(Ави Охайон, Национальная фотоколлекция)
...Или не были. Я не знаю, попали ли под напильник танки, уже послужившие в АОИ по обозначением Тиран-4/5, или "излишки" трофейных Т-54/55, тихо ржавевшие где-то на хранении; а может оба ответа верны. Так или иначе, на базе самого массового танка всех времён и народов сделали тяжёлый БТР, приняли на вооружение и прозвали "Ахзарит" ("жестокая").
Башню, ясное, дело, сняли; корпус подрихтовали, навесили дополнительную броню (в количестве, доведшем массу машины до 44 тонн по сравнению с 27 тоннами безбашенного Т-54/55) и усилили подвеску. Внутри оборудовали места для трёх членов экипажа и семи десантников. Место родного двигателя занял 650-сильный Detroit Diesel 8V-71 TTA (позже - 850-сильный 8V-92 TA). Меньшие размеры нового дизеля позволили сдвинуть его к левому борту, освободив справа место для выхода назад из десантного отделения. Наверх воткнули четыре МАГа, из которых один на дистанционно управляемой турели ("МАГ Рафаэль"); позже некоторые машины получили новую турель от Рафаэль или Эльбит с полудюймовым Браунингом.
Девайс долгое время служил в бригаде Голани и резервной бригаде Александрони; на верхней фотографии - "голанчики" на учениях в 1998-м. Несколько лет назад Голани начали получать новые ТБТР Намер, и их Ахзариёт перешли по наследству Гивати. В ходе различных операций на "территориях" машины иногда придавались и другим пехотным бригадам.
Источниками по хронологии разработки и производства любезно поделился david_2:
Зеэв Бонен, "РАФАЭЛЬ – из лаборатории в бой", стр. 121-124:
После войны Судного Дня по поручению командующего танковыми войсками Моше Пеледа РАФАЭЛЬ создает "Группу сухопутного боя" во главе с Даном Рогелем, по разработке технических решений для сухопутных войск, учитывая уроки войны и требования общевойскового боя.
Ноябрь 1976 – первый штабной документ по теме: "БТР прорыва [НАГМАШ авкаа]".
19 июля 1977 – подано формальное предложение по разработке.
"Спустя год" – произведен первый образец тяжелого БТР "Офен тивъи" ["Естественный образ"], проведены опыты на морском берегу на севере, бойцы Голани отрабатывали на образце езду, посадку, высадку, ведение огня на ходу.
Неуказанная дата – изготовлена деревянная модель в масштабе 1:1. Менее чем через год – замНГШ Йекутиэль Адам предоставил РАФАЭЛю танк Т-55 для дальнейшей работы над тяжелым БТР. [Неясно, где именно находятся эти эпизоды на временной шкале относительно предыдущих].
Июнь 1982 – документ РАФАЭЛЬ "Офен тивъи – боевая бронированная машина пехоты" с описанием ТТХ.
4 сентября 1984 – командование сухопутных сил издает документ "Ахзарит – задание на разработку" – "Утверждено принятие БТРов на вооружение".
Амира Шахар, "История службы вооружений 1967-1985", стр. 280-281:
Разработка Ахзарит началась в РАФАЭЛе в 1977. В службе вооружений, командовании танковых войск и интендантском управлении ГШ было много противников, утверждавших, что оперативная необходимость не доказана и не оправдывает таких расходов на разработку, принятие на вооружение и техобслуживание.
Несмотря на это, замНГШ Йекутиэль Адам решил в январе 1981, что потребность в тяжелом БТР для пехоты существует, и вынес вопрос на совещание ГШ. Службе вооружений поручено проверить базовую идею создания БТР на основе существующего танка. Служба вооружений проверила четыре варианта: на базе Шота, Магаха, Меркавы и Тирана, предпочтением службы вооружений был БТР на базе Меркавы.
Тем не менее после первой ливанской войны было решено создать БТР на базе Тирана как экстренный проект, определенный замНГШ как "оружие внезапности", секретное для иностранцев. Служба вооружений создала проектную группу во главе с подполковником Дуби Дойчманом, которая курировала всех участников внутри и вне службы вооружений. Общее руководство проектом и автотехническая часть были за службой вооружений, РАФАЭЛЬ отвечал за системы вооружения, бронирование и боевое отделение.
Серийное производство велось в 7200-м ремонтно-восстановительном центре службы вооружений, часть работ также велась в 7100-м центре. В ценах 1984-го года серийное производство стоило около 600 тысяч долларов за единицу, для первого этапа разработки и принятия на вооружение 300 единиц, реально на вооружение было принято меньше. Процесс производства и принятия на вооружение начался в 1987, общей стоимостью в 163 млн долларов.
"7200-й ремонтно-восстановительный центр", стр. 18-19:
Задание на производство Ахзарит получено в середине 1986. Подготовительные работы вели уже с начала 1986: отбор гусениц и корпусов Тиранов-4 и Тиранов-5.
Вторая половина 1987 – разрезание корпусов для двух первых единиц: рабочая модель и опытная серия.
Май 1988 – выпущено две первых единицы.
Январь 1989 – начало серийного производства. Декабрь 1995 – окончание серийного производства. Всего выпущено 220 единиц.
Производственный процесс ?
Ливанская граница, 1996:
Учения Голани, 1998:
(Ави Охайон, Национальная фотоколлекция)
Операция "Защитная стена", 2002:
Окрестности Газы, 2004:
У этого экземпляра "неправильные" катки, похоже от Центуриона или Меркавы:
Выход из Газы, 2005; тоже неродные катки:
В интифаду часть машин оборудовали застеклённой командирской башенкой:
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
А вот почему у них на рафаэлевской турели МАГ с сошками - ХЗ:
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
Окрестности Газы, 2006:
(Ави Охайон, Национальная фотоколлекция)
(Ави Охайон, Национальная фотоколлекция)
(Ави Охайон, Национальная фотоколлекция)
(Ави Охайон, Национальная фотоколлекция)
Ахзарит с турелью Рафаэль Мини-Самсон ("Катланит"):
2014:
(wiki)
2016:
(wiki)
С турелью Эльбит "Драконит":
Голаны, 2018:
Экспериментальная установка полноразмерного Самсона с чем-то похожим на 30-мм Bushmaster II:
Интерьер:
Латрун: