Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

По синайской дороге - столбы, столбы, столбы... 2

SA-3-egypt-1973-pgr-1

В конце войны на истощение египетское ПВО получило пополнение в лице ЗРК С-125 ака SA-3; о боевом применении читаем в том же источнике:

Звездный час С-125 пробил весной 1970 г., когда по решению советского руководства в процессе проведения операции "Кавказ" в Египет была направлена большая группа наших ракетчиков и летчиков. Они были призваны обеспечить ПВО этой страны в условиях усилившихся налетов израильской авиации, осуществлявшихся в ходе так называемой "войны на истощение" 1968-1970 гг. Боевые действия велись в основном в зоне Суэцкого канала... При доставке вооружения из СССР в Египет использовалось около полутора десятков сухогрузов ("Роза Люксембург", "Дмитрий Полуян" и др.), перевозивших, по официальной версии, "сельскохозяйственную" технику.

Зенитные ракетные дивизионы комплексов С-125 с советским персоналом, объединенные в дивизию ПВО, были призваны усилить группировки египетской ПВО, оснащенной ЗРК С-75. Основным преимуществом советских ракетчиков, наряду с более высоким уровнем подготовки, стала новизна для израильтян, как и для поддерживающих их американцев, особенностей комплекса С-125, работавшего в несколько ином частотном диапазоне по сравнению с уже "засветившимся" у противника С-75. Поэтому на первых порах израильские самолеты не оснащались эффективными средствами радиоэлектронного противодействия С-125. Кроме того, используя равнинный характер местности, израильские летчики, как правило, действовали на предельно малых высотах, недоступных для эффективного применения С-75. Атакуя эти комплексы, они выполняли горку и пикировали в "воронку" непростреливаемой зоны над позицией ЗРК.

Отправка в Египет ограниченного советского воинского контингента способствовала реализации ряда мероприятий по повышению боевой устойчивости ЗРК. В частности, для самообороны позиций ЗРК каждому дивизиону придавались три-четыре зенитных самоходных установки ЗСУ-23-4 "Шилка" и отделение переносных зенитных ракетных комплексов "Стрела-2". В дальнейшем в Египте "Шилки" располагались в 200-300 м от позиции ЗРК, а позиции стрелков-зенитчиков со "Стрелой-2" выдвигались на удаление около 5-7 км в направлении вероятного подхода самолетов противника на малых высотах, так как в те годы это оружие могло поражать самолеты противника только вдогон. Непосредственно на огневой позиции выставлялся пост визуального наблюдения. Связь между всеми постами и командным пунктом дивизиона осуществлялась по проводным линиям. При боевом использовании комплекса С-125 в Египте для обороны от воздушного противника на малых дальностях также применялись пулеметы ДШК. Целесообразность и даже необходимость этих мер обеспечения самообороны была очевидна уже на протяжении многих лет, но их внедрение в жизнь осуществилось только применительно к частям, направлявшимся в Египет. Кроме того, силами египетских строителей позиции ЗРК были заранее оборудованы защитными сооружениями для размещения кабин и агрегатов комплекса. Железобетонные сооружения, присыпанные слоем песка толщиной 4-5 м, обеспечивали надежную защиту от бомб калибра до 500 кг. Пусковые установки ракет прикрывались обваловкой. Предполагалось создать в местах базирования каждой группировки ряда запасных полевых и ложных позиций, а также обеспечить зенитное прикрытие как стационарных, так и запасных позиций вспомогательными средствами. Буксировка пусковых установок в условиях пустыни осуществлялась тягачами АТ-С, введенными в состав дивизионов.

Как водится, первой блин оказался комом, притом кровавым. Заступление на боевое дежурство в ночь с 14 на 15 марта 1970 г. советские ракетчики отметили боевой работой, сбив двухракетным залпом египетский Ил-28, вошедший в зону поражения ЗРК С-125 на высоте 200 м с неработающей аппаратурой государственного опознавания. При этом рядом с советскими офицерами находились и египетские военные, клятвенно заверившие наших ракетчиков в том, что их самолетов в зоне обстрела быть никак не может... три дня спустя расчет переносного ЗРК "Стрела-2", прикрывавшего позицию советского дивизиона С-125, обстрелял также и египетский Ан-24. К счастью, пассажирский самолет с одним неработающим двигателем дотянул до аэродрома и сел, хотя бравые стрелки-зенитчики отрапортовали о "бесславном конце израильского агрессора".

Тем не менее, через несколько недель дело дошло до стрельб по настоящему противнику. Вначале они прошли безрезультатно. Израильские летчики старались обходить зоны поражения ЗРК, размещенных на позициях с защитными сооружениями. Стрельбы по самолетам противника, находящимся на дальней границе зоны пуска, завершались тем, что израильский летчик успевал развернуться и уйти от ракеты. Пришлось откорректировать тактику применения ЗРК. Комплексы выводили из оборудованных надежными укрытиями районов постоянной дислокации на позиции "засады", пуск ракет производился по целям на дальностях до 12-15 км. Совершенствуя боевое мастерство в условиях реальной угрозы со стороны противника, советские ракетчики довели время свертывания комплекса до 1 ч 20 мин вместо 2410 мин {вероятно, 2 ч 10 мин ?}, заданных по нормативу. В результате 30 июня 1970 г. дивизиону капитана В.П. Маляуки удалось сбить первый "Фантом", а спустя пять дней дивизион С.К. Завесницкого "завалил" и второй F-4E. Последовали и ответные удары израильтян. В ходе ожесточенного боя 18 июля в дивизионе В.М. Толоконникова погибло восемь советских военнослужащих, но и израильтяне не досчитались четырех "Фантомов". Еще три израильских самолета были сбиты дивизионом Н.М. Кутынцева 3 августа, а спустя несколько дней при посредничестве третьих стран было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий в зоне Суэцкого канала.

Приведенные выше сведения о боевой работе советских ракетчиков основаны на воспоминаниях участников событий, опубликованных в изданных в 2001 г. сборниках "Тогда в Египте" и "Интернационалисты". По данным командира развернутой в Египте советской дивизии ПВО генерал-лейтенанта А.Г. Смирнова, результативность боевого применения ЗРК С-125 с июня по август 1970 г. характеризуется девятью сбитыми и тремя поврежденными самолетами противника, а по несколько эмоциональным оценкам других ветеранов с более развитым воображением - 21 победой. Сами израильтяне подтвердили потерю всего пяти своих самолетов, сбитых комплексами С-125. По тем же израильским оценкам, еще шесть их самолетов было сбито арабскими ЗРК С-125 в ходе октябрьской войны 1973 г.


Поставки к началу 1990-х (?), согласно http://bmpd.livejournal.com/257111.html:

ЕГИПЕТ
44 ЗРК С-125
12 ТДН С-125 + 2 батареи
1808 ракет В-601П

СИРИЯ
47 ЗРК С-125М/С-125М1А "Печора"
14 ТДН С-125М
1821 ракета В-601ПД + 106 учебных ракет


Другой источник утверждает, что к ВСД Египет имел 50 ЗРК С-125 «Печора», а Сирия 8.

Ещё египетские С-125:

SA-3-egypt-twr-1

SA-3-position-egypt-otv-2

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) заряжает пусковую:

SA-3-loading-egypt-otv-1

Позиция:

SA-3-position-egypt-otv-1

С-125 и С-75:

SA-3-egypt-1973-pgr-2

ТЗМ на параде, 1980:

SA-3-parade-egypt-19801006-4lj-1

Примерно наши дни:

SA-3-egypt-wmpf-1

Современный вариант Печора-2 (или 2М); в отличие от оригинала, пусковая установлена на грузовике МЗКТ-8021; согласно SIPRI, Египет получил 10 таких в 2002-06 годах и 20 в 2010-11:

SA-3-egypt-c2012-mic-1

SA-3-egypt-wmpf-2

SA-3-egypt-wmpf-3

Сирия, тоже наши дни:

SA-3-syria-sbc-2

SA-3-site-eastern-ghouta-captured-by-jaish-al-islam-2012-sbc-1

SA-3-syria-sbc-3

И тоже Печора-2; согласно SIPRI, Сирия получила 12 в 2011-13 годах:

SA-3-syria-sbc-4

Учения, 2012:

Pechora-2M-exercises-syria-2012-gnv-1

Pechora-2M-exercises-syria-2012-gnv-2

В ходе ВСД несколько египетских С-125 попало в сионистский плен:

SA-3-captured-west-of-canal-19731021-gty-1

SA-3-captured-from-egypt-1973-pgr-4

Ранние ТЗМ на базе ЗиЛ-157 (ПР-14А / ПР-14АМ / ПР-14Б):

D335-038
(Илан Рон, Национальная фотоколлекция)

SA-3-captured-by-idf-1974-gty-1

Поздняя ТЗМ на базе ЗиЛ-131 (ПР-14М / ПР-14МА); на двери что-то похожее на ивритские буквы "хет" и "алеф" - типа собственность ВВС ?

D335-031
(Гад Бинтер, Национальная фотоколлекция)

Поздняя ТЗМ едет по понтонному мосту через Суэцкий канал:



Один экземпляр ТЗМ есть в музее Батей а-Осеф.
Tags: египет, зур, россия, сирия, ссср
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…