В очередной раз - о "восточной железнодорожной линии". Как мы знаем, изначально линия была построена турками в ПМВ и соединяла Лод с Тулкаремом; плюс к северу от Тулкарема добавили тупиковый отрезок, доходивший до окрестностей Хадеры; там турки рубили лес на шпалы и дрова. К концу 1918-го новые британские пользователи железной дороги переделали её на стандартную колею и продолжили на север до Хайфы, и в 1920-м построили возле Хадеры полноценную железнодорожную станцию. В 1953-м израильтяне проложнили параллельную прибрежную линию, тоже включавшую станцию в Хадере и сливавшуюся с восточной линией немного севернее; вероятно, именно тогда старая станция стала называться "Хадера Мизрах" (восток). В 1969-м восточную линию закрыли; Хадера Мизрах и отрезок, соединяющий её с прибрежной линией, с тех пор и до наших дней обслуживают исключительно предприятия кооператива Гранот. Британские строения потихоньку ветшают. Были планы снова запустить "восточную линию", и в числе прочего восстановить старые здания; но, пока единственное изменение - заборы с грозными табличками "низзя"...
Для справки - схема османских железных дорог в Палестине, ПМВ:
(Коттерелл)
И британских в конце войны:
(Коттерелл)
Добраться до станции можно съехав с 65-го шоссе к воротам промзоны, свернув на грунтовку слева от ворот, и объехав промзону по периметру. Дорога несложная, только слегка трясучая. Минут через несколько она упирается в железнодорожный мост через Нахаль Хадера. Слезайте, граждане, приехали. Судя по гуглкарте, скорее всего можно подъехать и со стороны Хадеры.
Тот самый мост в 1938-м:
(Национальная фотоколлекция, Золтан Клугер)
И он же (?) в 1952-м:
(wiki)
Вышка:
К югу - тупик:
Мост охранял типичный британский пилбокс; рядом с дверным проёмом видим номер 15:
Внутри:
Наверху:
Нахаль Хадера:
Стрелка к северу от пиллбокса:
Домик:
Ничего интересного:
Теперь дальше на север; в номере 12 живёт какое-то учреждение минздрава:
Водонапорная башня, она же вышка.
Верхний снимок сделан с неё. Но в общем-то залезать незачем, да и лестница не в лучшем состоянии.
Главное здание станции, построено в 1944-м. Низзя.
Так это было (1946):
(wiki)
Этому зданию предшествовал домик попроще, построенный в 1927-м:
(wiki)
Но вернёмся в наше время. Грузовой терминал:
Дальше:
Номер 17:
Номер 18:
Номер 16:
И ещё дальше:
Вид с севера:
Тяжёлое детство, деревянные шпалы:
Оттуда приходят поезда, туда же и уходят; также в кадре мост на 65-м шоссе:
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell
Облёт квадрокоптером ЖЖ-юзера archay