Арабское название этих руин античного города - Хирбет Кафр Самир, из-за существовавшей там при турках деревни. Кто-то из исследователей предположил, что "Самир" намекает на самаритян, и на этом основании идентифицировал объект с "Кастрой Самаритянской". Последнюю приметил в 6-м веке безымянный паломник из Пьяченцы: "Напротив Птолемаиды {Акко}, в шести милях, есть город Сикамин {Шикмона} под горой Кармель; и в миле от Сикамина Кастра Самаритянская; и над ней, в полутора милях, монастырь пророка Елисея, в месте где его встретила женщина, сына которой он воскресил {Мелахим 2:4}". Посему, на иврите руины омагендавидили Хурват Кастра. Ещё одно упоминание находим в мидраше Эйха Раба (5-7 века), где Кастра и еврейская Хайфа приведены как один из примеров враждующих общин.
В начале 1990-х возникла идея бурения в этом месте тоннеля через Кармель. По такому случаю в 1993-7 Зеэв Йейвин и Джеральд Финкельштейн раскопали территорию общей площадью 32 дунама. Среди накопанного доминирует византийский период; более ранние (от халколита до римского) представлены могилами, а в более позний раннеисламский город постепенно зачах. Поскольку в римских могилах археологи обнаружили некие языческие фичи, а в византийском городе пару церквей, насчёт самаритян возникли некоторые сомнения, и появился новый кандидат - некий Порфиреон. В том же шестом веке Симеон Столпник (младший) жаловался императору Юстину II на осквернение церкви самаритянами, "из места под названием Кастра около города Порфиреон".
Ведущими отраслями экономики города были производство вина (14 винных прессов) и оливкового масла (13 маслодавилен). Часть "промзоны" можно увидеть к северу от въезда в тоннель; ещё часть спасли от тоннелепрокладчиков путём переноса на "дорогу поколений" возле Хайфского университета. Kуда подевалось остальное - засыпано ли, разрушено ли при строительстве - затрудняюсь сказать.
Подходящая парковка обнаруживается около хостеля на улице Цвия ве-Ицхак:
Оттуда по тропинке в сторону въезда в тоннель:
И к маслодавильне:
Для иллюстрации - схема другой местной маслодавильни, эвакуированной на "дорогу поколений":
Видим остатки рычажных прессов, установленных вдоль стен:
Грузила:
Давильный колодец:
Судя по цилиндрической штуковине, среди прессов были рычажно-винтовые:
По соседству находилась винодавильня:
Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Corpus Inscriptionum Iudaeae/Palaestinae - Caesarea and the Middle Coast
The library of the Palestine Pilgrims' Text Society