу: ведь братья твои пасут в Шехэме; пойди же, я пошлю тебя к ним. И он сказал ему: вот я. И он сказал ему: пойди же, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хэвронской; и он пришел в Шехэм. И нашел его некто, когда он блуждал по полю, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: братьев моих ищу я; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они двинулись отсюда, ибо я слышал, как они говорили: "пойдемте в Дотан". И пошел Йосэйф за братьями своими, и нашел их в Дотане. И увидали они его издали, и прежде чем он приблизился к ним, они замыслили убить его. И сказали друг другу: вот сновидец тот подходит. Теперь же пойдем и убьем его, и бросим его в одну из ям, и скажем: хищный зверь съел его; и увидим, чем станут сны его. И услышал Рыувэйн, и избавил его от рук их, и сказал: не лишим его жизни! И сказал им Рыувэйн: не проливайте крови; бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а руки не налагайте на него; чтобы избавить его от рук их, чтобы возвратить его к отцу его. И было, когда пришел Йосэйф к братьям своим, они сняли с Йосэйфа рубашку его, рубашку его разноцветную, что на нем. И взяли его, и бросили его в яму; а яма эта пустая, не было в ней воды.
(Бытие 37:13-24)

Дотан, сообщает нам Евсевий, "существует в пределах Севасты, отстоя от нее на 12 милиариев к С". В 1851-м Ван де Вельде набрёл километрах в 16 севернее Себастии на холм с идеально подходящим названием Тель Дотан; так что, кажется, с географией этой истории сейчас всё ясно. Но за тысячу с гаком лет до Ван де Вельде яма Иосифа перекочевала в Коран, причём без каких-либо географических ориентиров:

Один из них (братьев) воскликнул: «Если вы [все же] решили что-то сделать, то не убивайте его, а бросьте на дно колодца, он будет подобран путниками... Когда ушли они с ним и сообща решили, что поместят его на дно колодца, Мы внушили ему (Юсуфу) [Божественным Откровением]: «Ты им еще напомнишь об этом поступке, а они и не почувствуют [они, увидев твою власть и величие, даже представить себе не смогут, что ты — это тот самый беззащитный Юсуф]».
(12:10-15)

Мусульманские комментаторы, таким образом, были вольны искать место злоключений Юсуфа где угодно, и находили в разных местах - от Иерусалима до "где-то в Сирии". В 13-м веке Якут аль-Хамауи приводит две версии - самарийскую и галилейскую:

Джуб Юсеф, дыра, в которую его бросили братья, чём упоминает Аллах в его драгоценной книге, находится в Урдане, между Баниасом и Тверией, 12 миль от Тверии по дороге в Дамаск. Так сказал Истахри, а другие говорят, что Яков жил в Шхеме в Палестине, и что колодец... находится между Кфар Махпария, называемой Санджил, и Шхемом...

аль-Истахри - географ десятого века; в том же десятом Кудама помещает яму Иосифа (Джуб Юсуф) в окрестностях Тверии, а аль-Мукадаси - в одном переходе от Баниаса. При крестоносцах традицию переняли христианские авторы (так, проезжавший мимо в 1838-м Робинсон упоминает Бурхарда); а поскольку в отличие от мусульман твёрдо знали, что яма должна быть в Дотане, то и последний перенесли в Галилею.

В четырнадцатом веке марокканский путешественник Ибн Батута обнаруживает яму между Тверией и Бейрутом, во дворе небольшой мечети. В 1470-м бельгиец Ансельм Адорно впервые отметил в нужном месте "красивый каравансарай недавней постройки". Возможно, строительство имело место при мамлюкском султане Якмаке примерно в 1440-м, одновременно с соседними ханами у моста дочерей Иакова и в Хирбет аль-Минья. Аквиланте Рочетта (1599) упоминает каравансарай и колодец, и что объект почитался восточными христианами. Два века спустя наполеоновский географ Пьер Жакотен на своей карте пометил один из перекрёстков дорог "Puits de Joseph", но о каравансарае почему-то умолчал; хотя соседние каравансараи у него отмечены. А находившийся по другую сторону баррикад британский морской офицер Фрэнсис Спилсбери оставил рисунок с сопроводительным текстом:

Происхождение этого колодца народ связывает с Иосифом, слугой Потифара. Турки испытывают глубокое почтение ко всему наследию праотцев, и потому возвели над ним мечеть. В здании есть каравансарай для путешественников. Маленькая дверь справа ведёт к колодцу... слева видна фигура, закрывающая яму, в которой якобы Иосиф был заточён братьями; и справа находится маленькая кирпичная могила с четырьмя арками и куполом. Её называют "могилой волка", и турки рассказывают такую легенду. Когда братья Иосифа принесли его одежду отцу Иакову, они рассказали что волк убил и разорвал его сына, и что они уничтожили того волка. "Тогда идите" - сказал праотец - "и похороните волка, и вы заодно похороните моего сына."
...
Яма имеет форму конуса, узкая вверху, но расширяющаяся ко дну. Её стороны выложены гладким цементом, и глубина всего около десяти футов. В октябре 1799-го, когда был сделан этот набросок, она была отвратительна, из-за тел, которые бросили в неё проходившие французские войска.


Jub-Yusuf-spilsbury-1799-aro-1

Иоганн Бурхардт - рисковый парень, специализировавшийся на посещении закрытых для европейцев частей Ближнего Востока под видом "шейха Ибрагима ибн Абдаллы" - побывал здесь в 1812-м. Видим, что описание ямы у Бурхарда не совпадает с описанием у Спилсбери; тогда как последнее соответствует современному состоянию (за исключением тогдашних трупов и нынешней "беседки"). Подозреваю, что Бурхардт имел в виду мельком упомянутый Спилсбери второй колодец, за "дверью справа".

Мы покинули город (Цфат) рано утром, и спустились по склону горы к озеру; земля здесь большей частью необработанная и без деревьев. Через два с четвертью часа (пути) находится хан Джоб Юсеф, или хан "Колодец Иосифа", расположенный на узкой равнине. Хан быстро разрушается; возле него есть большой резервуар. Здесь показывают колодец, в который Иосифа бросили братья; он находится в маленьком дворе рядом с ханом, примерно три фута в диаметре и по меньшей мере тридцать глубиной. Мне сказали, что его дно высечено в скале; стены, на всю глубину что мне было видно, выложены камнем; и он никогда не пересыхает, поэтому трудно поверить что это колодец, в который был брошен Иосиф. Вся гора в окрестностях покрыта чёрными камнями; но в основном скала из известняка. Местные жители говорят, что слёзы Иакова, капавшие на землю пока он искал сына, превратили белые камни в чёрные, и называют эти камни слезами Иакова. Колодец Иосифа почитаем и турками, и христианами; у первых есть маленькая часовня рядом с ним, и люди из караванов редко проезжают здесь без того, чтобы произнести несколько молитв в честь Юсуфа. Хан находится на большой дороге из Акко в Дамаск. Его населяет дюжина магрибских солдат с семьями, и они обрабатывают поля рядом с ним.

Ниже ещё одна картинка - Тейлор, 1839. Вполне вероятно, что дата не совсем точна, и рисунок был сделан до землетрясения 1837 года, которое скорее всего изрядно повредило каравансарай.



В 1867-м объект попался на глаза Марку Твену; и опять "та самая яма" оказалась во дворе каравансарая:

Часов в десять утра мы остановились у рва Иоси­фа. Это разрушенный средневековый караван-сарай, в одном из боковых дворов которого мы увидели глубокий, обнесенный стенами и крытый сводом ров, наполненный водой; предание гласит, что в этот самый ров бросили Иосифа его братья. Более достоверное предание, опирающееся на географию страны, утверж­дает, что знаменитый ров находится в Дофане, при­мерно в двух днях пути отсюда. Как бы там ни было, раз многие верят, что это и есть настоящий ров, на него любопытно поглядеть.
(Простаки за границей, глава 20)

В 1875-м исследователи из PEF отметили, что здание "всё ещё в очень хорошем состоянии, и используется торговцами для отдыха"; опять же вполне возможно, что "хорошим" оно было по сравнению с другими руинами. Чуть позже Даллес характеризует хан как полуразрушенный (но всё ещё застаёт там караван из Дамаска); и (по Петерсену) чуть раньше британцев Герен описывает объект примерно так же. В конце девятнадцатого века каравансарай попадает на фотографию (1867-1895, via); к сожалению снимок сделан очень издали и доступен мне только в таком разрешении:

Jub-yusuf-1867-1895-ojd-1

До 1948-го рядом то существовала, то не существовала небольшая деревушка, тоже называвшаяся Джуб Юсуф. Согласно документу от 1596 года, она насчитывала 13 домов. К девятнадцатому веку деревня была заброшена. В начале двадцатого на её месте поселились бедуины из племени Араб аль-Суяд; в 1945-м британцы насчитали 170 жителей. 4 мая 1948-го деревня была занята Пальмахом в ходе операции Ифтах. В деревне была могила шейха Абдаллы с куполом. По амуданану, могила находится к западу от каравансарая и там давным-давно только груда камней. Та самая "могила волка" ?

Итак, первым делом заезжаем в кибуц Амиад, и вдоль южной его ограды добираемся до этого приметного пилбокса. Табличка говорит, что объект использовался защитниками кибуца в войну за независимость. Я не понял, подвергался ли когда-либо кибуц нападениям, но весной 1948-го были обстрелы транспорта поблизости. Аналогичный пилбокс можно увидеть в кибуце Рамат а-Ковеш.











Рядом с пилбоксом находим запертые ворота, отпертую калитку, а по другую сторону последней - ржавый трактор...



...и грунтовую дорогу, ведущую на юг:



По ней минут через пять добираемся до каравансарая:



Вид с северо-запада:



И с юго-запада; такая кладка из чередующихся рядов светлых и тёмных камней называется аблак:



Около северо-восточного угла комплекса находим дыру в заборе:



План, позаимствованный из википедии. Размер здания 47 на 34 м, внутренний двор 22 на 16 м, толщина стен от 1.5 до 2.8 м. В северо-западном углу (1) - видимо двор с колодцем, отмеченным у Спилсбери и Бурхардта; рядом (6) помещение с михрабом; я как-то умудрился пропустить и то, и другое. Михраб подтверждает слова Бурхардта, что "колодец во дворе" тоже претендовал на высокое звание "той самой ямы". Можно вспомнить и Ибн Батуту с его "ямой во дворе небольшой мечети" 14 века; может (как предполагает Петерсен) здание более раннее (но хм, путешественник пишет про небольшую мечеть, и ничего про каравансарай); или сотню лет спустя строители каравансарая учли расположение прежней мечети. Кстати, в южной части комплекса видим ещё одну комнату с михрабом (17).



Ворота:



Справа вход в комнату номер 2:





Слева номер 4:



И 5:



Лестница на второй этаж:





Вид сверху на внутренний двор, в направлении на юго запад:



И на северо-восток:



Западная галерея (номер 12):



На востоке - вероятный загон для скота, дальше холм и колодец:



На юге - пруд:



Спускаемся и заходим во двор; вот ворота изнутри:



Восточная сторона двора:



Восточная галерея (номер 14):





В юго-западном углу дверь в короткую галерею (16), соединённую с западной (12):





Номер 17, мечеть:



Это, наверно, номер 18:





Тропинка от ворот каравансарая приводит нас к колодцу:





С 1912 года мало что изменилось:

Jub-Yusuf-1912-bci-1

Табличка на урду: Во имя Аллаха, колодец Иосифа, да покоится он с миром, 1318 (т.е. 1900):



Внутренняя сторона купола:



Собственно яма:





И в заключение - вид с холма на уже хорошо знакомый нам каравансарай:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
Palestine under the Moslems. A description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange p 418, p 465
Picturesque scenery in the Holy Land and Syria: delineated during the campaigns of 1799 and 1800 By Francis Spilsbury
Travels in Syria and the Holy Land By Johann Ludwig Burckhardt
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: a journal of travels in the year 1838 by Edward Robinson, Eli Smith
The survey of western Palestine (volume 1) By C R Conder et al
The ride through Palestine By the Rev. John W. Dulles
Palestine and Syria: Handbook for Travellers By Karl Baedeker
Borisfenus.blogspot.co.il
Michaelarch.wordpress.com
Отчёт ЖЖ-юзера levakov
Отчёт ЖЖ-юзера m_k
Отчёт ЖЖ-юзера borisfen100
Tags: доты, каравансараи, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Недонамерок 2.

    Обкатка КШМ Офек на базе сначала Меркавы 2, а потом 3 идёт уже давно. 3 июня "войска технологии и логистики" представили переделку Меркавы 3,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Недонамерок 2.

    Обкатка КШМ Офек на базе сначала Меркавы 2, а потом 3 идёт уже давно. 3 июня "войска технологии и логистики" представили переделку Меркавы 3,…