Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Category:
  • Mood:

Иерихон - Синагога "Шалом аль Исраэль".



(Опять Иерихон, опять с Бейт сефер саде Кфар Эцион.)

В лохматые мандатные годы некий иерихонец собирался было сажать бананы на участке недалеко от Тель Султан, но в процессе подготовки обнаружил мозаичный пол античной синагоги. В 1936-м арабский археолог Димитри Барамки провёл один сезон за расчисткой и исследованием. В какой-то момент владельцы участка из семьи Шахван построили над мозаикой дом и стали брать плату за посещение. В 1987-м дом был конфискован и передан Управлению Парков; согласно википедии, владельцы отказались принять предложенную им компенсацию. В синагогу зачастили посетители, и к началу 90-х на втором этаже образовалась иешива, которая продолжала функционировать и после передачи Иерихона в 1994-м только что образованной Палестинской Автономии. В начале второй интифады, 12-го октября 2000-го, вандалы разгромили помещение иешивы; мозаика их, как видно, не заинтересовала. Позднее помещение было частично восстановлено автономией, но с тех пор пустует. Организованные группы израильтян с армейским сопровождением, насколько я понимаю, в последние годы бывают там регулярно, как правило по пятницам.

Синагога находится метрах в 500 к северо-востоку от Тель Султан. Судя по нарисованной Барамки схеме, внутренние размеры главного зала составляли 11 м (с северо-востока на юго-запад) на 8.6 м, при толщине стен 0.75 - 1 м; если и были какие-то пристройки, они исчезли бесследно. В короткой северо-восточной стене был вход шириной 1.88 м, а в противоположной ниша; таким обазом, здание было ориентировано на юго-запад, в сторону Иерусалима. Два ряда колонн делили зал на три нефа, центральный шириной 3.4 м и боковые шириной 1.88 м. Из немонументальных находок отчёт Барамки упоминает капитель с изображением меноры, девять монет начала восьмого века, три стеклянные бутылки (одна вроде характерная для раннеисламского периода) плюс осколки, бронзовый крюк для светильника и бронзовый сосуд. Всё перечисленное добро было найдено в промежутке между мозаикой и юго-западной стеной. Про керамику, что интересно, в отчёте ни слова.

Исходя из монет, архитектуры (базилика), стиля мозаики и начертания букв, Барамки датировал синагогу восьмым веком. Позднее Ханан Эшель согласился с датировкой, но аргументы привёл другие. Во-первых, по его мнению формулировка арамейской надписи характерна для раннеисламского периода. Во-вторых, он связал строительство синагоги и дворцового комплекса восьмого века в Хирбет Мафджар (т.н. "дворцы Хишама"), в 1.25 км северо-восточнее. Последнее сопровождалось прокладкой акведуков от Айн Дук (Нааран) и Айн Султан ("источник Элиши"); второй акведук проходил совсем рядом с нашим объектом и мог снабжать его водой. Кроме того, две арамейско ивритские надписи в Хирбет Мафджар намекают нам, что среди строителей дворца были евреи. Верлин отметает все перечисленные соображения - монеты были найдены "незапечатанными", т.е. могли закатиться в щель после того, как здание было построено; базилика вообще не аргумент, таковые строились в разное время; со стилем мозаики и надписями туманно; без серьёзных раскопок окрестностей синагоги неясно, как решался вопрос с водой, и во всяком случае неочевидно, что без акведука было никак не обойтись; а евреи жили в этом районе и до восьмого века. В общем, судя по монетам, в восьмом веке здание использовалось; но с датировкой строительства - тупик, мрак и неопределённость...

План синагоги и схема мозаичного пола центрального нефа:

Jericho-synagogue-plan-baramki-sw-394
(Baramki via Werlin)

Jericho-synagogue-mosaic-baramki-sw-395
(Baramki via Werlin)

Вид с Тель Султан. Интересующий нас объект - домик с двухскатной крышей в центре снимка, на фоне мечети.



Подъехали.





Нам туда:





Мозаика:



В нижней части - почти полностью сохранившаяся арамейская надпись: "Да будут помнить светлой памятью всю святую общину, пожилых и молодых, которым позволил Властелин мира создать мозаику. Да запомнит он имена их и детей их и домочадцев и впишет их в Книгу Жизни с праведниками, друзьями всего Израиля. Мир..."





Выше медальон с менорой, лулавом, шофаром и надписью "шалом аль Исраэль" ("[да пребудет] мир над Израилем"); и, видимо, изображение синагогального ковчега:







Медальон на фотографии 1967 года (via paintervic):



Копия медальона в Музее Доброго Самаритянина:



Слева и справа:





Второй этаж:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Ancient Synagogues of Southern Palestine, 300-800 C.E.: Living on the Edge By Steven H. Werlin
Отчёт ЖЖ-юзера svetss
Tags: мозаики, синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Пегасы на выпасе.

    "Испанский БРДМ" Pegaso VEC-M1 испанского же контингента ЮНИФИЛ патрулирует границу возле ливанской деревни Кафр Кила (что, согласно википедии,…

  • Из заморского из леса... 3

    Подразделение ЮНИФИЛ из Ганы, с броневиками Typhoon от STREIT Group. 2018: 2019:

  • Берсальеры, вперёд ! 4

    Итальянский солдат (не берсальер - перьев не видно ?) в составе ЮНИФИЛ, и его Iveco VM 90 Protetto.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments