Буквоед (bukvoed) wrote,
Буквоед
bukvoed

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Мост Бейбарса.



Если ранним утром 7 ноября 2008 года, вместо того, чтобы захватывать мосты, почту, телеграф, телефон встречать годовщину ударным сном без задних ног, приходится везти паспорт и билет в аэропорт... по крайней мере, на обратном пути можно немного отклониться от маршрута, свернуть на 40-е шоссе в южном направлении и почти сразу же направо, на 434-е в сторону Лода - побродить с фотоаппаратом около мамлюкского моста на въезде в город, игнорируя предупреждения местных о том, что "там вода" (там - это в сезонной речке Аялон, через которую перекинут мост). Потом в сети нашлось описание моста, сделанное в позапрошлом веке Клермоном-Ганно. Итак...

Мост широко известен под несколькими названиями: и незатейливое "лодский мост" (גשר לוד, Lydda Bridge), и "мост Бейбарса" (גשר בייברס), и "мост Джиндас" (גשר ג'ינדאס ,Jindas Bridge - по названию арабской деревни Джиндас). Длина моста более 30 метров, ширина примерно 13 метров. Аялону оставлены три арки, центральная шириной примерно 6.5 метров, боковые примерно 5 метров. Со стороны истока (юго-восток) опоры моста снабжены "обтекателями". Над центральной аркой - надпись следующего содержания (мой корявый перевод английского перевода):

Во имя Аллаха доброго и милосердного, да пребудет его благословение на нашем господине Мухаммеде, его семье и всех его спутниках ! Этот святой мост был сооружён по приказу нашего повелителя аль-Малика аз-Захира Рукн ад-Дина Бейбарса, сына Абдаллы, при его сыне, нашем господине аль-Малике ас-Саиде Насер ад-Дине Береке Хане, да прославит Аллах их победы и да дарует им обоим его милость. И это под руководством скромного слуги, жаждущего милости Аллаха, Ала ад-Дина Али ас-Саввака, которому да дарует Аллах милость, а также его отцу и матери. В месяц рамадан, год 671. (надпись на одной из сторон моста местами сокращена, зато к имени строителя добавлено "бен Омар").

Получаем целых два указания на возраст моста - "рамадан 671" (март-апрель 1273), и "при его сыне" (1277-1279). По обеим сторонам надписи - изображения представителя семейства кошачьих (льва ?); рядом с передними лапами каждого льва - нечто маленькое, четвероногое и хвостатое. Внимательно изучив это нечто, Клермон-Ганно заключил, что перед нами может быть только крыса... либо белка (?) либо тушканчик (ась ?). Кошачьих Бейбарс изображать любил, это мы знаем по Нимроду; логично предположить, что жалкий грызун символизирует неоднократно битых (и практически добитых) султаном крестоносцев. Клермон-Ганно усматривает сходство между изображнием грызуна и изображением льва рампант на гербе Лузиньянов, правивших Иерусалимским королевством, а также спекулирует на тему возможной игры слов "фар" (крыса) - "каффар" (неверный).

Вполне возможно, что мост в этом месте существовал до мамлюков. Всё тот же Клермон-Ганно пишет, что обнаружил под северной аркой элементы более ранней арки, и даже подшивает в дело упоминание какого-то מעברתא דלוד в Талмуде (תלמוד ירושלמי - מכסת תענית - דף כג,ב). Так или иначе, мамлюкские строители явно использовали камни, обработанные их предшественниками, о чём свидетельствуют попадающиеся метки франкских каменотёсов. На западной стороне моста видна пара tabula ansata (табличек с примыкающими треугольными "ушами", вот так), возможно намекающих на римское или византийское происхождение некоторых стройматериалов. Клермон-Ганно предполагает, что центральная арка моста была позаимствована из разрушенной ещё Саладином церкви в Лоде, приводя как обоснование качество работы (у него вообще много "наездов" на мамлюкских сторителей... рельефы дескать грубые, камни некрасиво отёсаны итд) и шов по центру свода вместо положенного замкового камня. Не все, однако, считают такое обоснование бесспорным; так, Розен-Аялон утверждает, что существуют мамлюкские арки без замкового камня.

Несмотря на почтенный возраст, мост до сих пор в строю. По уложенному в 1936 бетонному основанию проходит улица Аба Гилель. Может, не такими уж халтурщиками были мамлюки ?


Восточная сторона. Вода в Аялоне действительно есть:


Центральная арка:


Часть моста над центральной аркой. Львы, крысобелкотушканчики, арабская вязь и свод без замкового камня:


Северная арка. И здесь нет замкового камня, однако:




Пара примеров вторичного использования стройматериалов:


Когда-нибудь этот росток развалит мост. Может быть.


Обтекатель:


В южной арке - несколько блоков с франкскими метками и диагональными бороздами, также считающимися признаком франкской работы:










Западная сторона моста.


Тоже львы итд. По сторонам центральной арки из стены торчат колонны.


На одном уровне с замковым камнем южной арки, чуть левее и чуть правее, видны две tabula ansata:




1940:


(Коллекция Мэтсона)

Ещё какой-то лохматый год:



Фотографии:
1) в picasa web albums
2) или в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-Ganneau
Between Cairo and Damascus By Myriam Rosen-Ayalon (from Archaeology of Society in the Holy Land edited By Thomas Evan Levy)
Отчёт ЖЖ-юзера m_k
Отчёт ЖЖ-юзера tozhe_kot

Crossposted to tourism_israel.
Tags: мосты, фотоотчёты
Subscribe

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • В эфире - израильская военщина 11.

    Автомобильные рации серии AN/VRC-12 были разработаны американской компанией Avco около 1963-го. После ШДВ они начали поступать в АОИ на замену…

  • Рамла - Всякое разное.

    Рядом с большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно…

  • В эфире - израильская военщина 10.

    (Набатия, 1984) К 1962-му американская компания RCA разработала для родной армии новую переносную рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную,…