
(По следам давней поездки со Светланой и Кириллом)
От недавно фотоотчитанного Мерот порядка километра пешего пути до других интересных позднеантичных развалин, Хирбет Кейсун. Исследователи идентифицируют это место с Кационом, дважды упомянутым в Иерусалимском Талмуде (1,2) в связи с местным мудрецом Йохананом, вероятно жившим в третьем или четвёртом веке нашей эры. Есть мнение, что название происходит от слова "каце" - конец, в смысле северная оконечность Галилеи.
Первым набрёл на объект Эрнест Ренан в 1860-м, и обнаружил интересное сооружение. Среди прочих находок Ренану попалась частично сохранившаяся каменная притолока (125 на 60 на 60 см) с греческой надписью, гласящей: "Во здравие и благополучие наших господ императоров Луция Септимия Севера Пия Петринакса Августа и Марка Аврелия Антонина и Публия Септимия Геты, его сыновей, согласно обету, данному евреями"; рядом, внутри венка, добавлено "и Юлии Домны Августы". После первоначального обнаружения притолока долго не попадалась никому на глаза и считалась утерянной; но в 1984-м Рахель Гахлили с коллегами заметила подозрительную каменюку, перевернула, и переоткрытие свершилось. Теперь каменюка находится в саду резиденции президента в Иерусалиме. Представляется логичным, что надпись была сделана в период пребывания Септимия Севера и его семьи в наших краях, в 197-199 годах. В феврале 211-го Север умер, и в декабре того же года старший сын (более известный как Каракалла) избавился от младшего (Геты). Затем имя последнего стали вычёркивать из памяти подручными средствами; и хотя люди с зубилами обычно не проявляли большой активности в глухой провинции, в нашем случае имя таки повреждено. Есть мнение, что это могло быть сделано в преддверии визита Каракаллы в Палестину в 215-м; хотя императорский маршрут здесь вроде не проходил, но лучше перебдеть...
Что же это было за сооружение, которое местные евреи посвятили языческому главе Римской Империи ? Ренан, Герен, Мастерман и позже некоторые израильские археологи, включая Цви Илана, сочли его синагогой; британцы из PEF, Коль с Ватцингером и передумавший Цви Илан - языческим храмом. Обе партии ссылались на те или иные детали архитектуры/оформления. В 1992-97 Гахлили и Энн Киллбрю провели три сезона раскопок, но в итоге тоже разошлись во мнениях - первая считает, что объект служил еврейским священникам центром и местом для проведения каких-то ритуалов, этакий частичный заменитель храма; вторая - что здесь было открытое святилище, в котором устраивались фестивали во славу римских императоров, а может и другие фестивали заодно. В общем, леший его знает. Или не знает. Так или иначе, объект использовался короткое время в поздний римский период, потом был заброшен, снова ненадолго освоен при мамлюках (тринадцатый-четырнадцатый века), и снова канул в лету.
На следующей картинке запечатлён процесс повторного обнаружения надписи:

(Ancient Synagogues - Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research By Rachel Hachlili; автор в правом нижнем углу фотографии)
...Итак, из Мерот идём на север:

И вскоре приходим:

Под тем деревом,что правее центра...

...погребальная пещера, в народе считающаяся могилой вышеупомянутого рабби Йоханана из Кациона и рабби Шимона бен Лакиша (ака Реш Лакиш). Реш Лакиш, рассказывает нам Талмуд, в молодости был не то гладиатором, не то разбойником; и возможно оставался бы им до старости, но приключилась с ним такая история...
Однажды пребывал рабби Йоханан в водах реки, и, увидев его, Реш Лакиш принял его за женщину и, вонзив свое копье в дно реки, прыгнул на другой берег.
Сказал ему [р. Йоханан]: Силу твою — Торе!
Сказал ему [Реш Лакиш]: Красу твою — девам!
Сказал ему: Если оставишь стезю твою, отдам тебе мою сестру, которая гораздо красивее меня.
Принял условие.
Хотел вернуться к оставленным одеждам, но вернуться не смог.
Учил его Писанию, учил его Мишне и сделал его великим мужем.
(via)
Остепенился Реш Лакиш, стал семьянином и знатоком Торы, часто и интересно возражал рабби Йоханану, и рождалась в их спорах истина. Хэппи энд ? Нет, ещё не энд...
В один день случился спор в доме учения: «Меч, нож, дротик и копье, серп ручной и серп жнеца — когда начинают принимать нечистоту? С того момента, как их сотворение завершено». А когда же их творение считается завершенным?
Рабби Йоханан сказал: Как только они выходят из горна.
Реш Лакиш сказал: Как только остудит их в воде.
Рабби Йоханан сказал: Знает разбойник свое ремесло!
А ведь мы знаем, что слово не воробей, и что все болезни от нервов...
И упокоилась душа рабби Шимона бен Лакиша, и сокрушался о нем рабби Йоханан весьма.
Сказали мудрецы: Кто пойдет и упокоит его мысли? Пойдет рабби Эльазар бен Педат, он учен.
Пошел и сел перед ним. И на каждое слово, сказанное рабби Йохананом, говорил: Есть у меня аргумент в помощь сказанному!
Сказал ему: Тебе далеко до сына Лакиша […] Тот на всякое слово, сказанное мной, приводил 24 контраргумента, а я на них — 24 разрешения, и таким образом росло учение […] а ты мне — «аргумент в помощь сказанному»! Разве я того не знаю, что хорошо говорю?! И ходил он и рвал свои одежды, и все плакал и вопрошал: Где ты, сын Лакиша, где ты, сын Лакиша?! И так взывал, пока не потерял свои знания, и молились о нем мудрецы, и почил.
Такой вот поучительный валар моргулис. Правда, речь в этой истории идёт о Йоханане бар Нафхе, который вроде бы совсем другой человек, и могила его вроде бы должна быть в Тверии. Но народной памяти не прикажешь.



Вокруг ещё пещеры:





Рядом некое строение:




И ещё масса каменюк:


Теперь совсем пришли, время сверяться с планом. На последнем видим квадратную платорму со стороной примерно 35 метров с прямоугольным "главным культовым зданием"; примыкающие к платформе искусственные водоёмы; и отдельно стоящее "западное здание" с жертвенником. Как наполнялись водоёмы - дождевой водой или ещё как-нибудь - пока неясно.

Вот "пруд 1":


На дне:

Чуть дальше, по другую сторону этой плотины...


..."пруд 2":


Здесь было "главное культовое здание":




Снова на берегу первого пруда:





Черепки:

Манкала ?

"Западное здание":




Просто пейзаж, снятый на обратном пути:

Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Qazion A Late Second–Early Third-Century CE Rural Cultic Complex in the Upper GalileeDedicated to Septimius Severus and His Family By Ann E. Killebrew
Ancient Synagogues - Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research By Rachel Hachlili
צבי אילן - בתי כנסת בגליל ובגולן
Mission de Phénicie By Ernest Renan
The survey of western Palestine By Conder et al
Отчёт ЖЖ-юзера