Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:

Нааран.



Честь обнаружения античной синагоги к северо-западу от Иерихона принадлежит неким туркам, совершенно случайно попавшим в неё 27 июня 1918 года. "13.45 Вражеское орудие калибра 5.9 дюймов открыло огонь по лагерю у источника Айн эд-Дук. Эскадроны выведены из расположения, для лошадей найдено укрытие в Вади Нуэймa. Обстрел прекратился в 15.00. Всего по лагерю и штабу полка выпущено 43 снаряда..." - делится с нами mitiaf фрагментом из дневника боевых действий Веллингтонского конного стрелкового полка. Потери свелись к одному раненому; было убито три лошади и ранена одна. Зато когда осела пыль, новозеландцы увидели античную мозаику.

По инициативе дивизионного капеллана Уильяма Мэйтленда Вудса (заподозрившего церковь) мозаику частично расчистили, сфотографировали, послали картинки Клермону-Ганно, и последний вынес вердикт "синагога". Расчисткой, увы, не ограничились - два небольших фрагмента мозаики уплыли в Австралию, где позднее были пожертвованы церквям в Сиднее и Брисбене. В 1919-м находку археологически разведали сперва британцы Реджинальд Энджелбах и Эрнест МакКэй, потом французы Луи-Юг Венсан и М.Ж. Лагранж из Библейской Школы. Тот же Венсан в апреле 1921-го провёл первые и единственные раскопки. В 1969-м объект попался на глаза израильским агрессорам, и к короткому списку "разведчиков" присоединился Песах Бар Адон; его усилиями мозаика была дорасчищена и проведены консервационные работы. Наконец, несколько лет назад консервацией занимались палестинцы при содействии Studium Biblicum Franciscanum. В 1983-м, перед прокладкой дороги, Ханания Хизми и Хефциба Коэн проводили раскопки к востоку от синагоги; нашли остатки улицы и нескольких каменных жилых домов; судя по керамике, дома были построены не раньше четвёртого века и заброшены не позже восьмого.

Клермон-Ганно не только определил находку как синагогу, но и предложил идентифицировать её с Нааратой из описания надела Эфраима в Иегошуа 16 - мол, граница надела "нисходила от Яноаха к Атароту и Наарату и, примкнув к Йерихо, уходила к Ярдэйну"; видимо, тот же населённый пункт значится в Хрониках I 7:28 как Нааран. В четвёртом веке Евсевий записал, что "Наарафа (Νααραθά), колена Ефремова ныне есть Иудейское селение Ноораф (Νοοράθ), в 5 милиариях от Иерихона". В написанном в шестом веке житии Харитона говорится что-то о вражде между иудеями из Наарана и окрестными христианами. Аналогично, в мидраше Эйха Раба (примерно пятый-седьмой века) Иерихон и Нааран приводятся как один из примеров враждующих общин. Евсевиевские пять миль это порядка 7.5 км, тогда как в реале от "наших" руин до центра Иерихона всего 5.3; но может автор ошибся немного. Так или иначе, идентификация прижилась, и в умных книгах объект значится как Нааран.

Поскольку серьёзные раскопки синагоги не проводились, её история может быть восстановлена только в очень общех чертах. На основании архитектуры и оформления строительство датируют шестым веком. В какой-то момент мозаика была целенаправленно повреждена - изображения людей, животных и даже растений большей частью уничтожены, иногда аккуратно выковыряны более-менее по контуру фигуры, в других случаях выдраны как попало. Интересное исключение составляет прямоугольная панель с двумя газелями у входа в главный зал. Левая газель сохранилась практически полностью; правая, напротив, была почти совершенно уничтожена, но затем восстановлена, вот только гораздо менее квалифицированным мастером. Венсан предположил, что мозаику разбили сами члены общины, а потом, мол, поняли, что перестарались, и немного отыграли. Верлина эта гипотеза не устраивает. Неясно, мол, и почему расколотили только одну газель из двух, и почему не восстановили другие части мозаики (ходить же неудобно); и вообще пока непонятно, продолжала ли синагога использоваться после повреждения пола. В конечном итоге, возможно, здание было уничтожено пожаром; в отчёте Венсана значатся обгоревшие деревяшки. Возможно это произошло тогда же, когда были заброшены найденные Хизми дома; и если это действительно восьмой век, опять же возможно был конфликт с мусульманами, например на почве строительства акведука от Айн Дук к "дворцам Хишама"; но пока что всё это - малообоснованные догадки.

Итак, вперёд:







На плане видим базилику с двумя рядами по шесть колонн, ориентированную по оси север-юг. Внутренние размеры базилики 21.94 на 14.94 м; ширина центрального нефа 6.7 м, западного 3.8 м, восточного 3.2 м; ниша в южной стене - исключительно предполагаемая, эта часть здания плохо сохранилась. Фасад с тремя входами (центральный 2.1 м, боковые 1.4 м) обращён на север; к нему примыкает L-образная прихожая - 17.4 м с запада на восток, 10.2 м с севера на юг, ширина 3.6 м. Ещё одно помещение соединено дверью (тоже 1.4 м) с южной частью западной стены базилики; его назначение неизвестно. И наконец, имеем неправильной формы двор, и внутри него маленький прямоугольный дворик с чем-то похожим на бассейн. По оценкам, с гипотетическими галереями над боковыми нефами главный зал мог вмещать порядка тысячи сидячих мест.



Naaran-synagogue-mosaic-vinvent-sw-369
(Vincent via Werlin)

Прихожая была вымощена чёрно-белой мозаикой с большим изображением меноры и двумя арамейскими надписями:
- Да запомнится доброй памятью коэн Пинхас, сын Юсты, давший деньги на мозаику из собственных средств.
- Да запомнится доброй памятью Ривка, жена Пинхаса.
Но не ищите перечисленные выше (и, забегая вперёд, многие из перечисленных ниже) элементы на фотографиях - ихтамнет. Археологи утащили ?



Менора и надписи в 1921-м:

Naaran-synagogue-mosaic-narthex-vincent-sw-1
(Vincent via Werlin)

Главный зал; посетителя встречала мозаичная панель с парой газелей, почему-то установленная "кверх ногами" с точки зрения входящего:



Оригинал (?) панели в Музее Доброго Самаритянина:



К югу от панели была арамейская надпись "Да запомнится доброй памятью Халифу, дочь рабби Сафры, пожертвовавшая на это [свя]тое место, аминь"; теперь она в том же музее:



Дальше следует геометрический орнамент; в него были "встроены" изображения разнообразной флоры и фауны:



Потом уже привычный нам зодиак с колесницей Гелиоса в центре и временами года по углам:

Naaran-synagogue-mosaic-sukenik-sw-375
(Sukenik via Werlin)



Самым везучим знаком данного зодиака оказался Рак:



Дева:



Осень ("ткуфат тишрей"):



Наконец, на самом юге - панель с человеческой фигурой (подписанной "Даниэ[ль], шалом") и львами, а также синагогальным ковчегом и двумя менорами. Панель также содержала целых пять арамейских надписей, в том же духе что и предыдущие:
- Да запомнится доброй памятью руководитель общины Биньямин сын Йосе
- Да запомнятся доброй памятью все те, кто жертвовал и давал и даст на это святое место золото или серебро или другое, аминь. Их доля в этом святом месте, аминь.
- Да запомнится доброй памятью Шмуэль
- Да запомнятся доброй памятью Марут[а и ...]тина и Яако[в] её сын, пожертвовавшие на ре[монт] этого места. Их [до]ля в этом [свят]ом месте, аминь.
- Да запомнится доброй памятью Мару[...] сын Крис[...]. Их доля в эт[ом святом месте, аминь.]







Мозаика с юга на север:



Восточный неф:



Западная стена главного зала, с проходом в примыкающее помещение:



Вади Нуэйма непосредственно к западу от синагоги, вид на север; где-то там, метрах в двухстах, находятся источники Айн Дук (или Айн Дуюк; название, очевидно,напоминает нам о хасмонейской крепости Док) и Айн Нуэйма:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Ancient Synagogues of Southern Palestine, 300-800 C.E.: Living on the Edge By Steven H. Werlin
The dispersion of cultural heritage in Palestine: the case of the 6th century mosaic of the Synagogue of Ayn alDuk (Na'aran) in Jericho By Osama Hamdan, Carla Benelli
Ancient Synagogue Seating Capacities: Methodology, Analysis and Limits By Chad S. Spigel
Отчёт ЖЖ-юзера nmiddle
Tags: мозаики, синагоги, фотоотчёты
Subscribe

  • Пегасы на выпасе.

    "Испанский БРДМ" Pegaso VEC-M1 испанского же контингента ЮНИФИЛ патрулирует границу возле ливанской деревни Кафр Кила (что, согласно википедии,…

  • Из заморского из леса... 3

    Подразделение ЮНИФИЛ из Ганы, с броневиками Typhoon от STREIT Group. 2018: 2019:

  • Берсальеры, вперёд ! 4

    Итальянский солдат (не берсальер - перьев не видно ?) в составе ЮНИФИЛ, и его Iveco VM 90 Protetto.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments